Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дополнительная общеобразовательная программа по математике, 9 класс

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Решение разноуровневых задач по математике»
Возраст обучающихся: 15 – 16 лет
Срок реализации: 7 месяцев
Автор-составитель: Зайцева Елена Алексеевна
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы

Программа «Решение разноуровневых задач по математике» по содержательной, тематической направленности является научно-популярной; по функциональному предназначению - познавательной; по форме организации – групповой; по времени реализации – одногодичной.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Решение разноуровневых задач по математике» разработана в 2019 году, реализуется за рамками образовательной программы. Программа разрабатывалась на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы. (Приказ Министерства образования России от 05.03.2004 № 1089 "Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования"). Соответствует современным требованиям, изложенным в методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет техническую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Программа предназначена для подготовки учащихся 9 классов к ОГЭ и предусматривает продолжительность образовательного процесса.
Актуальность программы обусловлена тем, что данная программа может способствовать созданию более сознательных мотивов учения. Она содержит обзорную базовую информацию, аналогичную содержанию элективных курсов, поэтому позволит подготовить обучающихся к профильному обучению на старшем этапе Данная программа расширяет базовый курс математики, дает возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами математики, решение задач повышенной трудности. Этот курс предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью.
Особое внимание в программе уделяется решению прикладных задач, чтобы обучающиеся имели возможность самостоятельно создавать, а не только анализировать уже готовые математические модели. При этом такие задачи, которые требуют для своего решения, кроме вычислений и преобразований, еще и измерения.
Эти задачи отличаются интересным содержанием, а также правдоподобностью описываемой в них жизненной ситуации. В них производственное содержание сочетается с математическим.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих в данной области, является то, что данная программа достаточно универсальна, имеет большую практическую значимость.
Программа доступна всем, начинать изучение программы можно с любой темы; каждая из них имеет развивающую направленность. Предлагаемая программа рассчитана на обучающихся, которые стремятся не только развивать свои навыки в применении математических преобразований, но и рассматривают математику как средство получения дополнительных знаний о жизни.
Адресат – учащиеся в возрасте от 15 до 16 лет
Учитывая психологические особенности детей, этот возраст является самым благоприятным, так как именно в этом возрасте дети эмоционально чувствительны и отзывчивы, и открыты для познания всего нового.
По данным психологов именно детский и подростковый возраст является самым восприимчивым.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 7 месяцев – 28 часов, 1 раз в неделю.
Формы обучения
Очная форма обучения.
В соответствии с уставом школы в группе 7-12 обучающихся.
Особенности организации образовательного процесса
В образовательном процессе принимают участие учащиеся примерно одного возраста. Так в одной группе могут обучаться дети от 15 до 16 лет.
Состав групп: постоянный, но допускается движение учащихся в учебном году на основании ходатайств.
Основной формой организации образовательного процесса по программе «Решение разноуровневых задач по математике» является учебное занятие, включающее теоретическую и практическую части.
Практические занятия - освоение определённых способов действий и операций, через решение задачи, которые, в зависимости от темы могут иметь групповое и индивидуальное обучение.
Теоретические занятия - формирование у обучаемых системы знаний об изучаемом объекте. Служат основой для практической или самостоятельной работы детей по пройденной теме.
Режим занятий разработан в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, соответственно 28 часов за 7 месяцев.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения для освоения программы – 28 часов.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – формирование представления о математике как о теоретической базе, необходимой для применения во всех сферах общечеловеческой жизни.
Задачи:
1. Предметные:
• расширить знания по отдельным темам курса алгебры 5-9 классов;
• научиться применять знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма;
• узнавать стандартные задачи в разнообразных формулировках;
• выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами;
• расширить представление о сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту;
2. Метапредметные:
• развитие логического мышления;
• развитие системного мышления;
• развитие навыков устного счета;
• формирование творческое отношение по выполняемой работе;
• формирование умения работать в коллективе.
• развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов;
• развитие художественного вкуса и творческой активности.
3. Личностные:
• формирование самостоятельности в решении поставленной задачи;
• развитие чувства ответственности за выполнение поставленной задачи;
• развитие трудовых качеств;
• развивать творческую инициативу и самостоятельность;
• развивать психофизиологические качества учеников: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном;
• формирование навыка эффективного использования времени, отведенного на выполнение задания;
• формирование интереса к предмету.
1.3. Содержание программы
Учебный план
Название раздела, количество часов

1. Приемы быстрого счета (теория 1 час, практика 3 часа)
2. Методы решения уравнений различных видов (теория 3 часа, практика 3 часа)
3. Математика в физических явлениях (теория 1 час, практика 2 часа)
4. Математика в сфере обслуживания (теория 1 час, практика 2 часа)
5. Решение текстовых задач посредством моделирования (теория 2 часа, практика 3 часа)
6. Геометрия в деталях (теория 2 часа, практика 4 часа)
7. Итоговое тестирование (практика 1 час)
Форма аттестации после изучения каждого раздела осуществляется в виде тестирования
Содержание учебного плана
Основное содержание
1. Приемы быстрого счета (4 ч)
Умножение на 4, 5, 9, 10, 11, 12. Возведение в квадрат. Метод группировки. Распределительный закон. Разложение чисел на множители.
2. Методы решения уравнений различных видов (6 ч)
Тождественное преобразование. Основные виды тождественных преобразований. Посторонний корень. Потеря корня. Метод разложения на множители. Метод замены. Нестандартные методы.
3. Математика в физических явлениях (2ч)
Решение текстовых задач с физическим содержанием. Диаграммы и графики физических процессов и явлений.
4. Математика в сфере обслуживания (2 ч)
Решение текстовых задач с экономическим содержанием. Работа с таблицами, диаграммами, графиками.
5. Решение текстовых задач посредством моделирования (5 ч)
Классификация текстовых задач курса 5-9 классов. Виды моделей. Построение математических моделей и поиск пути решения задачи. Работа с условием задачи. Формулировка ответа задачи.
6. Геометрия в деталях (5 ч)
Свойства геометрических фигур. Геометрические задачи в реальной жизни. Решение задач «на клетчатой бумаге».
1.4. Планируемые результаты
Личностные:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
оперировать математическим материалом вне зависимости от способа проверки знаний.
применять знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма;
узнавать стандартные задачи в разнообразных формулировках;
формировать аналитическое мышление, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.
Регулятивные УУД:
уметь работать по заданному алгоритму;
уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Коммуникативные УУД:
уметь работать в паре и в коллективе;
уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
уметь слушать и вступать в диалог;
быть ответственным и аккуратным;
участвовать в коллективном обсуждении, при этом учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Предметные:
знать:
приемы быстрого счета, при решении различных математических задач;
методы решений уравнений различных видов;
алгоритмы решений задач прикладного характера;
этапы работы с текстовой задачей, виды математических моделей и правила построения модели-заменителя;
уметь:
принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель;
прогнозировать результаты работы;
планировать ход выполнения задания;
рационально выполнять задание;
руководить работой группы или коллектива;
высказываться устно в виде сообщения или доклада;
высказываться устно в виде рецензии ответа товарища;
получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи;
представлять одну и ту же информацию различными способами.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение

Перечень необходимого оборудования, инвентаря для реализации программы:
1. Доска
2. Компьютер, проектор, экран
2.2. Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
опросы, практические и самостоятельные работы, тестирование.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
протоколы школьного мониторинга по математике
2.3. Оценочные материалы
Перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов:
Анкета-опросник
Индивидуальная карта учащегося, для фиксации показателей освоения программы.
2.4. Список литературы
для учителя:
1. Балк М. Б., Петров А. В. О математизации задач, возникающих на практике // Математика в школе. 1986. № 3.
2. Дорофеев Г. В. Математика: 9: Алгебра. Функции. Анализ данных// Математика в школе. 2001. № 9.
3. Кожевников Т. В. Использование физического материала для обучения геометрии в 9 классе // Математика в школе. 1990. № 2.
4. Колягин Ю. М., Пикан В. В. О прикладной и практической направленности обучения математике // Математика в школе. 1985. № 3.
5. Сборник программ курсов по выбору по математике и информатике для предпрофильной подготовки учащихся. Волгоград. Изд-во ВГИПК РО, 2005, с. 8.
6. Шапиро И. М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. М.: Просвещение, 1990.
7. ОГЭ. Математика: типовые экзаменационные варианты : 36 вариантов / под ред. И. В. Ященко. — М. : Издательство «Национальное образование», 2019. — 240 с.
для обучающихся:
1. Дорофеев Г. В., Седова Е. А. Процентные вычисления. Учебное пособие для старшеклассников. М.: Дрофа, 2003.
2. Кипкаев С. В., Кукин Г. П. Прикладные задачи по геометрии: Задачи на освещение // Математика в школе. 2002. № 8.
3. ОГЭ. Математика: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И. В. Ященко. — М. : Издательство «Национальное образование», 2019. — 240 с.
Скачать Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Решение разноуровневых задач по математике»

Рекомендуем посмотреть:

Урок математики по теме Диаграммы в 6 классе Игра "Поле чудес" по математике для учащихся 5-6 классов коррекционных школ VIII вида Внеклассное мероприятие по математике для учащихся коррекционных школ VIII вида Конспект урока математики в 5 классе «Путешествие в страну Математики»

Похожие статьи:

Игра как средство интерактивного обучения по предмету Математика

Конспект урока математики в 6 классе по теме: Умножение и деление обыкновенных дробей

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 класса. Игра «Слабое звено»

Конспект урока математики 9 класс по теме: Арифметическая и геометрическая прогрессии

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа

Опубликовано: 1552 дня назад (25 августа 2020)
Просмотров: 3053
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!