Конспект урока ИЗО с презентацией на тему «История Шадринской росписи»
План-конспект по изобразительному искусству на тему: «История Шадринской росписи»
Автор: Енова Наталья Викторовна, учитель ИЗО МАОУ Омутинская СОШ №2 Описание: план-конспект по изобразительному искусству будет полезен для преподавателей изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования художественно-эстетической направленности. Возрастная категория: материал конспекта может быть использован для обучающихся в возрасте от 10 до 15 лет. Тема занятия: «История Шадринской росписи». Тип занятия: теоретический (формирование новых знаний). Вид занятия: беседа. Цель занятия: создание благоприятных условий для формирование теоретические знания о возникновении Шадринской росписи и о творчестве Юрия Михайловича о его выставках, достижениях и мастер классах, которые он проводит. Задачи занятия: Обучающая: формировать теоретические знания о возникновении Шадринской росписи и о творчестве Юрия Михайловича о его выставках, достижениях и мастер классах, которые он проводит. Воспитательная: продолжить воспитание: усидчивости, ответственности, аккуратности введения записей, любовь к природе и труду человека. Развивающая: продолжить развитие умений конспектировать и воспринимать материал, анализировать, отвечать на вопросы; продолжить развивать - интерес к профессии художника, воображение и восприятие, а также внимание и умения работать в группе. Планируемые результаты: Личностные УУД:
- готовность и способность к саморазвитию и самоопределению;
- сформированность мотивации к обучению;
- способность ставить цели и строить жизненные планы; Метапредметные УУД: Регулятивные УУД:
- целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные УУД: Обще учебные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Логические УУД:
- анализ;
- синтез;
- сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
- установление причинно-следственных связей; Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Методы обучения, используемые на уроке: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (демонстрация презентации «История Шадринской росписи). Приёмы организации занятия:
диалог, устное изложение, беседа, рассказ, объяснение нового материала, демонстрация презентации. Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная. Оснащение занятия:
1. ТСО: компьютер, интерактивная доска, проектор.
2. Дидактическое оснащение:
- электронная слайд-презентация «История Шадринской росписи» 14 слайдов.
3. Методическое:
1. план-конспект занятия.
2. Величко Н. М. Русская роспись [Текст]: энциклопедия / Н.М. Величко – Москва: АСТ – Пресс Книга 2016. с. 15-25. Структура занятия:
1. Организационный момент (1-2 мин.)
2. Сообщение темы и цели занятия (2-3 мин.)
3. Актуализация знаний и мотивация обучающихся (2-4мин.)
4. Изучение нового материала (34-37 мин.)
5. Первичное закрепление материала (2-3мин)
6. Подведение итогов (1-2 мин.)
ИТОГО 45 мин.
Ход занятия
1.Организационный момент (1-2 мин.)
Преподаватель приветствует и проверяет присутствующих.
2. Сообщение темы и цели занятия (2-3 мин.) Учитель: сегодняшняя тема нашего занятия «Творчество Юрия Михайловича Кислицына». В ходе занятия мы с вами изучим творчество Юрия Михайловича, посетим его выставки, рассмотрим его достижения и мастер классы, которые он проводит. Демонстрация слайда 1. Учитель: просит обучающихся записать тему урока в тетрадь.
3. Актуализация знаний и мотивация обучающихся (2-4 мин.) На данном этапе необходимо выяснить, какие знания и представления имеются у обучающихся о Шадринской росписи. Работа организуется следующим образом: Учитель: в период с XVIII по XIX век русское население мигрировало на территорию Большого Урала и, осваивая новые места какую традицию они могли привести с собой? Ответы обучающихся:
- виды рукоделия: вязание, вышивка, роспись.
- возникновение и распространение художественной росписи. Учитель объясняет: правильно, возникновение и распространение художественной росписи на Урале связано с миграцией русского населения на территорию Большого Урала, пик которой пришёлся на XVIII–XIX века. Демонстрация слайд 2. Учитель: просит обучающихся записать информацию со слайда. Учитель рассказывает: крестьянские и купеческие дома украшаются узорными, ярко расписанными наличниками, также расписывается посуда, орудия труда, музыкальные инструменты, мебель. Перенесемся с вами в такой дом. Демонстрация слайд 3. Учитель: просит обучающихся записать информацию со слайда. Учитель рассказывает: яркие и жизнерадостные цвета и необычный орнамент привлекают внимание, создают праздничное настроение, добавляют света и краски в долгую и серую уральскую зиму. Учитель задает вопрос: какая же декоративная роспись появляется на Урале? Ответы обучающихся:
- урало-сибирская. Учитель задает наводящий вопрос: а в вашем родном городе Шадринске какая была роспись и существует на сегодняшний день? Ответ обучающегося:
- Шадринская роспись.
Учитель объясняет: правильно в нашем родном городе есть своя Шадринская декоративная роспись. Теперь давайте поподробнее рассмотрим историю Шадринской росписи и побываем в мастерской Шадринской росписи.
3. Изучение нового материала (29-36 мин.) Демонстрация слайд 4. Учитель: просит обучающихся записать информацию со слайда. Учитель рассказывает: мастерская Шадринской художественной росписи, в состав которой входит художник организатор, а также 5 молодых художниц, организована в мае 2014 года. До начала работы мастерской была проведена исследовательская работа в области народной художественной росписи родного края, восстановлена технология, выявлен характер, самобытность и специфика росписи. Были обнаружены следующие отличительные особенности: специфическая контрастность цвета; особое композиционное изображение растительных элементов; использование орнаментов и изображений различных птиц; а также имела место своеобразная форма предметов росписи. Обучающийся задает вопрос: а на сегодняшний день люди так же расписывают предметы быта в Шадринской росписи? Учитель объясняет: интерес к Шадринской росписи возрастает с каждым годом, многие начинающие художники пробуют свои силы и способности в этом творческом процессе. Учитель задает вопрос: кто-то из вас знает, кто был организатором восстановления Шадринской росписи? Ответы обучающихся:
Обучающиеся не знают ответа на поставленный вопрос. Учитель рассказывает: сегодня мы с вами познакомимся с его творчеством, и будем знать, кто был организатором восстановления Шадринской росписи. Демонстрация слайд 5. Учитель рассказывает: Выпускник Шадринской художественной школы, Катайского педагогического училища, Омского государственного института и художественно-графического факультета ШГПУ. Участник областных и международных выставок, победитель международного конкурса живописи в Италии. Основатель мастерской Шадринской художественной росписи, участник движения «За культурное возрождение» — Юрий Михайлович Кислицын. О нем и о его творчестве мы сегодня с вами и поговорим. Учитель задает вопрос: Юрий Михайлович занимается, только росписью или занимается ещё какими – то видами искусства? Ответы обучающихся: он занимается не только росписью, я была на его выставки, где были работы, выполненные маслом. Учитель объясняет: правильно Юрий Михайлович пишет работы маслом, а также есть графический работы. Учитель рассказывает: теперь давайте разберём немного поподробнее некоторые выставки Юрия Михайловича Кислицына. Первую выставку, которую мы рассмотрим это выставка под названием «Исеть – таинственный исток». Демонстрация слайд 6. Учитель рассказывает: выставка «Исеть – таинственный исток» - экспозиция объединила 50 холстов о жизни на одной из самых загадочных рек Евразии – Исети. Большинство работ участников выставки – живописцев Юрия Кислицына (г. Шадринск) и Сергея Брагина (г. Далматово) – написаны в 2017–2018 годах. Все работы художников выполнены в технике масляной живописи. Юрий Кислицын пишет «Исеть природную», стремится уловить не только мимолетные световые эффекты, но и само «вещество света», витающего над Исетью: его особую прозрачность, золотистость, яркость. Демонстрация слайд 7. Учитель рассказывает: 6 июня 2018 года в стенах Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова состоялось открытие персональной выставки живописи Шадринского художника Юрия Михайловича Кислицына «Цвета Родины». Эту персональную выставку автор приурочил к своему 50-летнему юбилею, а картины, представленные на ней, рассказывают о впечатлениях, полученных им во время поездок в другие регионы нашей страны, а также о красоте родного Зауралья. На персональной выставке живописи «Цвета Родины» автор представил 22 картины. Все его работы разные и каждая по-своему уникальна и неповторима. Экспозицию картин дополняет выставка дипломов и благодарственных писем от учреждений и организаций, с которыми сотрудничает автор, а также представлена выставка фотографий из творческих поездок Юрия Михайловича.
Демонстрация слайд 8. Учитель задает вопрос: какая картина из представленных на слайде вам понравилась больше и почему? Ответы обучающихся:
- мне понравилась картина «Воспоминания о море», она напоминает мне о лете.
- а мне понравилась «Первые заморозка», хотя на ней изображены зима, но мне как-то тепло от неё. Учитель: картины у Юрия Михайловича необычные, но каждый воспринимает их по-разному. Но при этом все они очень красивые. Учитель рассказывает: как было уже ранее сказано, Юрий Михайлович учувствует в конкурсах не только в России, но и за рубежом. В Италии, Китае и др. Демонстрация слайда 9-10. Обучающийся задает вопрос: а почему картина названа «Неоконченная партия»? Учитель задаёт вопрос: а как вы думаете? Ответ обучающегося: наверно потому что, шахматы почти все стоят на доске, и только несколько фигур срублены. Возможно люди, которые играли, ушли, но хотели доиграть партию позже.
Учитель объясняет: возможно, именно поэтому автор так назвал данную картину. Дальше рассмотрим участия Юрия Михайловича в всероссийском конкурсе народных мастеров "Русь мастеровая", который проходил в 2014 году, на котором были представлены работы мастеров, проведены мастер классы. Юрий Михайлович Кислицын представил работы по Шадринской росписи по бересте, а также провел мастер класс по росписи.
Демонстрация слайда 11. Обучающийся задает вопрос: Шадринский гусь, расписанный Ю.М. Кислицыным он большой по размерам? Учитель объясняет: да он достаточно большой (примерно показывает размеры данного изделия).
Учитель рассказывает: что касается творческой деятельности в области росписи, то здесь Юрий Михайлович принимает самое активное участие. Участвует в различных конкурсах и мероприятиях: «Русь мастеровая», «Город мастеров». Также он проводит мастер классы по Шадринской росписи с обучающимися разного возраста начиная с детского сада. Демонстрация слайда 12-13.
4. Первичное закрепление материала (2-3 мин)
Учитель просит одного из обучающихся сделать вывод по творчеству Юрия Михайловича Кислицына. Ответ обучающегося:
- познакомившись с творчеством Юрия Михайловича мне, захотелось изучить Шадринскую роспись. А также мне очень понравились его картины «Первые заморозки» и «Воскресная церковь» Демонстрация слайда 14.
5.Подведение итогов (2-3 мин.) Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с творчеством Юрия Михайловича Кислицына, который является организатором восстановления Шадринской росписи. На следующем занятии мы с вами на практике познакомимся с Шадринской росписью, изучим основные элементы. Учитель диктует домашнее задание:
Принести художественные принадлежности: кисти синтетика №2-8 непроливайка, палитра, краски акрил или гуашь, салфетки сухие (промокашка). До свидания!
Наталья Викторовна, здравствуйте.
Спасибо, что знакомите детей с творчеством русских людей.
С большим интересом познакомилась с вашим: "План-конспектом по изобразительному искусству на тему: «История Шадринской росписи».
Вашим детям просто повезло, что они имеют такую уникальную возможность познакомиться с творчеством своего народа.
Творческих вам успехов.
Голос.
Добрый вечер, Наталья Викторовна.
Было интересно познакомиться с вашим хорошо разработаны планом конспектом. Конспект расписан подробно и даёт возможность познакомить обучающихся с творчеством людей своего родного города.
Спасибо большое за разработку. Творческих вам успехов.
Добрый вечер. Я восторгаюсь вашими конспектами. Этот особенно вдохновил меня и познакомил не только с историей Шадринской росписи,но и с творчеством Кислицына. С удовольствием узнала о основоположника Шадринской росписи. Даже и не знала,что она так актуальна в наши дни. Творческих вам успехов в ваших начинаниях. Вы настоящий талант.u
Здравствуйте. Прочитав ваш конспект узнала о новой росписи - Шадринской. Ранее не была знакома с ней. Спасибо вам,что знакомите учащихся с творчеством художников своего города!!!
Добрый день, Наталья Викторовна. Ваша разработка заслуживает отличной оценки. Конспект построен методически правильно, содержит много полезной информации. Но самое главное, что Вы знакомите с творчеством своих земляков.