Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока ИЗО на тему «Основные элементы Шадринской росписи»

План-конспект по изобразительному искусству на тему: «Основные элементы Шадринской росписи»
Автор: Енова Наталья Викторовна, учитель ИЗО МАОУ Омутинская СОШ №2
Описание: план-конспект по изобразительному искусству будет полезен для преподавателей изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования художественно-эстетической направленности.
Примечание: для достижения более эффективного результата, необходимо выполнение данных тренировочных упражнений на нескольких уроках. Конспект является логическим продолжением ранее опубликованного материала «История Шадринской росписи», расположенного по адресу: https://ped-kopilka.ru/blogs/blog80782/plan-konspekt-po-izobrazitelnomu-iskustvu-na-temu-istorija-shadrinskoi-rospisi.html
Тема занятия: «Основные элементы Шадринской росписи».
Тип занятия: практический (формирование умений).
Вид занятия: практическая работа
Цель занятия: создание благоприятных условий для закрепления теоретических знания о истории возникновении Шадринской росписи и создать благоприятные условия для формирования практических умений выполнять элементы: капелька, капелька с поворотом, дуга простая и крутая, точка, а также освоить технологию двойного мазка.
Задачи занятия:
Обучающая: закрепить теоретические знания о истории Шадринской росписи и создать благоприятные условия для формирования практических умений выполнять элементы: капелька, капелька с поворотом, дуга простая и крутая, точка, а также освоить технологию двойного мазка.
Воспитательная: продолжить воспитывать культуру организации рабочего места, аккуратность, ответственность, самостоятельность, любовь к природе и труду человека.
Развивающая: продолжить развивать умения работать с художественными принадлежностями, воображение и творческие способности, интерес к профессии.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- готовность и способность к саморазвитию и самоопределению;
- сформированность мотивации к обучению;
- способность ставить цели и строить жизненные планы;
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
- целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
Познавательные УУД:
Обще учебные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- структурирование знаний;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические УУД:
- анализ;
- сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
- установление причинно-следственных связей;
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Методы обучения, используемые на уроке:
словесный (беседа, анализ текста, объяснение, рассказ).
наглядный (демонстрация плаката «Шадринская роспись»
практический (выполнение упражнений).
Приёмы организации занятия:
диалог, устное изложение, беседа, рассказ, объяснение нового материала, демонстрация плаката, поисковая и исследовательская работа.
Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная.
Оснащение занятия:
1. Материально – техническое:
Материалы: альбом А4, кисть белка №3 и 6, непроливайка, палитра, краски акрил или гуашь, салфетки сухие (промокашка).
2. Дидактическое: ИТК «Технологическая последовательность рисования основных элементов Шадринской росписи».
3. Методическое: план – конспект, учебник: Величко Н. М. Русская роспись [Текст]: энциклопедия / Н.М. Величко – Москва: АСТ – Пресс Книга 2016. с. 15-25.
Структура занятия:
1. Организационный момент (1-2 мин.)
2. Сообщение темы и цели занятия (2-3 мин.)
3. Проверка домашнего задания (5-7 мин.)
4. Практическая работа (30-35мин.)
1.1. Вводный инструктаж (2-3 мин.)
1.2. Самостоятельная работа и текущий инструктаж (29-31 мин.)
1.3. Заключительный инструктаж (2-3 мин.)
5. Подведение итогов (2-3 мин.)
Итого: 45 мин.
Ход занятия
1. Организационный момент (1-2 мин.)
Учитель приветствует и проверяет присутствующих. Проверяет наличие всех художественных принадлежностей у обучающихся (альбом А4, кисть белка №1 и синтетика №3 и 6, непроливайка, палитра, краски акрил или гуашь, салфетки сухие (промокашка)) и обучающихся.
2. Сообщение темы и цели занятия (1-2 мин.)
Учитель: сегодняшняя тема нашего занятия «Основные элементы Шадринской росписи». В ходе занятия мы должны с вами научиться выполнять основные элементы Шадринской росписи: капелька, капелька с поворотом, дуга простая и крутая, точка, а также освоить технологию двойного мазка. Научившись выполнять данные элементы, вы сможете с легкостью рисовать композиции Шадринской росписи. Демонстрация рисунков выполненых в стиле Шадринской росписи.

3. Проверка домашнего задания (7-10 мин.)
Учитель: для начала проверим как вы усвоили материалл прошлого занятия, для этого проведём небольшое тестирование (время на повторение 1-2 мин.).
Учитель выдаёт тест «История Шадринской росписи» на листочках. Учитель собирает тест. Проверяет тест, когда обучающиеся выполняют практическое задание и выставляет оценки в соответствие с критериями оценки, результаты сведены в таблицы.
4. Практическая работа (30-35 мин.)
4.1. Вводный инструктаж (2-3 мин.).
Учитель: сегодня нам необходимо выполнить следующее задание: "Выполнить основные элементы Шадринской росписи: капелька, капелька с поворотом, дуга простая и крутая, точка и освоить технологию двойного мазка". Работа выполняется на альбом листе А4 гуашевыми или акриловыми красками кистью белка, синтетика. Данное задание мы будем выполнять с помощью инструкционно-технологической карты (ИТК), но при этом каждый следующий элемент выполнять, только после того как будет проверено выполнение предыдущего. Некто не торопиться выполняем всё аккуратно и правильно.Преподаватель выдаёт ИТК выполнения задания, которая представлена в виде таблице.
Учитель выдаёт ИТК выполнения задания, которая представлена в виде таблице. Обучающиеся изучают ИТК.
Учитель: послушайте внимательно критерии оценивания практического занятия.

Критерии оценивания практического занятия.
Оценка «5» (отлично) выставляется в том случае, если работа отвечает всем требованиям к выполнению задания: все основные элементы Шадринской росписи выполнены аккуратно, помарок на листе нет, все выполненные элементы соответствуют описанию в ИТК.
Оценка «4» (хорошо) выставляется в том случае, если все основные элементы Шадринской росписи выполнены и соответствуют описанному в ИТК, но при этом присутствуют помарки (неаккуратно выполнено)
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в том случае, если некоторые элементы Шадринской росписи не выполнены (1-2 упражнения), но остальные упражнения выполнены и соответствуют описанию ИТК.
Оценка «2» (не удовлетворительно) выставляется в том случае, если основные элементы Шадринской росписи не выполнены или присутствуют грубые ошибки в их выполнение (не соответствуют описанному в ИТК).

4.2. Самостоятельная работа и текущий инструктаж (30-35 мин.)
Работа организуется следующим образом. Учитель говорит какое упражнение нужно выполнить, обучающие читают описание в ИТК и выполняют его. Учитель во время того как обучающие выполняют элемент рассказывает про него более подробно. После того как несколько обучающихся закончили выполнение, педагог подходит к каждому и проверяет наличие выполненного упражнения. Только после того как педагог проверил у всех, обучающие приступают к выполнению следующего упражнения.
Учитель: выполним упражнение 1. Прочтите описание в ИТК и выполните упражнение. Прямая капелька. Капелька универсальна: она может быть мелким второстепенным элементом приписки, а может быть и самостоятельным –листья Шадринской росписи. Размер капельки зависит от силы нажима.
Обучающие выполняют упражнение. Учитель подходит к каждому обучающемуся проверяет наличие выполненного упражнения 1.
Учитель: выполним упражнение 2. Путем наложения капельки с правым поворотом на капельку с левым поворотом получаются листики. Этот элемент является основным украшением Шадринской росписи.
Обучающие выполняют упражнение. Учитель подходит к каждому обучающемуся проверяет наличие выполненного упражнения 2.
Учитель: упражнение 2.1. выполняются аналогично упражнению 2, поэтому мы свами только начнём его выполнять, а продолжите его выполнение дома.
Обучающие начинают выполнять упражнение 2.1. Учитель подходит к каждому обучающемуся проверяет наличие выполненного упражнения 2.
Учитель: выполним упражнение 3 и 3.1.,3.2. – дуга (разных видов). Края Шадринской росписи и многие другие детали не обойдутся без этого элемента, любовно называемого мастерами «серпик» или «скобочка». Дуга может быть простой, крутой и пологой.
Обучающие выполняют упражнение. Учитель подходит к каждому обучающемуся проверяет наличие выполненных упражнений.
Учитель: технология двойного мазка используется в Тюменской, Урало-сибирской и Шадринской росписях. Мы с вами прошли уже тему Урало –Сибирской росписи, где изучали данную технологию. Сейчас нам необходимо вспомнить данный материал и изучить элементы, которые используются в Шадринской росписи. Давайте вспомним что это за роспись?
Обучающийся: Урало-сибирская роспись – одна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками на окрашенной деревянной основе, распространенная на Урале и в Западной Сибири. Роспись предполагает особую технику мазка (разбел), когда на края плоской кисти одновременно с белилами берётся вторая цветная краска.
Учитель: все верно теперь давайте приступим к изучению элементов в технологии двойного мазка в Шадринской росписи. Выполним упражнение 1 – «змейка». Данный элемент применяется для написания листочков для цветов. Для того чтобы получился листок необходимо буде в конце кисть отпустить и сделать кончик элемента острым, после чего повторить выполнение элемента с другой стороны «змейки».
Обучающие выполняют упражнение. Учитель подходит к каждому обучающемуся проверяет наличие выполненного упражнения.
Учитель: выполним упражнение 2. Данный элемент является основным элементом при написании цветка Шадринской росписи «ромашка».
Обучающие выполняют упражнение. Учитель подходит к каждому обучающемуся проверяет наличие выполненного упражнения.
Учитель: выполним упражнение 3-4. Данные элементы Шадринской росписи похожи с предыдущим упражнением и также необходимы при написании растительных мотивов Шадринской росписи.
Обучающие выполняют упражнение. Учитель подходит к каждому обучающемуся проверяет наличие выполненного упражнения.

4.3. Заключительный инструктаж (2-3 мин)
Работа организуется следующим образом: обучающиеся выкладывают выполненные упражнения на листе А4 на стол.
Учитель: найдите ошибку, которые вы допустили в ваших работах и покажите их. Обучающиеся обсуждают свои работы.
5. Подведение итогов (1-2 мин.)
Учитель: для того чтобы качественно и правильно выполнять Шадринскую роспись, как и любую другую роспись, для начала необходимо от рисовать основные элементы данной росписи, т.е. Шадринской и тогда при выполнение растительных мотивов у вас не возникнет проблем, а когда мы перейдем к росписи готовых изделий ДПИ, то полученные сегодня вами навыки вам пригодятся. Если вы плохо освоили какой – либо элемент Шадринской росписи, например, не получилось выполнить упражнение капелька с поворотом, то дома необходимо продолжить выполнение данного элемента, чтобы получить необходимый навык.Запишем домашнее задание
1. Упражнения, которые мы с вами только начали доделать до конца.
2. Принести все необходимые художественные материалы, которыми пользовались сегодня.
Спасибо за урок. До свидания. Всем хорошего дня!
Скачать План-конспект по изобразительному искусству «Основные элементы Шадринской росписи»


Рекомендуем посмотреть:

Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса Урок рисования для младших школьников по теме: Зима в лесу Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе

Похожие статьи:

Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду

Техника японской живописи суми-ё

Конспект кружкового занятия. Роспись по дереву

Конспект урока ИЗО с презентацией на тему «История Шадринской росписи» | Рисование в технике граттаж для детей «Сова в зимнем лесу» поэтапно с фото
Опубликовано: 1440 дней назад (16 января 2021)
Просмотров: 805
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!