Музыкальное сюжетное занятие (НОД) в средней группе. Конспект.
Автор: Синёва Людмила Валентиновна, музыкальный руководитель.
Место работы: ГБОУ Школа №1015 ДО2, г.Москва.Конспект музыкального занятия (НОД) с элементами здоровьесбережения «Весёлое путешествие» для детей 4-5 лет.
Материал предназначен для детей 4-5 лет и рекомендован воспитателям и музыкальным руководителям ДОО. Музыкальное занятие поможет укрепить здоровье дошкольников, развить музыкальные и творческие способности детей, а также познакомит педагогов с технологиями здоровьесбережения в различных видах музыкальной деятельности.
Цель: Укреплять здоровье дошкольников, используя здоровьесберегающие технологии в различных видах музыкальной деятельности.
В процессе знакомства с разными видами музыкального искусства воспитывать у детей любовь к прекрасному, обогащать их духовный мир, развивать эстетические чувства.
Задачи:
1. Развивать воображение, мышление, внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку, восприятие художественных образов музыки и умение двигаться в соответствии с их характером;
2. Развивать речь детей с помощью ритмодекламации, соотносить движение с текстом в речевых и музыкальных играх;
3. Совершенствовать певческий голос, вокально-слуховую координацию, закреплять умение петь самостоятельно.
Предварительная работа:
- Знакомство с песней «Песенка о весне» муз. Г.Фрида, сл.Н.Френкель
- Знакомство с пьесой «Весной» С.Майкапара
- Разучивание музыкально-ритмического упражнения «Дудочка» муз. Т.Ломовой
- Разучивание музыкально-дидактической игры «Узнай по голосу», муз. Е.Тиличеевовой, сл.Ю.Островского
- Разучивание песни «Пёстрый колпачок» муз. Г.Струве, сл.Н.Соловьёвой
Материал и оборудование:
- Музыкальный центр
- Игрушка – гномик, ёлочки, цветок.
Ход занятия (НОД)
(Дети заходят в зал и свободно располагаются на ковре. Музыкальный руководитель приветствует детей и предлагает пожелать друг другу здоровья)
Музыкальный руководитель:
Здравствуйте, здравствуйте!
Улыбнись скорей.
И сегодня утро
Будет веселей. (Хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик,
Носик и щёчки. (Выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми
Как в саду цветочки. (Постепенно поднимают руки вверх, выполняют фонарики)
Разотрём ладошки
Сильнее-сильнее,
А теперь похлопаем
Смелее-смелее.
Ушки мы теперь потрем,
И здоровье сбережём. (Движения по тексту)
Улыбнемся снова (Улыбаются)
Будьте все здоровы! (Разводят руки в стороны)
Музыкальный руководитель: А теперь, ребятки, отгадайте загадку:
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
Дети: Весной.
Музыкальный руководитель: Правильно, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в весенний лес, в волшебный мир музыкальных звуков. Путешествовать мы будем вот на этом чудесном поезде. Занимайте места в вагончиках.
(Дети садятся в «поезд» из стульчиков)
- Наш поезд отправляется. Сделаем 2 коротких гудка: высокий и низкий.
Дети: Ту-ту (в высоком регистре)
Ту-ту (в нижнем регистре)
(Дети едут под весёлую музыку, стучат ножками)
Музыкальный руководитель: Остановка «Лесная полянка».
– Ребята, выходите из вагончиков.
(Звучит фонограмма птичьих голосов.)
Слышите, как радостно поют, щебечут птицы? Это они радуются приходу весны. Давайте и мы озвучим весну.
(Дети встают врассыпную. Проводится фонопедическое упражнение «Весенние голоса» Автор Т.Боровик)
Музыкальный руководитель:
Пригрело весеннее солнышко (Все поднимают руки вверх, приветствуя ласковое солнце и поют свой звук в фальцетном регистре, негромко)
С пригорка побежал весёлый ручеёк (болтают языком, изображая бульканье).
До краём наполнил большую, глубокую лужу. (На глиссандо опускают голосом в нижний регистр).
Перелился через край (Делают голосом «волну» вверх-вниз).
И дальше побежал (болтают языком и булькают).
Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж - в низком регистре).
И букашки (ззз-ззз-ззз - в высоком регистре).
Расправили крылышки (крш-крш - с повышающейся интонацией).
И полетели кто куда (тр-тр-тр - шёпотом на разной высоте)
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур-шур).
И вылез ёжик (сопеть носом, энергично втягивая и выдувая воздух).
Ожил под тёплым весенним солнышком и муравейник (каждый поёт весёлые звуки в разных регистрах).
Лес наполнился весёлыми, разными птичьими голосами (имитация птичьих голосов всеми одновременно).
Музыкальный руководитель: А теперь присядем на лужайке, закроем глазки и послушаем, как музыка передаёт пробуждение природы. А вы расскажете, какая музыка по характеру, какие весенние звуки вы услышите?
(Дети слушают пьесу С. Майкапара «Весной»)
Дети: Музыка веселая, радостная, нежная. Слышно, как бежит ручеёк, поют птицы, капают капели.
Музыкальный руководитель:
Да, хорошо в лесу весной.
Пахнет талою водой.
А мы дудочки возьмём
И гулять с ними пойдём.
(Дети выполняют музыкально-ритмическое упражнение «Дудочка» на муз. Т.Ломовой)
Музыкальный руководитель:
Очень весело играли-
Наши пальчики устали.
- Давайте каждый пальчик покажем, похвалим его и помассируем.
(Проводится пальчиковый массаж «Вышли пальцы погулять»):
Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно соединяют пальцы подушечками)
Вышли пальцы погулять (хлопают в ладоши).
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой (массируют палец от основания к ногтю поочерёдно).
Этот – указательный, покажет обязательно.
Ну, а этот – самый длинный,
Он стоит посередине.
А четвёртый – безымянный.
Вот мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальцы погулять. (Интенсивно растирают кисти рук).
Погуляли, погуляли
И домой пришли опять (встряхивают кистями рук).
Музыкальный руководитель: Ну что ж, отдохнули немножко, продолжим наше путешествие. А поведёт нас дальше «Музыкальная дорожка».
(Проводится логоритмическое упражнение «Музыкальная дорожка»).
Дружно за руки возьмемся, по дорожке мы пройдемся. (идут по залу змейкой)
Все шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка. (выполняют хороводный шаг)
По дорожке мы пойдем и притопывать начнем. (идут дробным шагом)
Ровно держим спинку, прямо как тростинку!
А сейчас мы поспешим, на носочках побежим. (лёгкий бег на носочках)
А теперь легко, как мячик, мы поскоками поскачем (выполняют поскоки)
Вновь шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка (выполняют хороводный шаг)
А теперь дружно стой, мы уже пришли с тобой!
(дети останавливаются перед ёлочкой, рядом с которой сидит гномик и спит)
Музыкальный руководитель: Ребята, вот мы и пришли на станцию «Песенка». Но, кто это под ёлочкой спит и сладко так храпит?
Дети: Гномик.
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поздороваемся с ним, споём: «Здравствуй, Гномик», он и проснётся.
Дети: Здравствуй, Гномик» (поют)
(Гномик просыпается)
Гномик: (шёпотом) Здравствуйте, ребята.
Музыкальный руководитель:Что случилось, почему ты говоришь шёпотом?
Гномик:
Однажды я, разгорячась,
Воды холодной выпил всласть,
Потом мороженое съел
И захрипел, и засипел.
Стал голос тихим и больным,
Как будто вовсе не моим,
И, представляете, три дня
Никто не мог понять меня.
Потом по грудь в сугроб залез,
И голос мой совсем исчез. (Сл. В.Степанова)
Музыкальный руководитель: Бедный гномик, разве ты не знаешь, что наш голос очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении? Что такое голос? В горле есть голосовые связки. Когда они смыкаются, возникает звук – голос. Если не беречь горло, громко разговаривать, есть мороженое после горячего чая или долгого беганья, есть снег, сосульки, связки воспаляются, и голос становится грубым и сиплым.
Закалять горло можно полосканием. Каждое утро, почистив зубы, наберите глоток воды в рот и, запрокинув голову назад, произносите протяжно: а-а-а, э-э-э, и-и-и, о-о-о, у-у-у. Давайте, попробуем произнести эти звуки без воды.
(Гномик и дети выполняют задание)
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята!
Голосов чудесных пенье улучшает настроенье.
Чтобы жить и не болеть
Каждый день старайтесь петь!
- А теперь самое время спеть песню, но сначала нам нужно подготовить наше горлышко и язычок.
(Проводится артикуляционная гимнастика «Зоопарк»):
У слона огромный нос, будто он лет тыщу рос.
Нос этот называется хоботом. (вытянуть губы трубочкой)
Ну, а это бегемот.
Бегемот разинул рот. (широко открыть рот)
Прячет обезьяна за щекой бананы. (кончиком языка упираться в щёки по очереди)
Вижу я верёвку, на конце головка.
Это же…змея. (высунуть как можно дальше язык)
Пони – маленькие кони, пони бегают с утра,
На них ездит детвора. (поцокать языком в разном темпе)
В зоопарке есть жираф,
С длинной шеей, словно граф
Покатаемся на нём, и красиво запоём. (на «А» вверх и вниз голосом)
Музыкальный руководитель: Сейчас, ребята, вы должны узнать, к какой песне вступление я сыграю.
(Звучит вступление к песне “Песенка о весне”, музыка Г.Фрида)
- Правильно, это «Песенка о весне ”. О чем она?
Дети: О том, как пришла весна, распустились первые цветы – подснежники…(ответы детей).
Музыкальный руководитель: Чтобы песня прозвучала радостно, нужно петь ее весело, легким звуком, не выкрикивая слова. Для этого будем хорошо открывать рот, округляя губы, и работать язычком и губами. Вот так (показ). Давайте споем все вместе. Сегодня мы будем петь стоя. А все ли умеют правильно стоять?
Если хочешь стоя петь.
Головою не вертеть.
Встань красиво, подтянись
И спокойно улыбнись.
Раз! Вдох! И запел,
Птицей звук полетел,
Руки, плечи – всё свободно,
Петь приятно и удобно! (Сл.В.Степанова)
(Дети исполняют «Песенку о весне» Г.Фрида,сл.Н.Френкель хором с сопровождением)
- А теперь мы проведём маленькое соревнование: 1 куплет песни споют мальчика, 2 куплет – девочки, а 3 куплет мы споем все вместе. Ребята, слушайте внимательно, так как необходимо будет решить, кто спел лучше – девочки или мальчики.
(Песня исполняется подгруппами. Дети оценивают исполнение. Индивидуальные ответы.)
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте порадуем нашего Гномика и споём про него песню? Но сначала споём песню цепочкой. На прошлом занятии я вам рассказывала, как можно петь песни цепочкой. В цепочке колечки цепляются одно за другое, и она получается длинной и красивой. Так и в пении: вы должны петь песню без остановки друг за другом по 1 музыкальной фразе (показ). Важно быть очень внимательными, чтобы наша цепочка не оборвалась. А воспитатель вам будет помогать вот этим цветочком: показывая, кто поет следующим. Готовы?
(Дети поют песню «Пёстрый колпачок» Г.Струве, сл.Н.Соловьёва по цепочке)
Гномик: Спасибо, ребята, за такой музыкальный подарок.
Никогда я не скучаю,
Петь люблю и танцевать.
А ещё я предлагаю
Всем немного поиграть!
Перестраивайтесь в круг.
(Проводится музыкально-дидактическая игра «Узнай по голосу» на муз. Е.Тиличеевой, сл.Ю.Островского)
Музыкальный руководитель: Спасибо, Гномик за интересную игру, но нам с ребятами пора возвращаться домой в детский сад. До свидания, не болей больше.
(Звучит гудок паровоза.)
Музыкальный руководитель: Ребята, слышите гудок паровоза? Он зовет нас в дорогу. Занимайте места в вагончиках.
(Дети едут под весёлую музыку, стучат ножками)
Музыкальный руководитель: Ну, вот и закончилось наше путешествие. Чем оно вам запомнилось?
(Ответы детей.)
- А нам с вами пора прощаться. До-сви-да-ни-я! (прощаются нараспев)
(Дети выходят из зала)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по музыке в средней группе "Птицы весной"
Музыкальное знятие для детей средней группы
Конспект музыкального занятия в средней группе
Музыкальное развлечение в средней группе ДОУ. Сценарий