Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки [к] и [к’]»
Методическая разработка конспекта занятия по направлению «Развитие речи» на тему «Звуки [к] и [к’]»
Вступительная часть конспекта (преамбула)
1. программа, используемая в системе образовательно-воспитательной работы детского сада «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы)
2. индивидуальные и возрастные особенности воспитанников подготовительной группы детского сада:
ребенку 6-7 летнего возраста оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий более сложное условие.
В дошкольном возрасте к 6 годам улучшается произношение звуков и дикция. Это становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей 6-7 лет при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится информационно-познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него повышенный интерес.
У детей продолжает формироваться потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм.
3. тема занятия взята в рамках календарно-тематического периода занятий по развитию речи ребёнка подготовительной группы;
4. в тематике занятия используется следующая интеграция образовательных областей: развитие речи, чтение, познавательное развитие, художественно-эстетическое и физкультурное развитие;
5. тип занятия: занятие по развитию речи общей метологической направленности (построение системы обучению по формированию фонематического слуха ребёнка при изучении того или иного звука речи; использование знаний речи, освоенных раннее в средней и старшей группах детского сада.
6. технологии занятия: игровые технологии по развитию речи; здоровьесберегающие технологии соблюдения здоровья ребёнка в детском саду при его обучении, развитии и воспитанию личности.
7. время занятия: с 9.00- 09.20 (всего 20 минут).
I. Цель занятия: учить детей подготовительной группы детского сада принимать правильное решение при выборе путей нахождения и расхождения между сравнением и обозначением твердого и мягкого звуков [к], [к’]; умение вести коллективную работу с переходом в разные зоны группы (на ковры или ковер) по закреплению и уточнению полученных речевых умений, а также формированию навыков сравнивать расхождение звуков в различных словах; анализ собственной продуктивной деятельности; самооценка собственной или иной работы; рефлексия и пути совершенствования собственной работы на занятии.
Рекомендации по использованию методической разработки конспекта: в любом типе ДОУ, при использовании на дополнительных занятиях в рамках ФГОС ДОУ
II. Задачи разработанного занятия:
1. познакомить детей с распознавание звуков [к], [к’];
ввести алгоритм сравнительной характеристики звукам.
Дети должны уметь сравнивать произношение звуков, создавать в сотрудничестве с воспитателем алгоритм сравнения звуков;
2. уметь в игровой ситуации задавать вопросы друг другу и воспитателю, отвечать на поставленные вопросы; анализировать, сравнивать, умозаключать, устанавливать причинно-следственные связи в рамках доступного для детей обучения;
3. развивать интерес детей к решению проблемной задачи; формировать заинтересованность в получении совета, консультации с целью улучшения своих результатов труда;
4. воспитывать у детей проявление настойчивости, интереса, терпения преодолевать трудности в совместной деятельности на занятии.
Коррекционно-развивающая работа: учить улучшать результаты труда; проявлять настойчивость, интерес и терпение преодолевать трудности в развитии и обучении собственной личности.
III. Методы обучения: по способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные. По степени развивающего управления: методы непосредственного управления познавательной деятельностью воспитанников, а также с помощью дополнительных источников получения информации.
IV. Формы организации работы: фронтальная, парная, игровая, индивидуальная.
V. Оборудование занятия: Для воспитателя: программа «От рождения до школы: (под редакцией Н.Е. Вераксы, рабочие тетради на печатной основе, цветные карандаши, учебный ковёр или индивидуальные коврики детей. Для детей: коврики, красивые дидактические игры, карточки, наглядное оборудование и игрушки в развивающих зонах.
Подготовительная (предварительная работа): приготовление воспитателем и воспитанниками оборудования занятия: ковер (коврики), чистота в группе, аккуратность расстановки мебели, игр, игрушек в соответствии с работой в зонах группы детского сада; рабочие тетради на печатной основе по развитию речи по желанию авторов Дуровой Н.В., Невской Л.Н. «От звука к букве» (4 части, М.: Школьная пресса, 2003. – 24 с.).
Ход занятия по развитию речи
(Технологическая карта занятия соответствующая требованиям ФГОС ДОУ)
Скачать Конспект занятия по направлению «Развитие речи» на тему «Звуки [к] и [к’]»