Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Эмоциональная дезадаптация дошкольников

Консультация для воспитателей дошкольных учреждений на тему "Эмоциональная дезадаптация дошкольников"
В современной литературе, в интернет источниках можно найти массу информации относительно адаптации ребенка к детскому саду. Для родителей и педагогов разработаны методички, советы, правила, рекомендации, направленные на то, чтобы процесс адаптации ребенка к дошкольному учреждению прошел наиболее безболезненно, чтобы пребывание ребенка в саду стало комфортным во всех смыслах этого слова.

Адаптация – сложный процесс приспособления организма, который происходит на физиологическом, социальном и психологическом уровнях. С определенными сложностями в период адаптации сталкиваются многие родители. От того насколько эти сложности существенны, ребенок может проходить адаптационный период в легкой, средней и тяжелой форме, либо мы можем говорить о дезадаптации ребенка.

Остановимся подробно на эмоциональной дезадаптации детей, поскольку в дошкольном возрасте доминирует именно эмоциональный компонент в структуре адаптационного процесса.

Под эмоциональной дезадаптацией подразумевают психическое состояние, вызванное длительным эмоциональным напряжением, которое проявляется в изменении механизмов саморегуляции поведения, снижении продуктивности познавательных процессов, появление проблем в коммуникации.

У дошкольников эмоциональная дезадаптация может проявляться в таких поведенческих симптомах, как расторможенность и заторможенность. Расторможенные дети проявляют чрезмерную активность, которая не имеет осмысленной цели, суетливость, кратковременное внимание. У заторможенных детей, наоборот, наблюдается снижение двигательной активности, замедленный темп психической деятельности, сужение диапазона и проявления эмоциональных реакций.

Кроме того, эмоциональная дезадаптация может проявляться в форме нестабильности психических процессов, которая проявляется в эмоциональной лабильности, переходу от повышенной активности к пассивности и наоборот. Для этой категории детей характерно бурное реагирование на ситуацию неудачи, быстрое утомление, жалобы на самочувствие.

Детей с проявлениями эмоциональной дезадаптации можно условно разделить на четыре группы.
К первой группе можно отнести детей с повышенной активностью (суетливые, играя не соблюдают правил, суетятся), эмоциональной неустойчивостью (недостаточный контроль за эмоциями, быстрая смена эмоций), нарушением внимания (слабая устойчивость).

Ко второй группе можно отнести детей с симптомами тревожности. Для таких детей также характерна эмоциональная неустойчивость, но проявляется она по-другому. Излишние волнения, напряжение с проявлениями возбудимости, избегание подвижных игр и подвижных сверстников. Дети часто переживают о том, любят ли их, переживают, когда их о чем-то спрашивают.

Третья группа детей с проявлениями агрессивности. Для них характерно недоверие к новым людям, вещам, ситуации. Плачут, когда им делают замечания, кричат, конфликтуют со сверстниками. Характерен негативизм, протестное поведение.

К четвертой группе можно отнести детей с симптомами отстраненности. Такие дети любят играть в одиночестве, часто отсутствует интерес к коллективным играм, избегают контактов. К этой группе можно отнести детей с депрессивными состояниями, не проявляющими инициативу, медлительных в движениях, разговоре. Для таких детей характерна сниженная способность к концентрации внимания.

К эмоциональной дезадаптации склонны дети с определенными личностными особенностями. Так, низкая самооценка и неуверенность в себе является источником эмоциональной дезадаптации.

К индивидуально - психологическим предпосылкам эмоциональной дезадаптации детей можно отнести:
- особенности типа темперамента ребенка.
Среди эмоционально дезадаптированных детей чаще всего встречаются представители меланхолического типа темперамента. У таких детей напряженная внутренняя жизнь, обусловленная особенностями нервной системы. Они предают большое значение всему, что происходит вокруг, они ранимы, впечатлительны, обидчивы и плаксивы.
- личностную тревожность.
В период адаптации проявления тревожности могут иметь ситуативный и личностный характер. Проявляется тревожность по-разному. В первом случае дети ведут себя тревожно везде и всегда, во втором случае проявляют свою тревожность в зависимости от ситуации. При неблагоприятном стечении обстоятельств, проявляется реактивная тревожность, то есть тревожность, связанная с конкретной ситуацией. Она может перейти в личностную тревожность, стать стабильным свойством личности. Дети с высокой личностной тревожностью остро реагируют на неудачи, боязнь неудачи перевешивает стремление к успеху. Такие дети постоянно ждут негативной оценки со стороны взрослых, сверстников, у них выражен страх несоответствия ожиданиям. Для детей с личностной тревожностью характерна низкая работоспособность, быстрая утомляемость. Часто такие дети застенчивы, замкнуты.
- мотив избегания неудач.
Преобладание мотива избегания неудач над мотивом достижения успеха так же является фактором развития эмоциональной дезадаптации у ребенка. Такие дети стараются брать на себя простые задачи. В процессе работы, сильно переживают по поводу своей возможной неудачи. Не хотят исправлять ошибки, предпочитают не знать результат выполненной работы, чтобы избежать критики.

Переживания ребенка во многом зависят от его отношений со значимыми взрослыми (родителями, воспитателями) Формой выражения этого отношения является стиль общения. Именное стиль общения взрослого с ребенком может приводить к тому, что реальные, а иногда и надуманные трудности, начнут восприниматься ребенком, как решаемые. Если негативные переживания ребенка не компенсируются в общении, то у него возникают психогенные реакции, которые приводят к стойкой эмоциональной дезадаптации.

Таким образом, на развитие эмоциональной дезадаптации у ребенка могут влиять как внешние факторы, так и индивидуально-психологические особенности ребенка. Выявление индивидуально-психологических факторов дает возможность прогнозировать эмоциональную дезадаптацию, а проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с детьми будет способствовать снижению количества эмоционально дезадаптированных детей в дошкольной образовательной организации, а в дельнейшем предотвратит острые проявления эмоциональной дезадаптации в период перехода детей к обучению в школе.

Рекомендуем посмотреть:

Диагностическое пособие по оценке эмоционального состояния детей в детском саду Проблемы аутизма Секреты эффективного общения Использование театрализованной деятельности в работе педагога детского сада
Конспект индивидуального занятия в старшей группе по коррекции агрессивного поведения | Занятие «Моё настроение» для дошкольников в подготовительной группе
Опубликовано: 341 день назад (30 ноября 2023)
Просмотров: 354
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!