Игровые приемы для развития эмоционально-волевой сферы у учащихся коррекционной школы
Методические рекомендации "Игровые приемы развития эмоционально-волевой сферы учащихся первого отделения вспомогательной школы"
Тимофеева Светлана Федоровна, учитель-дефектолог I квалификационная категория ГУО «Средняя школа №177 г. Минск»
Программа коррекционных занятий «Развитие эмоционально-волевой сферы» направлена на способность обучающихся дифференцировать эмоциональные состояния, развитие эмоциональной сферы, способствующее максимально возможной социальной адаптации обучающихся с легкой интеллектуальной недостаточностью. Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития.
Пример календарно-тематического планирования по коррекционным занятиям «Развитие эмоций» Количество часов: 2 часа в неделю. Планирование составлено на основе:
Программа коррекционных занятий «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ» учебного плана второго отделения вспомогательной школы для детей с интеллектуальной недостаточностью I—IX классы//Минск, 2017. Цель: развитие эмоционально-волевой сферы учащихся. Задачи:
- развитие адекватного эмоционального реагирования;
- формирование умений расшифровывать и воспроизводить мимические и пантомимические формулы различных эмоциональных состояний;
- социально-эмоциональное развитие;
- формирование навыков релаксации.
№ п/п Дата Тема Кол-во часов
Диагностическая деятельность 1. Изучение уровня понимания эмоциональных состояний и действий людей
2. Изучение особенностей памяти, уровня внимания и работоспособности
3. Изучение уровня понимания сложных логико-грамматических речевых конструкций
Развитие эмоционально-волевой сферы
4. Радость
5. Радость –горе
6. Интерес –страх
7. Страх- спокойствие
8. Знакомство с нравственными качествами
9. Обобщение изученных эмоций «Улица радости»
10. Страх-злость
11. Щедрый — жадный
12. Этика поведения
13. Трудолюбивый — ленивый
14. Удовольствие — недовольство, обида
15. Аккуратный — неряшливый (грязнуля)
16. Честный — лжец
17. Злость- вина
18. Обобщение изученных эмоций «В мире эмоций»
Игровые приемы на разных этапах коррекционных занятий «Развитие эмоционально-волевой сферы»:
1. Вводная часть
Выявление эмоционального состояния детей:
Упражнение «Градусник эмоций», «Совушки»- учитель предлагает учащимся определить своё настроение по цвету на карточках (зеленый цвет - я спокоен; синий – я чувствую беспокойство; красный – я начинаю сердиться и др.) с помощью прищепки.
Создание у учащихся положительного эмоционального настроя:
Упражнение «Солнышко, ветерок» - учащиеся по наглядному примеру выполняют движения вместе с учителем. На слово «солнышко» детям необходимо выполнить движение вверх с поднятыми руками, на слово «ветер» дети выполняют волнообразные движения; задание повторяют несколько раз.
Упражнение «Назови волшебные слова» - учащиеся стоят в кругу и бросают друг другу мяч с добрыми пожеланиями, вежливыми фразами. Можно предложить детям называть только слова приветствия, благодарности и извинения.
Привлечение интереса учащихся к содержанию предстоящей деятельности на занятии:
Упражнение «Эмоциональные загадки» - учитель или ученик читает загадку с заданной эмоцией только ведущему (например, печаль, счастье), другие учащиеся должны отгадать загадку и назвать эмоцию, с которой читалась загадка.
Упражнение «Составь слово» - учащимся предлагается составить слово из отдельных букв на доске, помощью служит нумерация на обратной стороне каждой буквы. Далее учащиеся прикрепляют букву под цифрой один в клетку с цифрой один и т.д. Так учащиеся могут узнать тему занятия.
Активизация психической деятельности детей:
Учащиеся по наглядному примеру и словесной инструкции выполняют глазодвигательные упражнения («Бабочка», «Восьмерка» и др.), дыхательные упражнения («Одуванчик»), языкодвигательные упражнения («Крик индейца»), кинезиологические упражнения («Язык - глаза», «Ухо-нос»).
2. Основная часть
Подготовительный этап:
Упражнение «Чтение наоборот» - учащиеся получают карточки со словами, которые написаны в обратном порядке. Учащимся необходимо прочитать слова начиная с последней буквы до первой, в результате получится заданное слово.
Упражнение «Сломанный телевизор» - игра проводится в круге, учащиеся сидят на стульях с закрытыми глазами. Ведущий дотрагивается до плеча первого игрока и предлагает без слов посмотреть на картинку с заданной эмоцией, запомнить ее и передать с помощи мимики данную эмоцию соседу справа. Так дети выполняют по кругу задание без слов. Последний игрок должен назвать заданную эмоцию.
Формирующий этап:
На данном этапе можно провести беседы, просмотреть видеосюжеты и презентации. Далее учитель обсуждает с детьми увиденный материал, демонстрирует картинный материал по заданной тематике.
Упражнение «Зеркало» - детям необходимо повторить эмоцию героев видеосюжета по инструкции, с использованием планшета «Настроение».
Упражнение «Лото» - учащиеся называют эмоцию героя картинки, учитель предлагает выбрать по 5 картинок или пиктограмм с данной эмоцией и выложить их на карточку.
Упражнение «Эмоциональное чтение» - учитель предлагает учащимся выбрать карточку с определенной эмоцией. Учащиеся называют данную эмоцию, потом выбирают текст, который необходимо прочитать с заданной эмоцией. (Например, сказка «Курочка Ряба» читается с эмоцией вины или горя и т.д.)
Упражнение «Составь пословицу» - учащимся необходимо составить из слов пословицу и объяснить ее значение (пословицы должны быть ранее изучены). После учитель просит учащихся подобрать сюжетные картинки, которые соответствуют данной пословице.
Упражнение «Антонимы» - учитель раздает учащимся карточки со словами по теме «Мое настроение», первому игроку предлагается выбрать одну карточку с названием эмоции и прочитать ее, второму игроку необходимо подобрать антоним к данному слову из карточек.
Этап самостоятельной работы учащихся:
Упражнение «Сосчитай детей» - учащиеся получают карточку, на которой изображены лица или дети с определенными эмоциями. Необходимо сосчитать количество повторов каждого героя на карточке и записать результат на карточке.
Упражнение «Шифровка» - учащимся раздаются карточки, на них изображены определенные герои с разными эмоциями, которые обозначают заданную букву или слог. Учащиеся по словесной инструкции определяют место буквы или слога в соответствии с картинкой на шаблоне. Далее необходимо прочитать полученное слово или фразу.
3. Заключительная часть
Упражнение «Веселые кляксы» - учащиеся выполняют рисование нетрадиционными способами заданной темы. Например, можно нарисовать веселую семейку выдуванием из трубочки; также изобразить штампами воздушными шарами цветы, пластиковой вилкой изобразить ежика и др.
Анализ занятия:
Проводится опрос учащихся по занятию.
4. Рефлексия
Упражнение «Дополни» - учащиеся оценивают свою работу словесно: «Мне понравилось…», «Сегодня было сложно…», «Я запомнил, что…» и др. Также учащиеся определяют свое настроение после занятия на планшете «Смайлики».
5. Релаксация
Учащиеся располагаются в круге на индивидуальных ковриках, слушают спокойную мелодию «Звуки природы», в это время учитель тихо читает стихотворение «Мое тело расслаблено».
Скачать Игровые приемы развития эмоционально-волевой сферы учащихся первого отделения вспомогательной школы