Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока «Россия – наша Родина», 4 класс. ОРКСЭ

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе. Тема: «Россия – наша Родина»
Цель: формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах через изучение темы «Россия –наша Родина».
Задачи:
- формировать у школьников основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- развить осознание своей национальной принадлежности и ценностей многонационального российского общества;
- развить положительное отношение к иному мнению истории, культуре народов России;
- освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- овладеть навыками смыслового чтения текстов различных жанров в соответствии с учебными целями;
- воспитать нравственность, основанную на свободе совести, духовных традиций народов России;
Планируемые результаты:
Личностные:
1. понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину;
2. формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.
Метапредметные:
1. овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
2. совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
3. овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
4. совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
5. совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательные УУД:
- применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала.
Работа с информацией:
- находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа).
Коммуникативные УУД:
- использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета.
Регулятивные УУД:
- проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
- владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты.
Предметные:
- выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования.
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
«На части не делится солнце лучистое, И вечную землю нельзя поделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить». – Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.

2. Актуализация знаний
- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по изучению нового предмета «Основы православной культуры». Нашим путеводителем будет эта книга – ваш учебник. Рассмотрите обложку, полистайте его страницы. Приятно ли будет работать с такой книгой? (Да, приятно. Много ярких иллюстраций, много информации).
- Как быстро можно узнать, на какие вопросы мы будем искать ответы на занятиях «Основы православной культуры»? (У каждой книги есть содержание)
- Откройте его и прочтите. Скажите, есть ли знакомые темы. О чём слышите впервые?

3. Работа по теме занятия
- Прочтите название темы первого занятия. («Россия - наша Родина»)
1. Мозговой штурм
-Я уверена, что эта тема близка и знакома каждому из вас. Скажите, что обозначает слово «Родина» для каждого из вас? (ответы детей)

Задание 1. -Я предлагаю вам прослушать песню «Мы землю эту Родиной зовём» /муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского/

2. Звучит песня.
Нам с каждым днём Отечество милей —
С его холмами, травами, лесами.
Волнует сердце тихий шум полей
И журавлиный клин над небесами.

Мы землю эту Родиной зовём,
Глядеть нам на неё — не наглядеться.
О ней одной, такой любимой с детства,
Мы песни наши лучшие поём.

В лугах вечерних дремлет тишина,
Цветы колышет ветер, пролетая.
И ярко светится в реке луна,
Сверкая, будто рыбка золотая.

Мы землю эту Родиной зовём,
Глядеть нам на неё — не наглядеться.
О ней одной, такой любимой с детства,
Мы песни наши лучшие поём.

Защёлкает на ветке соловей,
И зазвенят дождинки бубенцами...
Что может быть родней земли своей,
Навеки нам завещанной отцами!

- Скажите, какой синоним слову «Родина» вы услышали в песне? (Отечество)
- Какой синоним к этим двум словам можете подобрать вы? ( Отчизна)

Давайте убедимся в том, что эти слова точно синонимы. Поможет нам в этом «Толковый словарь русского языка», автор С.И. Ожегов

3. Работа в группах
Задание 2.
- Ваша задача найти в словаре толкование слов: Родина, Отечество, Отчизна. Приступайте. О готовности сообщите. (Дети в группе, выполнившей задание смыкают руки, подняв их вверх)

4. Отчёт групп о проделанной работе
Родина - 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения.
Отчизна – Отечество, Родина.
Отечество - страна, где родился данный человек.
- Какие слова, словосочетания в толковании этих слов, доказывают, что слова «Отчизна», «Родина», «Отечество» - синонимы? /место, где человек родился/.

5. Работа с учебником
- Откройте учебник на стр. 4. Найдите второй абзац. Прочтите, как объясняет эти слова автор. Согласны ли вы с ним?
- В этом абзаце уже прозвучало имя нашей родины. Назовите её /Россия/
- Если мы посмотрим на карту России, то увидим. Что она занимает очень большую территорию. Российская Федерация состоит из 21 республики, 7 краев, 48 областей. Россия - многонациональная страна.

Задание 3. Об этом стихотворение «Единство народов – сила России»
6. Чтение стихотворения.
Россия - Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю!
Знай же, люд!
Хакас, татарин и якут,
Бурят, тувинец здесь живут!
Россия - родина моя
Детьми своими ты богата.
Традиции, обряды предков
Узнают все из нас когда-то.

Еврей и тувинец, бурят и удмурт
Русский, татарин, башкир и якут
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы, друзья!
Россией зовётся общий наш дом!
Пусть будет уютнее каждому в нём
Любые трудности все мы осилим
И только в единстве сила России!

- Люди каких национальностей живут в России?
- Какая главная мысль заложена в этих строках? (Мы все разные, но все мы должны жить в мире, дружбе, взаимопонимании)

Физминутка «Доброе словечко».
- Мы с вами вместе уже четвёртый год, значит уже достаточно хорошо знаем друг друга. Уверена, что у каждого из вас внутренний мир наполнен положительными, светлыми, высокими чувствами. Я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру, которая поднимет вам настроение.
- Встанем в круг, возьмёмся за руки и искренне назовём соседу его положительное качество. (Учитель: «Ваня, я хочу тебе сказать, что ты отзывчивый человек» и т.п.)
Вывод. Отдохнули? Вам было приятно слышать о себе добрые слова? Я надеюсь, что вы будете развивать эти и другие положительные качества. Будете учиться созидать, а не разрушать свой внутренний мир. В этом нам и поможет новый предмет «Основы православной культуры».

7. Работа по теме
Наше путешествие продолжается, нас ждёт много дорог. В духовном мире есть свои дороги – они называются –ТРАДИЦИИ.
Кто из вас мог бы объяснить значение этого слова? /ответы детей/.
- Давайте сравним ваши ответы с его словарным толкованием. Обратимся к Толковому словарю С.И.Ожегова.
Традиции – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений/ идеи, взгляды, вкусы, образ действий и т.п./

- У каждого народа нашей многонациональной страны есть свои культурные традиции – это богатство нашей многонациональной родины. В основе всех традиций лежат вечные ценности : добро, честь, справедливость, милосердие.

8. Работа в группах. Инсценирование
Задание 4.
Знаете ли вы о каких–либо традициях?
- Так как у нас с вами сегодня первая встреча, мне бы хотелось познакомить вас с традицией встречи гостей у разных народов. Для это мы группами попробуем разыграть ситуацию встречи гостей. Группа, получившая информацию, выступает в роли хозяев, все остальные - гости. Получается, что мы побываем в гостях у некоторых народов, а именно у русских, татар, башкир.
Инструктаж для группы:
1. прочесть текст.
2. выбрать интересную информацию.
3. инсценировать эпизод встречи гостей с использованием реквизита/

1 группа. (русские) реквизит: самовар, каравай, солонка с солью, полотенце – рушник , т.п. на усмотрение учителя
Текст для группы:
На Руси дорогих гостей всегда встречали хлебом и солью, гость должен был отломить кусок каравая. Окунуть в соль и съесть. Приезжего человека было принято обогреть, накормить пирогами, грибами, ягодами, блинами. Наши предки с радостью принимали гостя – не скупились, ставили на стол все, что имели. Потому и возникла поговорка: «Всё на стол мечи, что есть в печи». Хозяева даже обижались, когда гость мало ел и пил.

2 группа. (татары) реквизит: чак-чак, чай, баночка с мёдом т.п. на усмотрение учителя
Текст для группы:
По древнему татарскому обычаю в честь гостя расстилалась праздничная скатерть и на стол выставлялись лучшие угощения - сладкий чак-чак: (восточная сладость из теста с мёдом), щербет (мягкие сладкие конфеты), липовый мед, и, конечно, душистый чай.

3 группа. (башкиры) реквизит скатерть, баночка с мёдом т.п. на усмотрение учителя
Текст для группы:
Традиционным элементом гостеприимства башкир считается то, что хозяин встречает гостей перед входом в дом. Проводы гостей также происходят за воротами дома. Гостям говорят: «Пройдите на почетное место». При угощении гостей башкиры пользуются правилом: «Перед гостями поставь пищу, но не забудь, чтобы их рот и рука были свободны». Если кто-то пришел во время трапезы, его принято сажать за стол и угощать пирогами, варёным мясом, колбасой, мёдом.

Вывод
Похожи ли традиции встречи гостей у разных народов? Чем?

Рефлексия.
Групповая работа: закончить предложения. (Каждая группа получает карточку)
Моя Родина – это …
Когда я вырасту, я хочу …
Чтобы счастливо жить, надо …

После выполнения задания, каждая группа зачитывает свои предложения.
Моя Родина – это моя страна, моё отечество, Российская Федерация.
Моя Родина – это самое дорогое, что есть у человека.
Когда я вырасту, я хочу сделать все, чтобы жизнь у себя на Родине была лучше и достойнее.
Чтобы счастливо жить, надо друг друга любить и всегда помогать.

Домашнее задание
Я попрошу вас дома с помощью мамы, папы сестёр, братьев подготовить домашнее задание, которое предложено в учебнике на стр. 5. Вспомните и расскажите о традиции, которая есть в вашей семье. Подумайте, какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?
Желаю удачи!

Рекомендуем посмотреть:

ОМРК. Человек в религиозных традициях мира Конспект урока ОРКиСЭ, 4 класс: Православные праздники. Покрова Пресвятой Богородицы Конспект урока по ОРКСЭ, 4 класс. Свобода и ответственность Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ, 4 класс ФГОС

Похожие статьи:

Про Древнюю Русь для младших школьников, 4 класс

Организация природоохранной деятельности младших школьников
Опубликовано: 4 дня назад (31 декабря 2024)
Просмотров: 368
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!