Доклад по теме: «Организация природоохранной деятельности в начальной школе»
Оглавление
1. Введение, цели, задачи, методы исследования.
2. Природоохранная деятельность в сельской школе.
3. Анкета для измерения уровня экологической культуры учащихся начальных классов.
4. Реализация проекта «Эколята».
5. Список используемой литературы.
1. Введение, цели, задачи, методы исследования.
Сложившаяся в мире экологическая ситуация требует изменений в мышлении и деятельности человечества. На современном этапе развития общества особенно актуальной является проблема формирования экологического сознания и культуры личности. Важное место в экологическом воспитании отводится начальной школе как звену становления личности, поскольку именно от природоохранного опыта младших школьников будет зависеть их деятельность в природе в будущем, а также умение предусматривать последствия своего поведения в окружающем мире.
Цель: поделиться опытом организации природоохранной деятельности в процессе экологического воспитания младших школьников в рамках социально-образовательного проекта «Эколята».
Задачи:
1. Проанализировать педагогическую, и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Представить результаты анкетирования обучающихся начальных классов на предмет измерения уровня экологической культуры.
3. Рассказать о мероприятиях, проводимых в рамках проекта «Эколята».
Методы: анализ литературы по теме, анкетирование, проведение мероприятий.
2. Природоохранная деятельность в сельской школе.
Экологическое воспитание на сегодняшний день является неотъемлемым компонентом ФГОС НОО. «Приоритетной целью экологического воспитания является формирование целостной картины мира и единство рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта взаимодействия с людьми, обществом и природой», - гласит стандарт [3]. Одной из важнейших составляющих экологической культуры является природоохранная деятельность, потому что одной из задач экологического воспитания является овладение школьниками практическими природоохранными умениями и способами пропаганды идей охраны природы. Природоохранная деятельность — процесс сохранения, восстановления и воспроизводства природных ресурсов, который должен являться неотъемлемым компонентом любой хозяйственной деятельности человека.
По мнению К. Д. Ушинского, «логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей» [2], поэтому навыки природоохранной деятельности должны прививаться с детства. Познавая природу, ребенок познает себя, формирует нравственное отношение ко всей окружающей его среде. Классики педагогики, такие как Я. А. Коменский, Г. Песталоцци утверждали, что чем теснее связь ребенка с природой, тем лучше он развивается.
В связи с этим, наиболее благоприятными условиями для формирования у младших школьников знаний, умений и навыков по охране природы, а также личностного отношения к природе, являются условия сельской школы. Непосредственная близость природы, красота ее просторов благотворно влияют как на общее физическое состояние обучающихся, так и на развитие духовно-нравственных качеств. Природа является отличной средой для проведения экскурсий, походов, наблюдений за природными явлениями в рамках курса «Окружающий мир». Занятия на свежем воздухе не только способствуют формированию у младших школьником основ экологической культуры и расширяют их кругозор, но также укрепляют здоровье обучающихся. В. А. Сухомлинский был сторонником таких занятий: «Они [дети] видели, как цветет яблоня, как гудят вокруг нее пчелы. Слышали, как в синем небе поет жаворонок и до самого горизонта ветер колышет безграничное пшеничное поле»[1]. Наблюдая за деревьями, реками, озерами, дети на живом примере могут увидеть, как человек влияет на экологическую обстановку своего края. Такое влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Эмоциональное отношение младшего школьника к природе, которое сформировалось под влиянием реальных проблем своей местности, подталкивает младшего школьника к становлению собственной гражданской позиции и к самостоятельным действиям по охране природы. К таким действиям относятся, например, участие в экологической акции «Первоцветы», мероприятиях «День Земли» или «День птиц», проектной деятельности по охране природы, а также участие младших школьников в проводимых в масштабах всего села субботниках по очистке берегов р. Хопер от мусора и др. Важно, чтобы такого рода деятельность осуществлялась школьниками систематически и целенаправленно.
3. Анкета для измерения уровня экологической культуры учащихся начальных классов.
В 2019 году школа МОУ СОШ с. Старый Хопёр присоединилась к природоохранному социально-образовательному проекту «Эколята» (1-4 классы), главной целью которого является формирование у обучающихся начальных классов «экологической культуры и культуры природолюбия»[4]. Учителями начальных классов был составлен план работы данного проекта и проведен анализ уровня экологической культуры у учащихся 1-4 классов. Для этого была составлена и апробирована анкета, которая содержит десять вопросов с выбором ответа и три вопроса с кратким ответом обучающихся. Данная анкета содержит вопросы, ответы на которые требуют знаний в таких направлениях природоохранной деятельности как:
1. рациональное управление природными ресурсами;
2. рациональное использование минеральных ресурсов;
3. сохранение природных сообществ;
4. ликвидация негативных воздействий человека на природную среду.
В опросе приняло участие 22 человека (обучающиеся 1-4 классов).
Анкета
Часть I
1. Человек не должен мусорить в лесу.
А. Согласен
Б. Не согласен
2. Если нарвешь букет подснежников, то ничего плохого не произойдет.
А. Согласен
Б. Не согласен
3. Пчела – полезное животное, даже несмотря на то, что она может укусить.
А. Согласен
Б. Не согласен
4. Завод сливает грязную воду в реку – это плохо.
А. Согласен
Б. Не согласен
5. Необходимо вешать кормушки для птиц.
А. Согласен
Б. Не согласен
6. Чтобы воздух был чище, нужно высаживать деревья и кустарники.
А. Согласен
Б. Не согласен
7. Нельзя выбрасывать мусор в овраг.
А. Согласен
Б. Не согласен
8. Запасы полезных ископаемых никогда не закончатся.
А. Согласен
Б. Не согласен
9. Уборка мусора на улице – бесполезное занятие.
А. Согласен
Б. Не согласен
10. Нельзя жечь костры в лесу.
А. Согласен
Б. Не согласен
Часть II
Каких животных, занесенных в Красную Книгу, ты знаешь?
Какие растения, занесенные в Красную Книгу, ты знаешь?
Для чего нужны заповедники?
Исходя из предложенной нами шкалы, по которой происходило оценивание уровня знаний учащихся, а именно: 14-16 баллов - высокий уровень, 10-13 баллов – средний уровень, 0-9 баллов – низкий уровень, можно сделать вывод, что никто из учащихся не показал низкого уровня знаний по охране природы. По результатам анкеты, 10 человек имеют высокий уровень и 12 человек имеют средний уровень экологической культуры.
4. Реализация проекта «Эколята».
Реализацию социально-образовательного проекта «Эколята» (1-4 классы) мы начали с оформления информационного стенда и составления плана работы по данному направлению на 2019-2020 учебный год. В течение учебного года нами былии проведены такие мероприятия как: праздник посвящения в эколята «Мы – Эколята!», игра-путешествие «Цвети, Земля!», викторина «Сохраним природу родного края», праздник «Золотая осень эколят», новогодний праздник «Ёлка эколят», акции «Птицы – наши друзья», «Эколята выбирают себе друга», выставка поделок из природного материала «Познаём природу с эколятами».
К сожалению, переход школ на дистанционное обучение в марте этого года не дал нам возможность полностью реализовать план работы экологического движения «Эколята» в 2019-2020 учебном году. В 2020-2021 году мы планируем продолжить работу в данном направлении и повторно провести анкетирование, чтобы узнать насколько изменился уровень экологической культуры учащихся начальных классов.
Мы сделали вывод, что успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания, в этом нам помог социально-образовательный проект «Эколята».
Список используемой литературы
1. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. - Избранные произведения: В 5-ти т. - Т. 3 - М., 1977 - 18 с.
2. Ушинский, К.Д. Собр. соч. / К.Д. Ушинский. – М., 1988.
3. ФГОС НОО // Завуч начальной школы. 2011. №1. – С. 7 – 21.
Рекомендуем посмотреть:
Экологический КВН в начальной школе
Экологический час для старших дошкольников и младших школьников
Конспект занятия по внеурочной деятельности на экологическую тематику для 2 класса
Сценарий внеклассного занятия в начальной школе. День Земли
Похожие статьи:
Сценарий экологической игры в начальной школе
Сценарий экологического праздника в начальной школе
Экологические сказки для старших дошкольников и младших школьников
Экологический ринг в 3 классе. Сценарий
Беседа о культуре поведения в природе, 1 класс