Урок физики, 7 класс "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести" с презентацией
Методическая разработка урока по физике в 7 классе по теме: "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести"
Тип: изучение нового материала. Автор: Трибо Елена Николаевна, учитель физики МБОУ СОШ №1 г. Мирный Архангельской области. Цель урока: Дать понятие явления тяготения, сформировать понятие силы тяжести, объяснить причины ее возникновения, показать зависимость силы тяжести от массы тела и расстояния до центра планеты. Задачи урока: образовательная – сформировать понятие о силе как физической величине, характеризующей действие одного тела на другое; дать понятие явления тяготения, сформировать понятие силы тяжести, показать зависимость силы тяжести от массы тела. развивающая – продолжать расширять кругозор учащихся, формировать научное представление об устройстве материального мира; развивать речь, мышление; формировать умения (измерять, находить связи между физическими величинами и представлять их графически); воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, быть собранным, усердным, чувствовать товарища; применять полученные знания для объяснения различных природных явлений. Методы и методические приемы: беседа, объяснение материала с использованием презентации, выполнение экспериментов. Оборудование: металлические шарики, ластики, пружина с грузами, штатив, компьютер, медиапроектор.
Ход урока
1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний.
Вопросы: 1. Приведите примеры, демонстрирующие изменение скорости тел при взаимодействии.
2. Если тело двигалось равномерно, а потом его скорость уменьшилась, что явилось причиной уменьшения скорости тела?
3. Целеполагание.
Сегодня на уроке продолжаем изучать физические явления. Но прежде, ответьте на вопрос: «Очень часто в своей речи мы употребляем слово «сильный»: слон – сильное животное; подул сильный ветер; в реке сильное течение. Как вы понимаете эти выражения?
Заметим, что во всех этих случаях речь идёт о воздействии одного тела на другое: ветер действует на парус; вода на пловца, слон на дерево. В физике часто не указывают, какое тело и как действует на данное тело, говорят, что на тело действует приложенная сила. Какой будет тема урока? Что мы будем изучать?
Цель нашего урока сегодня, узнать, что называют силой в физике, познакомиться с силой тяжести.
Слайд 1
4. Изучение нового материала.
Каждый из нас постоянно встречается с различными случаями действия тел друг на друга. Проводим эксперименты:
1. Толкаем рукой металлический шар по столу. В результате изменяется скорость шара.
2. Растягиваем пружину рукой. Под действием руки пружина деформируется.
3. Сгибаем ластик. Под действием руки ластик деформируется.
Слайд 2
1. Человек толкает руками тележку. Назовите взаимодействующие тела. Что происходит со скоростью тел?
Слайд 3
2. К пружине подвешивают тело. Назовите взаимодействующие тела. Что происходит с пружиной при взаимодействии?
Слайд 4
Подводим итоги: действие одного тела на другое характеризуется силой. Сила – мера взаимодействия тел. В результате действия силы тела изменяют свою скорость или деформируются.
Проводим эксперимент: подвесим на одну пружину тело массой 100 г, на другую тело массой 300 г. Под действием груза большей массой пружина растянулась больше. Следовательно, числовое значение силы может быть разным, большим или меньшим. Значит, силу можно измерить. А характеристику, которую можно измерять называют физической величиной. Получается, что сила – это физическая величина.
Слайд 5
Сила – это физическая величина, характеризующая действие одного тела на другое. F – сила. В каком направлении действует сила на пружину? Для силы можно всегда указать направление. Такие величины называют векторными.
Слайд 6 От чего зависит результат действия силы? Рассмотрим рисунки на слайде и сделаем выводы.
Сила мера взаимодействия тел. Тогда: 1. Почему книга, выпущенная из рук, падает на пол?
2. Почему мяч, брошенный вертикально вверх, возвращается на землю?
3. Почему траекторией движения брошенного горизонтально мяча, является криволинейная траектория?
На все тела действует сила. Все тела взаимодействуют с землёй. Все тела притягиваются землёй. Капли дождя, снежинки, вода в реках течёт, листья деревьев опускаются на землю благодаря притяжению к земле.
Земля притягивает к себе все тела: Луну, Солнце, воду в морях, нас с вами. В свою очередь и земля притягивается к этим телам.
Притяжение существует не только между Землёй и находящимися на ней телами. Любое тело, независимо от его размеров, массы и состояния, в котором оно находится (твердое, жидкое и газообразное), притягивает к себе другие тела и само испытывает притяжение со стороны окружающих тел.
Слайд 7
Всемирное тяготение – притяжение всех тел Вселенной друг к другу.
Исаак Ньютон сформулировал основные законы классической механики. Открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел, создав основы небесной механики.
Силы притяжения между телами тем больше, чем больше массы этих тел. Силы притяжения между телами уменьшаются, если увеличивается расстояние между ними.
Слайд 8
Приливы и отливы.
Прилив и отлив – изменение уровня воды в Мировом океане, вызванное влиянием на планету Луны и Солнца. Механизм приливно-отливного процесса следующий:
1. Вода постепенно поднимается, достигает пикового значения, называемого «полной водой».
2. Уровень держится некоторое время, затем начинает опускаться.
3. Опускание длится около 6 часов. Минимальный уровень называется «малой водой».
Средняя продолжительность цикла – 12-13 часов. Из-за вращения Земли процесс имеет определенную периодичность, отмечается 2 раза в сутки.
Несмотря на сильную гравитацию огромного Солнца, маленькая Луна благодаря своей близости к Земле оказывает на приливы гораздо большее влияние. Кроме того, сила притяжения Луны заметно меняется от участка к участку земной поверхности. Эти изменения обусловлены разным расстоянием различных участков земной поверхности от Луны в каждый данный момент времени.
Участок воды, находящийся непосредственно под Луной, будет испытывать наибольшее лунное притяжение, так как эти воды ближе к Луне, чем воды на противоположной стороне Земли. Однако приливы в обоих полушариях происходят в одно и то же время. Почему так получается?
На той стороне Земли, которая обращена к Луне, вода устремляется от Земли в сторону Луны, увлекаемая силой лунного притяжения. На противоположной стороне, из-за прилива на «лицевой» стороне, суша буквально выдергивается из-под воды, что приводит к приливу и на «обратной» стороне. По мере вращения Земли и перемещения Луны прилив сменяется отливом.
Так как мы жители Земли, то для нас имеет огромное значение притяжение к земле.
Слайд 9
Сила тяжести – сила, с которой Земля притягивает к себе любое тело. Знакомимся с направлением, точкой приложения и изображением силы тяжести.
5. Закрепление изученного материала.
Вопросы:
Слайд 10 1. Действует ли сила тяжести на летящего в воздухе стрижа? на пёрышко, выпавшее из его крыла?
Слайд 11 2. Действует ли сила тяжести на деревянный шар, плавающий на поверхности воды?
Слайд 12 3. Два одинаковых тела: одно – в воде, другое на столе. На какое тело действует большая сила тяжести?
Слайд 13 4. Два бруска из алюминия и парафина, одинаковые по размеру. На какой из них действует меньшая сила тяжести и во сколько раз?
Слайд 14 5. Два тела одинаковой массы, но разного объёма, находятся на поверхности стола. На какое тело действует большая сила тяжести?
Слайд 15 6. Какое небесное тело притягивает вас сильнее: Земля или Луна?
6. Итоги урока.
Слайд 16
Список использованной литературы
1. Перышкин А.В. Физика. 7 класс. - М.: Дрофа, 2019.
2. Физика. 7 класс. Н. В. Филонович "Методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина"- М.: Дрофа, 2020.
3. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 класс – М.: Просвещение, 2008.
4. Физика: Занимательные материалы к урокам. 7 класс./ Авт.-сост. А.И. Сёмке. – Издательство НЦ ЭНАС, 2004.
Презентация на тему: Сила. Явление тяготения. Сила тяжести