Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока физики в 7 классе. Масса как мера инертности тела

Тема урока: Масса как мера инертности тела. 7 класс
Цели урока :
- Сформировать представление об инертности как свойстве тел, сформировать понятие о массе, как о физической величине, которая характеризует инертность, раскрыть зависимость результата взаимодействия тел от их свойств - инертности.
- развивать логическое мышление учеников, умения анализировать и сравнивать результаты исследований,
- сформировать научное мировоззрение.

Оборудование: две тележки с упругой стальной пластиной, желоб, штатив, два шарика разной массы, стакан, картон, монета.

Тип урока : комбинированный.
План урока

Этап урока Время Методы и приемы
1 Проверка дом. задания. Актуализация опорных знаний. 8 мин. Устный опрос
2 Демонстрации 5мин. Наблюдение и анализ опытов, записи на доске, в тетради, создание проблемной ситуации
3 Изучение нового материала 15 -20 мин. Беседа, записи на доске, в тетрадях, анализ опыта, объяснения опыта
4 Закрепление нового материала 10 - 15 мин. Беседа, решение задач, записи на доске, в тетрадях
5 Домашнее задание 1 - 2 мин. Записи на доске и в дневниках
ХОД УРОКА
1. Актуализация опорных знаний
После проверки домашнего задания проводится устный опрос учащихся по следующим вопросам:
- ремень безопасности в автомобиле удерживает человека от наклона вперед. В каких аварийных ситуациях помогает этот ремень?
- Вы забиваете гвоздь в стену. Какие тела взаимодействуют при этом?
- Птица, которая сидела на ветке, вспорхнула и улетела, куда, в какой момент и почему отклонится ветка?
- Приведите примеры инерции в природе и технике?
- Приведите примеры, которые показывают, что в результате взаимодействия происходит деформация тел?
- Выберите взаимодействия в результате которых изменяется скорость: а) при падении камня? б) при полёте птицы? в) при полёте стрелы? г) при движении автомобиля?
- Спортсмен прыгает на батуте. По каким признакам можно утверждать, что между батутом и спортсменом происходит взаимодействие?

2. Демонстрации
- на столе расположены две одинаковые тележки, соединенные упругой металлической пластиной, которая перевязана нитью. Нить пережигают. Тележки отталкиваются и начинают двигаться в разные стороны.
Результат: скорости тележек одинаковы.
- желоб устанавливают горизонтально. По нему пускают два шарика разной массы.
Результат: скорость более легкого шарика после столкновения изменяется больше.
Вывод: при взаимодействии разные тела по разному изменяют свою скорость.
Вопрос к классу : Почему так происходит?

Деятельность учителя Деятельность учеников
Проведение демонстрации наблюдение
Вопрос относительно результатов опытов анализ результатов опытов, вывод
Запись вывода на доске запись вывода в тетради
Создание проблемной ситуации попытка объяснить проблемную ситуацию

3. Изучение нового материала
Это происходит, потому что одни тела более инертны (с большей массой) и им больше времени требуется на изменение своей скорости, а другие легче и значит быстрее изменяют свою скорость, то есть они менее инертны.

Вопрос к классу : А от чего зависит инертность тел? (от массы тела)
Запись в тетради: Масса - мера инертности тела.

Во Вселенной всё имеет свою массу! Масса неотъемлемая характеристика любого тела. Чтобы не происходило с телом - двигается оно, покоится ли, находится на Земле, в космическом пространстве, его масса не изменяется, он сохраняет свою целостность.
Вводится условное единица массы измерения в СИ, и закон отношения масс тел и их скоростей :
m1/m2=V2/V1

Опыт: стакан накрывается сверху картоном, на который кладется монета. Резко выбиваем картонку.
Результат: монета падает в стакан.
Вопрос: объясните опыт.

Деятельность учителя Деятельность учеников
Решение проблемной ситуации Роль слушателей, ответа на вопрос учителя, записи в тетради
Изложение нового материала (записи на доске) Записи в тетрадях
Проведение опыта Анализ опыта и его результатов

4. Закрепление нового материала
Решение задач

Задача 1. Из неподвижной лодки массой 30 кг на берег прыгает мальчик массой 45 кг. При этом лодка приобрела скорость 2 м/с. Какой была скорость мальчика?

Задача 2. Из пушки массой 3т выстрелили в горизонтальном направлении ядром массой 20 кг. При этом ядро приобрело скорость 300 м/с. Какую скорость приобрела пушка при отдаче?

Вопрос на закрепление материала :
- Почему мы можем стряхнути грязь и снег с обуви?
- Почему боксеров объединяют в весовые категории?
- Может ли водитель автомобиля использовать явление инерции для экономии топлива? Каким образом?

5. Домашнее задание
§ 20 упр.6 № 1-3
Творческое задание: Инертность свойственна всем телам. Приведите примеры позитивных и негативных сторон этого свойства.

Используемая литература:
1. Физика. 7кл._Перышкин А.В_2013 -224с
2. Контр. и самост. раб. по физике 7кл. к уч Перышкина_2013 -112с
3. Физика. 7кл. Задачи и решения. Доп. пос. к учебн Перышкина Филонович Н.В_2004 -112с
4. Дидактические карточки-задания по физике. 7кл. К учебн. Перышкина А.В._Чеботарева А.В_2010 -112с

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока физики для 7 класса по теме: Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах Конспект урока физики в 7 классе по теме: Взаимодействия молекул Конспект урока физики в 7 класса по теме: Агрегатные состояния вещества Методическая разработка конспекта урока физики в 7 классе по теме "Давление твердых тел, жидкостей

Похожие статьи:

Конспект урока физики для 7 класса

Конспект урока физики в 7 классе. Блоки. «Золотое правило механики»

Занимательная физика для учащихся 6-7 классов

Конспект урока для 7 класса. Механическое движение | Конспект урока. Инерция, 7 класс
Опубликовано: 3606 дней назад (5 января 2015)
Просмотров: 4002
0
Голосов: 0
Елена Сергеевна Умнова # 5 января 2015 в 21:28 +1
Замечательный урок!Интересные задачи,спаибо!
Елена Николаевна Соболева # 8 января 2015 в 10:05 0
Александр Анатольевич, спасибо за интересный материал, очень пригодился. Такие интересные задания, я для себя взяла некоторые. Большое спасибо!
Сергей Иванович Поздняков # 8 января 2015 в 10:14 0
Александр Анатольевич,спасибо за интересный урок! Отличный урок, который может служить примером для начинающей преподавать молодежи.Большое спасибо за данный материал!
Любовь Ивановна Ермакова # 11 января 2015 в 23:15 0
Александр Анатольевич!Мне понравилась ваша разработка. Тема хорошая, но сложная.Интересные подобранные задачи. Вы в своей разработке показали как можно решать задачи различной степени сложности в более понятной форме. Желаю вам творческих успехов!
Наталья Александровна Малахова # 12 января 2015 в 09:09 0
Здравствуйте, уважаемый Александр Анатольевич! Спасибо вам за такую интересную разработку, которую вы представили. Задания разнообразные и интересные, что позволяет детям с интересом работать на уроке.Эта работа действительно заслуживает высокой оценки. Большое спасибо за вашу идею проведения урока. Желаю Вам дальнейшего творческого успеха и достижений!
Владимир Степанович # 31 января 2017 в 18:18 0
Александр Анатольевич! Масса - это физическая величина, являющаяся мерой инертности тел. Как же свойство тела может зависеть от физической величины, а не наоборот: значение этой величины от свойства тела? Дать понятие о более и менее инертных телах невозможно без предварительного рассмотрения понятия "инертность". Из конспекта не видно, как Вам удалось вывести закон отношения масс тел и их скоростей : m1/m2=V2/V1. Об ошибочности такого пути доказано в интернете в реферате "Ещё раз об инерции, инертности и инертной массе".