Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока для 7 класса. Механическое движение

Урок физики 7 класс
ТЕМА УРОКА: Механическое движение, 7 класс.
Все-таки странно, что существует слово для обозначения того, чего
собственно говоря, в природе не существуют, - спокойствию.

Макс Борн
ЦЕЛЬ УРОКА:
Учебная: установить основные признаки механического движения, сформировать у учащихся представление об относительности механического движения и покоя, познакомить учащихся с понятиями движения и пути, сформировать понятие равномерного и неравномерного движения.
Развивающая: развивать логическое мышление, смекалку
Воспитательная: воспитывать взаимопонимание, доброжелательность.

ОБОРУДОВАНИЕ: игрушечной автомобиль, тележка, груз, несколько предметов

ТИП УРОКА : Изучение нового материала

ПЛАН УРОКА
1. Мотивация учебной деятельности (5 мин)
2. Изучение нового учебного материала (20 мин)
3. Рефлексия знаний (10 мин)
4. Итоги урока (5 мин)
5. Домашнее задание (5 мин)
ХОД УРОКА
1. Мотивация учебной деятельности
Самым древним и самым сложным разделом физики является механика. Как часть науки о природе, механика возникла в связи с необходимостью решаемых потребностей человечества по изучению сил природы с целью их использования. Один из вопросов, которые рассматривает механика, - механическое движение. В этом разделе мы с вами познакомимся с механическим движением, законы которого написаны в трудах М. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона.
(Учитель зачитывает эпиграф урока и предлагает ученикам объяснить его содержание. После ответов учеников учитель делает вывод, что с движением все имеют дело на каждом шагу, и предлагает ученикам привести примеры механического движения).
2. Изучение нового учебного материала.
Движение - очень важное явление, движение это значит какие то изменения в природе. Движение - это развитие. Отсутствие движения означает отсутствие не только живой, но и неживой природы.
Самый простой вид движения - механическое движение.
Опыт. Разместим на столе несколько предметов, запустим игрушечный автомобиль.
Вопрос к ученикам:
- В каком состоянии находятся тела и автомобиль на поверхности стола ?
- Почему вы считаете тела неподвижными, а автомобиль подвижным?
Из курса природоведения, вам известно, что такое механическое движение.
Механическое движение - это изменение положения тела в пространстве.
Как выяснить, что тело двигается? Ответ на этот вопрос является очень важным.
Представьте себя в вагоне поезда, который остановился на станции. Вы смотрите на соседний поезд, который стоит напротив вашего. Время идет. Вы с нетерпением ожидаете, когда же остановка закончится. Но наконец ваш поезд двигается. Но проходит несколько минут и вы замечаете, что в промежутках между вагонами соседнего поезда появляется одна и та же картинка неподвижный вокзал. Только тогда вы понимаете, что начал двигаться соседний поезд, а не ваш.
Вопрос к ученикам:
- Что нужно учесть, определяя, двигается тело или нет ?
Механическое движение - это изменение со временем положения тела относительно других тел.
Опыт: продемонстрируем механическое движение тележки, на которой лежит груз.
- Определите, относительно каких тел тележка двигается, а относительно которых находится в состоянии покоя?
Тело (предмет), относительно которого рассматривают движение данного тела, называют телом отсчета.
Следовательно, для определения положения тела, в любой момент времени сначала надо выбрать тело отсчета, потом связать с ним систему координат.
Еще нужно иметь прибор для измерения времени (часы). Тело отсчета, система координат, часы образуют систему отсчета.
Тело во время движения перемещается из одной точки пространства в другую. Такой переход происходит постепенно, так, что тело описывает определенную линию.
Траектория - линия, которую описывает тело в процессе движения
Вопрос для учеников.
- какие виды траектории вы знаете?
- приведите примеры движений с видимыми траекториями.
В зависимости от формы траектории движения разделяют на прямолинейное и криволинейное.
Кроме формы, траектория характеризуется еще, и количественной мерой - путем.
Путь - это физическая величина, которая равняется длине траектории, описанной телом за определенный интервал времени.
Для измерения пути используют приборы, предназначенные для измерения линейных величин. Это линейки, рулетки, мерные ленты, и т.д.
Основной единицей длины является метр (м). Используют также кратные и дольные единицы длин
1 км=1000м=103 м
1 дм =0,1м=10-1м
1 см=0,01 м=10-2м
1мм=0,0001м=10-3м
В астрономии применяют такие единицы длины, как
1 парсек: (1пк=3,08×1016м)
1 световой год: (1 св.г. ≈ 9,46 ×1015м).
Если какое-то тело за одинаковые промежутки времени проходит одинаковые пути, то его движение называют равномерным. Равномерное движение встречается в природе очень редко. Приблизительно одинаковый путь за одинаковое время проходит Земля, вращаясь вокруг Солнца, конец стрелки часов.
Большинство движений не являются равномерными. Например, поезд, выходя от станции, проходит за одинаковые промежутки времени все большие и большие пути. Приближаясь к станции он, напротив, за одинаковые промежутки времени проходит каждый раз меньшие пути. Такое движение является примером неравномерного движения.
3. Рефлексия знаний
Работа в группах
Задание группы № 1
1. На столе в вагоне подвижного поезда лежит книга. В движении или в покое находится книга относительно стола, рельсов, Луны?
2. Какую форму имеет траектория движения детей, которые катаются на карусели ?
3. Нарисуйте траекторию движения сидения велосипедиста относительно дороги.

Задание группы № 2
1. Укажите тело отсчета для автомобиля, который двигается.
2. Прямолинейным или криволинейным является движение: кабины лифта, карандаша когда им пишут, дождевых капель в безветренную погоду ?
3. Нарисуйте траекторию движения звена цепи велосипеда относительно дороги.

Задание группы № 3
1. Укажите тело отсчета для самолета, который летит.
2. Какой вид движения осуществляют разные части швейной машинки?
3.Нарисуйте траекторию движения педали велосипеда относительно дороги.

Задание группы № 4
1. Укажите тело отсчета для подводной лодки, что двигается.
2. Корабль подплывает к пристани. Относительно чего пассажиры, которые стоят на палубе этого корабля, находятся в движении: реки, палубы корабля, берега?
3. Нарисуйте траекторию движения обода колеса велосипеда.

4. Итоги урока
Отчет творческих групп. Каждая группа рисует на доске траектории

5. Домашнее задание
1.Учить параграфы 14-16 упр. 2 №2-4
2.Экспериментальное задание. Измерить длину шага и пользуясь этой мерой, определить, какой путь вы проходите от дома до школы.
Определите время своего движения.

Используемая литература:
1. Физика. 7кл._Перышкин А.В_2013 -224с
2. Контр. и самост. раб. по физике 7кл. к уч Перышкина_2013 -112с
3. Физика. 7кл. Задачи и решения. Доп. пос. к учебн Перышкина Филонович Н.В_2004 -112с
4. Дидактические карточки-задания по физике. 7кл. К учебн. Перышкина А.В._Чеботарева А.В_2010 -112с

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока физики в 7 классе по теме: Взаимодействия молекул Конспект урока физики в 7 класса по теме: Агрегатные состояния вещества Методическая разработка конспекта урока физики в 7 классе по теме "Давление твердых тел, жидкостей Конспект урока по физике 7 класс. Мощность

Похожие статьи:

Конспект урока физики для 7 класса

Конспект урока физики в 7 классе. Блоки. «Золотое правило механики»

Занимательная физика для учащихся 6-7 классов

Конспект урока физики в 7 классе. Что изучает физика

Конспект урока физики в 7 классе. Масса как мера инертности тела
Опубликовано: 3639 дней назад (5 января 2015)
Просмотров: 10234
0
Голосов: 0
Полетаев Сергей # 5 января 2015 в 21:03 +1
Спасибо, очень интересный и содержательный материал
Елена Николаевна Соболева # 8 января 2015 в 10:08 0
Александр Анатольевич, спасибо за интересную разработку! Урок увлекает как формой, так и содержанием. Много разнообразных заданий. Творческих Вам успехов дальнейшей работе!
Сергей Иванович Поздняков # 8 января 2015 в 10:18 0
Александр Анатольевич,спасибо за интересный урок! Очень удачно подобраны задания, разнообразные формы работы. Творческих Вам успехов в дальнейшей работе!
Любовь Ивановна Ермакова # 11 января 2015 в 23:19 0
Александр Анатольевич!Хороший, качествено разработанный урок.План урока составлен грамотно. Нет скучного однообразия. Хорошие переходы от одного вида деятельности к другому.Разнообразие заданий должны дать хороший результат. Спасибо!
Елена Васильевна Колмыкова # 14 января 2015 в 21:51 0
Александр Анатольевичл! Прекрасный материал. Очень хорошо его использовать для тренировочных заданий для учащихся разного уровня подготовки! Спасибо за материал!
Людмила Ивановна Абрамова # 30 января 2015 в 09:15 0
Спасибо за интересный урок, разнообразные формы работы! Я желаю Вам творческих успехов и спасибо за такой интересный материал!!