Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Здоровье молодежи в современном обществе. Доклад

Современный взгляд на проблему здоровья молодежи и ее актуальность
Цели работы: провести системный анализ здоровьесбережения и определить пути и способы совершенствования работы в образовательном учреждении в данном направлении.
Задачи: повысить уровень ценности понятия здоровья и составляющих здорового образа жизни среди молодежи; выявить отношение сегодняшней молодежи к формированию здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни — это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление собственного здоровья. Сегодня выражение: «Воспитание здорового образа жизни подрастающего поколения» считается основой основ. В любом общеобразовательном учреждении проводятся мероприятия по воспитанию, формированию и укреплению знаний обучающихся по основам здоровьесбережения. Ни для кого не секрет, что здоровье необходимо для выполнения поставленных перед самим человеком целей, высоких личных достижений. Воспитание борьбы с вредными привычками, «драконами», сидящими в любом человеке, необходимо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм молодых людей, в связи с усложнением общественной жизни людей, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоров.
Конечно, пропаганда здорового образа жизни должна начинаться с семьи, своего окружения. Чем раньше начнётся борьба за культуру формирования здорового образа жизни, тем культурней будет наше общество. Каждый уважающий себя человек должен отдавать себе отчёт в том, что борьба за здоровье, борьба против вредных привычек не является лишне.

Здоровый образ жизни – это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, которые способствуют сохранению здоровья. Для успешного решения проблемы сохранения здоровья необходимо наряду с правильно организованной двигательной активностью систематически выполнять и другие заповеди его укрепления: правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать. На сегодняшний момент проблема формирования культуры здорового образа жизни, воспитания укрепления здоровья молодежи, остаётся приоритетным направлением развития современного общества. Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Отсюда следует, что охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, человек не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Современная молодежь характеризуется небрежностью в отношении к своему здоровью. Во многом это определено отсутствием в течение длительного периода времени социальной политики государства в пропаганде здорового образа жизни. Здоровье складывается из нескольких составляющих.

Виды здоровья:
1.Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека; основу данного вида здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями.
2.Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
3.Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Длительное пребывание в состоянии стресса может послужить толчком к развитию различных патологий, особенно если студент страдает хроническими заболеваниями.
4.Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Следовательно, для каждого вида здоровья критерии таковы: для соматического и физического состояния – я могу; для психического – я хочу; для нравственного – я должен.

Многие студенты различных учебных заведений не только не умеют или не желают принимать меры по укреплению здоровья, но и часто его самостоятельно подрывают и тем самым ухудшают. По данным статистики областного центра медицинской профилактики за 2019 год: - 32% подростков здоровы; 16% – имеют хронические болезни; 52% – имеют функциональные расстройства. Как показывают опросы в различных учебных заведениях Волгоградской области, большинство подростков уже имеют вредные привычки, они пробовали или курят сигареты, употребляют алкогольные напитки и наркотические средства.
Данные отражают весьма негативные показатели (2019г.): 40% юношей и 30% девушек регулярно употребляют алкоголь; около 10% подростков пробовали наркотики; у 32,8% подростков, покончивших жизнь самоубийством, найден в крови алкоголь.

Существуют причины, которые предопределяют нисходящую динамику здоровья молодежи.
Во-первых, это влияние «социальной воронки», т.е. больные родители рожают больных детей.
Во-вторых, на протяжении жизненного цикла интенсивность падения здоровья детей выше средней, а проблемы заболеваемости перемещаются из групп престарелых людей в группу детей и молодежи.
В-третьих, здоровье каждого последующего поколения ниже предшествующего: здоровье детей хуже здоровья родителей, здоровье внуков вызывает опасений еще больше, чем состояние наших детей.
В-четвертых, социальные условия препятствуют реализации биологических резервов человека. Развитие индивида должно продолжаться до 35-летнего возраста, тогда как в конце 70-х годов «пик» здоровья отмечался в 25 лет, к концу 80-х – он снизился до 16 лет, а в конце 90-х – человек оставался с тем потенциалом, с которым он приходил в этот мир.

Ситуация в стране в целом – схожа. Существует некое заблуждение, что чем выше доход у населения, тем больше возможностей уделять большее внимание своему здоровью и вести здоровый образ жизни. Однако, высокий достаток не всегда является гарантом ведения здорового образа жизни и поддержания своего здоровья.

Очевидно, что проблемы со здоровьем часто возникают из-за плохой экологии (что очень актуально для больших городов) и неправильного образа жизни. По последним данным экспертов ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) влияние на состояние здоровья составляет:
• плохая экология - 70,32%,
• нездоровый образ жизни (вредные привычки) - 36,40%,
• условия обучения - 26,15%,
• условия домашнего быта (проживания) - 6,71%,

Однако есть и положительная тенденция в отношении молодежи к поддержанию собственного здоровья: около 45% регулярно занимаются спортом. Здоровый и духовно развитый человек счастлив, отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Одним из главных составляющих здорового образа жизни является искоренение вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики. Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье молодежи и на здоровье их будущих детей.

Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту, и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме – около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).

Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни – юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.

Следующая непростая задача для молодежи – преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается пристрастие к нему: потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя; нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.

Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения. Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного цирроза печени. Алкоголизм – одна из частых причин заболевания поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред, как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом.

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон – равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия – мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна – избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов. Второй закон – питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.

Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Здоровье молодого поколения в любом обществе, при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества наряду с другими демографическими показателями. Безусловно, на состояние здоровья оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановка в местах проживания людей, существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности организма.

Здоровье детского населения представляет собой интегральный параметр, результирующий влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов, т.е. является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом.
По данным официальной статистики, в последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста. За последние пять лет, заметно возросли показатели заболеваемости новообразованиями, болезнями эндокринной системы и расстройствами питания, обмена веществ, болезнями органов пищеварения.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН (Научный Центр Здоровья Детей Российской Академии Медицинских Наук) отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:
1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.
2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний за последние 10 лет во всех возрастных группах. Частота функциональных нарушений увеличилось в 1.5 раза, хронических болезней – в 2 раза. Половина школьников 7-9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилось доля болезней органов пищеварения, в четыре раза опорно-двигательного аппарата, втрое – болезни почек и мочевыводящих путей.
4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. 10-11 лет – 3 диагноза, 16-17 лет – 3-4 диагноза, а 20% старшеклассников – подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

Особо важной характеристикой здоровья в современных условиях становится физическое развитие детей, среди которых нарастает доля имеющихся отклонений, особенно в связи с дефицитом массы тела. Реальным фактором формирования этих отклонений является снижение уровня жизни, отсутствием возможности обеспечить полноценное питание детей.

Общие и местные экологические проблемы начинают сказываться на глубоких процессах формирования здоровья, включая изменение процессов возрастной динамики, появление сдвигов в клинике и характере заболеваний, длительности течения и разрешения патологических процессов, в принципе встречающиеся повсеместно, т.е. затрагивающих биологию человека.

Обозначенные проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, которая может и должна сделать образовательный процесс здоровьесберегающим.

Таким образом, оценка современного состояния и тенденций здоровья детей и подростков свидетельствует о серьезном неблагополучии, которое может привести к существенным ограничениям в реализации ими в будущем биологических и социальных функций. И в этом случае речь идет уже непросто о состоянии здоровья современных подростков, а о будущем России.

Понятие профилактика здоровья представляет систему мер (коллективных и индивидуальных), направленных на предупреждение или устранение причин, вызывающих заболевание, различающихся по своей природе. Одним из важнейших направлений в медицине, является профилактика заболеваний. В последние годы профилактика приобретает огромное значение и особое значение в связи с тем, что лечение болезни – это очень дорогое «удовольствие» и предупредить заболевание, сделать все, чтобы сохранить здоровье человека на многие годы, легче, проще и надежнее, чем вылечить болезнь, профилактика – это, прежде всего, здоровый образ жизни.

На здоровье воздействует множество внешних факторов. Многие из них оказывают отрицательное влияние. К ним, прежде всего, следует отнести: нарушение гигиенических требований режима дня, режима питания, учебного процесса; недостатки калорийности питания; неблагоприятные экологические факторы; вредные привычки; отягчённая или неблагополучная наследственность; низкий уровень медицинского обеспечения и др. Одним из наиболее эффективных способов противодействия этим факторам является следование правилам здорового образа жизни. Учёные определили, что состояние здоровья человека больше всего – на 50%, зависит от образа жизни, а остальные 50% приходятся на экологию (20%), наследственность (20%), медицину (10%). В свою очередь, в ЗОЖ основная роль отводится правильно организованной двигательной активности, которая составляет около 30% из пятидесяти.

В результате проведенного социологического исследования среди студентов технологического колледжа получены следующие результаты. Из 68 опрошенных студентов, среди которых 33 юноши и 35 девушек, подавляющее большинство отдает приоритет ценности «здоровья», придавая ему значение «сверхценности». В то же время молодые люди предпринимают мало усилий для поддержания нормального состояния своего здоровья. Половина опрошенных респондентов курят, абсолютное большинство (80%) употребляет алкогольные напитки. Следовательно, «вредные привычки» и «здоровье» не ассоциируется у молодых людей как тесно взаимосвязанные элементы. Вместе с тем, молодые люди не имеют четкого представления о своих правах на здоровьесбережение и укрепление здоровья: 29% опрошенных даже не предполагают о существовании законодательства по охране здоровья, 66% – связывают эту проблему только с обязательствами системы здравоохранения по лечению заболеваний, лишь 5% – ассоциируют понятие «формирование ЗОЖ» как законодательно закрепленный комплекс мероприятий межведомственного взаимодействия.

Тем не менее, для здоровьеформирующего сознания в колледже используются следующие формы работы со студентами:
• проведение конкурсов тематических газет и плакатов в целях профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ/СПИДа, заболеваний, передающихся половым путем;

• проведение групповых и индивидуальных бесед кураторами студенческих групп по пропаганде ЗОЖ; проведение классных часов в форме ролевых и ситуационных игр по пропаганде здорового образа жизни;
• организация обучающего семинара для педагогического коллектива с целью повышения компетентности педагогов в области профилактической работы;
• организация работниками библиотеки книжных выставок, рассказывающих о вреде наркотиков, табака и алкоголя.

Заключение.
Приоритет решения проблем здоровья и здорового образа жизни ни кем не ставится под сомнение. По своей природе данная проблема выходит за рамки медицинской науки. Различные её аспекты изучаются не только врачами, но специалистами в области биологии, психологии, педагогики, социологии и социальной работы.
Здоровый образ жизни – это мера цивилизованности и человечности, характеризующая как отдельного человека, так и общество в целом. Он складывается из ориентации на здоровье как абсолютную жизненную ценность, на идеалы личности, семьи, нации и природы, из эффективных мер питания, образования, физкультуры и спорта, гигиены тела и духа. Таким образом, единственный путь решения проблемы формирования ЗОЖ – создание системы воспитания здорового образа жизни обучающихся в учреждениях образования с активным участием семьи и других социальных институтов. Все меры, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди студенческой молодежи и пропаганду здорового образа жизни, должны представлять собой не единичные мероприятия, а являться составной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения.

Деятельность по организации здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении ориентирована на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни и организуется по нескольким направлениям – диагностическое, коррекционное, консультативное и другие. Составными элементами профилактических программ могут быть всевозможные виды деятельности: акции, интернет-конференции, информационные кампании, театрализованные представления, тематические дискотеки, конкурсы, спортивные мероприятия; клубы, членство в которых является престижным среди молодежи, для вступления в которые необходимо быть свободным от разного рода зависимостей; разработка и издание буклетов, журналов, другой печатной продукции, видеоматериалов, социальной рекламы, направленной на профилактику употребления психоактивных веществ; организация информационно-консультативной работы по предупреждению употребления психоактивных веществ.

Литература:
1. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья, 2000.
2. Возвышаева, И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты / И. В. Возвышаева // Школа здоровья. 2001.
3. Добротворская, С.Г. Педагогическая ориентация учащейся молодежи на здоровый образ жизни / С.Г. Добротворская, Казань, 2002.
4. Образование и здоровье - проблема XXI века: Поиски, пути решения: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (22-23 октября 2003г.) / [Б.В. Арасланова, С.В. Кудинова, С.В. Кузнецова и др.]; Под ред. Г.А. Ворониной. Киров, 2003.
5. Гончаров, С.А. Решение Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по охране здоровья населения - в жизнь / С. Гончаров, М. Гоголев // Гражданская защита, 2003.[/i]

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие с презентацией для девушек 16-18 лет на тему «Жизнь прекрасна»

Похожие статьи:

Классный час на тему ЗОЖ для студентов колледжа

Классный час для студентов колледжа. Жизнь без сигарет

Классный час «Как уберечь себя от СПИДа», 10-11 класс

Внеклассное мероприятие о здоровье для старшеклассников

КВН на тему ЗОЖ. Сценарий для старшеклассников

Конспект урока учебной практики. Оператор швейного оборудования
Опубликовано: 1360 дней назад (3 марта 2021)
Просмотров: 16064
Рубрика: статья
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!