Физическое воспитание дошкольников
Автор: Галицина Галина Сергеевна, студентка Уральского государственного медицинского университета, г. Екатеринбург
Описание материала: предлагаю вам статью по образовательной деятельности для детей дошкольного возраста (5-7 лет) по теме «Физическое воспитание дошкольников». Данный материал будет полезен родителям дошкольников и преподавателей по физкультуре в дошкольных учреждениях. Статья направлена на физическое воспитание детей и развитие у них необходимых физических качеств.
Физическое воспитание детей является одной из ведущих проблем современного дошкольного образования. Сохранение и укрепление здоровья регламентируется и в различных федеральных требованиях, например,
в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который включает в себя двигательную деятельность детей, имеющую упражнения на координацию и гибкость; способствует правильному формированию костно-мышечной и сердечно сосудистой систем; формирует начальные представления о видах спорта, а также приобщает к здоровому образу жизни с раннего возраста.
Физические качества у детей должны соответствовать развитию
двигательных навыков и умений, так как оба эти критерия находятся в тесной связи между собой, и если один из критериев будет находиться по уровню развития ниже другого, то это приведет к закреплению неправильных навыков движения. Чтобы выполнять ряд движений дошкольникам
важно владеть нужным уровнем силы, выносливости, ловкости и быстроты. Без этого детям будет трудно проявить все возможности своего организма.
Физическая готовность детей дошкольного возраста условно делится на
три уровня:
низкий, средний и высокий. Особое внимание надо уделять детям с низкими показателями физической подготовленности. Необходимо проводить с ними занятия и упражнения, способствующие их общему физическому развитию: подвижные игры, с элементами спортивных упражнений, и следить во время их занятий за качеством выполнения. Такими занятиями могут быть, например, лазание по канату, упражнения в лежачем положении, бег, плавание в бассейне. Чтобы больше замотивировать дошколят, можно проводить с ними занятия в виде спортивных соревнований. Также нужно учитывать, что чем ниже физическая готовность ребенка, тем нагляднее ему надо показывать упражнение. У детей по-разному складываются умение воспринимать пространство, время и количество, выражающиеся в предметах и явлениях окружающего мира. Так, детям с низкой и средней подготовкой надо разъяснять задание в более медленном темпе, заострять внимание на наиболее сложных элементах. Детям с высоким уровнем достаточно будет показа в нормальном темпе. В показе новых упражнений также можно попросить помощи у ребенка, так как дошкольники гораздо лучше усваивают задания, когда их показывает такого же возраста человек, как и малыши, а взрослый только разъясняет детали.
С 5 до 7 лет происходит
скачок в развитии физических качеств, о чем свидетельствуют показатели общей физической подготовленности детей. Так, от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 кг, у девочек с 20,4 до 43 кг. Улучшаются показатели быстроты: время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 сек, у девочек с 2,6 до 2,2 сек. Изменяются показатели и общей выносливости: величина дистанции, которую преодолевают мальчики увеличивается с 602,3 м до 884,3 м, девочки с 454 м до 715,3 м. Однако по мнению ученых максимальные
темпы прироста физических качеств не совпадают с возрастом, так как, например, более высокие показатели быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. А в 5-6 лет происходит некоторое замедление. Отличие возраста от двигательных умений проявляется еще и в том, что
некоторые малыши могут опережать старших детей, например, в более высоком уровне силы, прыгучести или быстроте реакции. Заметить это можно по упражнениям, не требующих большого времени на обучение и в движениях, которыми дети владеют с раннего возраста: бег, подскоки.
На занятиях физкультурой важно учитывать и
индивидуальные особенности детей. При этом необходимо составлять занятия так, чтобы не только слабые дети, но и сильные могли отрабатывать навыки и развивать их дальше. Для этого можно пользоваться
общим принципом физического воспитания, который включает в себя:
1. Принцип развивающего обучения, когда упражнения опережают уровень, имеющийся у ребенка на данный момент, и требуют от него приложения больших усилий на выполнение заданий.
2. Принцип воспитывающего обучения, в который входят не только развитие двигательных качеств, но и воспитательные цели: смелость, настойчивость, выдержка и другие.
3. Принцип всесторонности, подразумевающий под собой обеспечение высокого проявления качеств в различных видах спорта и общего подъема функциональных возможностей организма.
4. Принцип систематичности, означающий последовательное усложнение заданий, связывая новое с уже изученным, а также повышение требований к качественному выполнению.
5. Принцип сознательности и активности детей, ведь от того, на сколько дети осознают важность занятий, зависит их усвояемость программы.
6. Принцип индивидуального подхода, который основывается на учете индивидуального развития ребенка и требует особого внимания при подборе упражнений на двигательную активность.
Говоря о физических качествах, речь идет прежде всего о развитии ловкости, быстроты, гибкости, выносливости и силы.
Быстрота-это способность человека выполнять определенное упражнение за минимальное время.
По мнению С. Щ. Филлипова, для развития быстроты у детей лучше всего использовать бег в 30 м. Для такого занятия используется прямая дорожка длиной не менее 20 м, время засекают от старта до финиша, при этом разбег должен быть 4-5 м до старта и столько же после финиша.
Ловкость-это способность человека легко осваивать новые упражнения и применять различные элементы в быстро меняющихся условиях. Для развития ловкости можно применять ту же прямую дорожку, что и при занятиях на быстроту, при этом создавая различные игровые условия. Например, можно на старте поставить стол с мячиками, а на финише-корзину. Ребенок должен взять мячик добежать до корзины, положить мячик в нее, вернуться обратно и повторить то же самое со вторым мячиком.
Гибкость-это способность человека в отдельных частях тела достигать наивысшей амплитуды размаха в разных направлениях. Гибкость определяется состоянием костно-мышечной системы, и при ее развитии важно не переусердствовать, чтобы не привести к необратимым последствиям. Поэтому начинать нужно с небольших размахов, а потом уже переходить к полноценным, например, делать полуприседания для подготовки мышц к глубокому приседанию.
Сила-степень напряжения мышц во время их сокращения. В дошкольном возрасте важно делать упражнения для мышц, которые удерживают позу ребенка и являются мышцами-разгибателями. Такими упражнениями могут быть, как бросок набивного мяча, так и прыжки с места.
Выносливость-это способность человека выполнять допустимой сложности физические упражнения наиболее длительное время. На определение выносливости могут быть использованы
тесты Е. Н. Вавиловой. Например, первый тест рассчитан на время выполнения бега и ходьбы на дистанцию в 300 м. Для этого используется прямая дорога, на которой отчерчено расстояние в 50 м, обозначены старт и финиш. Ребенок должен добежать до финиша и вернуться обратно, затем повторить данное упражнение еще два раза. Результатом будет общее время прохождения всего расстояния.
Таким образом, физическое воспитание является одним из актуальных в дошкольном образовании.
В дошкольном возрасте происходит бурный рост организма ребенка, что характеризуется определенным комплексом морфологических и функциональных свойств, а также запасом физических сил. Физкультурные занятия и двигательная активность дошкольника в свободное время закладывают
основы здоровья и долголетия, хорошего физического развития и разнообразной двигательной подготовленности. Чем
больше ребенок двигается, тем больше он познает мир, а значит,
у него расширяются возможности развития и других важных психических процессов. Поэтому педагогам и родителям важно вовремя физически развивать ребенка, тем самым избегая проблем в будущем.
Рекомендуем посмотреть:
Обучение игре в баскетбол в условиях сотрудничества образовательных учреждений различных типов
Спортивное оборудование для детского сада своими руками
Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра
Оформление участка детского сада зимой
Похожие статьи:
Особенности развития детей дошкольного возраста
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Педагогические термины для воспитателей