Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Физическое воспитание дошкольников

Физическое воспитание детей со второй-третьей группой здоровья
Автор: Галицина Галина Сергеевна, студент(-ка) Уральского государственного медицинского университета, г. Екатеринбург
Описание материала: предлагаю вам статью по образовательной деятельности для детей дошкольного возраста (5-7 лет), имеющих вторую или третью группу здоровья по теме «Физическое воспитание детей с второй-третьей группой здоровья». Данный материал будет полезен родителям дошкольников и преподавателей по физкультуре в дошкольных учреждениях. Статья носит ознакомительный характер о физкультуре с детьми с ослабленным здоровьем.
Статья «Физическое воспитание детей со второй-третьей группой здоровья»
В современном мире становится все больше детей, имеющих то или иное заболевание. В связи с этим становится актуальной педагогическая работа по физическому воспитанию с такими детьми, ведь основу становление личности ребенка составляет психофизиологическое развитие, которое в будущем окажет значительное влияние на его активность и самореализацию. Физическая культура выступает здесь, как компонент духовно-нравственного воспитания дошкольников, а также средство развития физических качеств.

Всемирная организация здравоохранения считает, что здоровье человека-это не только отсутствие каких-либо болезней или дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. В связи с этим можно выделить пять групп здоровья детей:
Первая группа-полностью здоровые дети, не имеющие никаких отклонений в здоровье.
Вторая группа-здоровые, но часто болеющие дети, имеющие риск развития хронического заболевания.
Третья группа-дети с легкими хроническими заболеваниями в стадии ремиссии.
Четвертая группа-дети с хроническими заболеваниями, имеющими врожденных характер и находящимися в стадии субкомпенсации.
Пятая группа-дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, врожденными пороками, находящимися в обострении.

Дети со второй и третьей группой здоровья относятся к детям с ослабленным здоровьем, и при работе с ними надо обращать внимание на индивидуально-типологические, гендерные особенности, начальный уровень физической подготовки, состояние здоровья. Сами занятия лучше проводить с некоторой периодичностью, чтобы была возможность постоянно тренировать двигательные навыки, включая бег, ритмичную ходьбу, прыжки с места и с разбега, лазание, метание предметов, проведение воздушных и солнечных ванн, хождение по специальным ортопедическим дорожкам и другие упражнения, способствующие укреплению здоровья и развитию ребенка.

При составлении занятий можно руководствоваться психолого-педагогическими условиями: использование телесно-ориентированного подхода и дифференциации, применение подвижных игр.
Телесно-ориентированный подход-это занятия физкультурой, при которых происходит понимание своих чувств и мыслей, то есть работа со своим телом. Можно взять в пример дыхательные упражнения, дыхательную гимнастику. При таких занятиях дети будут работать над своим дыханием, улучшать свою дыхательную мускулатуру и дыхательные функции, сердечно-сосудистую систему, ведь правильное дыхание-залог здоровья.

Принцип дифференциации подразумевает под собой дозированную нагрузку с учетом индивидуальных особенностей ребенка и позволяет создать максимально комфортные условия для развития и оздоровления детей.

Игры же являются ведущей деятельностью дошкольного периода, поэтому проводить занятия надо в игровой форме. Так как у малышей второй-третьей группы здоровья может быть нарушена связь мышечной системы с эмоциональной сферой, подвижные игры могут помочь развить гармоничную работу всех органов и систем организма. В результате таких занятий дошкольники получат заряд положительных эмоций, а с другой стороны, разовьются физически, поучаствуют в практической деятельности, и в конечном итоге все это будет способствовать воспитанию личности в целом.

Однако воспитание не может обойтись без стабильности во внешних условиях, окружающих ребенка. Семья является основой для создания как положительных, так и отрицательных эмоций малыша, а также его первоначальных физических навыков. Именно родители прививают ребенку те ценности и установки, с которыми он потом живет. Поступающий в детский сад ребенок оказывается в новых условиях, где его уже совместно с родителями обучают педагоги. И перед ними (родителями и педагогами) становится задача формирования у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни, особенно если ребенок имеет проблемы со здоровьем. При этом сами родители и педагоги должны обладать такой же ценностью и воспринимать ее как необходимое условие жизни. Дети в дошкольном возрасте часто берут за основу поведение взрослых, пытаются им подражать, поэтому важно показывать им правильный пример физической активности.

Таким образом, тема физического воспитания детей с ослабленным здоровьем является актуальной в педагогической работе. В занятиях должны сочетаться общеукрепляющие упражнения, имеющие комплексный характер. Нельзя забывать и о роли благоприятной среды пребывания ребенка как в дошкольном учреждении, так и в семье. В совокупности это все будет способствовать тому, что у большинства детей устранятся проблемы в психофизиологическом статусе, а адаптация организма к устойчивости от внешних воздействий определит возможные направления дальнейшего развития ребенка.
Приложение к статье
Игры и упражнения для физического воспитания дошкольников
Малоподвижные игры
1) «Играем с мячом» (старший возраст)
Ритмично произнося текст, дети имитируют игру с мячом.
Мы с мячом сейчас играем –дети покачивают «мячом» из стороны в сторону.)
Вверх бросаем, вниз бросаем, (Подбрасывают «мяч» вверх и бросают его вниз.)
Мяч от пола отбиваем, (отбивают «мяч» рукой от пола.)
Вправо-влево мяч катаем. (Наклоняются и катают «мяч» вправо-влево)
Мяч бросаем мы вперед, (Бросают «мяч» из-за головы одной рукой.)
Он до цели достает. (Прикладывают руку козырьком ко лбу, смотрят, где «мяч».)
Мяч до цели долетел и обратно прилетел.
(Поднимают руки вверх, подпрыгивают, «ловят мяч».)

2) «Тыква» (старший возраст)
Дети стоят по кругу взявшись за руки, в центре ребёнок «тыква»
Тыква маленькой была, (Ребенок в маске тыквы сидит на корточках в центре круга, держа мяч в руках) Каждый день она росла. (Дети, взявшись за руки, небольшими шагами отходят от ребенка, ритмично произнося текст.) Разрасталась и желтела, (Ребенок, сидящий в круге, встает на ноги. Дети, взявшись за руки, идут по кругу.) Наливалась и добрела. Тот, кто мимо проходил, тыкве что-то говорил: «Крупная, пузатая, желтая, покатая, звонкая, ребристая, спелая, душистая!» Тыкве нравились слова – Повторит их все одна! После того как дети запомнят текст, они могут сами включать в игру новые прилагательные, подходящие по смыслу: красивая, большая, оранжевая, зелена, сладка, хрустящая, круглая, аппетитная и др.

Малоподвижные игры для детей с ОВЗ
3) «Найди себе пару»
Флажки по количеству участников. Половина флажков одного цвета, половина другого. По сигналу воспитателя дети разбегаются по площадке. По другому сигналу ищут себе пару.
В игре может принимать участие нечетное количество детей, тогда один остается без пары. К нему дети будут обращаться со словами: «Ваня, Ваня не зевай. Быстро пару выбирай».

4) «Пузыри»
Дети – это не надутые «пузыри». Они приседают в разных концах площадки, а на слова воспитателя: «Пузыри надуваются» дети поднимаются, медленно отводя руки в стороны, как можно дальше назад. На слова воспитателя: «Из пузырей выходит воздух» дети приседают снова на корточки, выдыхая воздух, произносят звук «С- с- с». Воспитатель, стоя на одном месте, изображает, что надувает пузыри (дети в это время поднимаются). Дальше он произносит: «Пузыри полетели по площадке». После этих слов дети начинают кружиться, прыгать, бегать по площадке. На слова воспитателя: «Пузыри сели!» дети садятся на заранее подготовленные стульчики.

Подвижные игры
1) «Соревнование на зелёном лугу»
Все играющие встают на одной стороне площадки в ряд за стартовой чертой. На противоположной стороне площадки на расстоянии 10-12 м отмечается линия финиша. Взрослый объявляет начало забавных соревнований на цветочном лугу. В этих соревнованиях попеременно принимают участие кузнечики, лошадки, раки и т. д. В соответствии с ролью дети должны или допрыгать до финиша на двух ногах, как кузнечики, или добежать, как резвые лошадки, или идти спиной вперёд (пятиться назад), как раки. Главным условием соревнований является умение услышать команду «Марш!» и начать движение. Потому что взрослый, объявляя начало соревнований, произносит весёлые нелепые команды: «На старт – внимание – морковка», «На старт – внимание – молоко убежало» и т. д. Выигрывают те дети, которые пересекают финиш первыми без фальстарта.

2) «Перебежки»
Дети сидят на стульях, расставленных по одной стороне площадки. Водящий стоит перед ними. С другой стороны площадки также размещены стулья по количеству на один меньше, чем число играющих детей. Водящий с играющими произносит рифмовку:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга всё глядеть.
Не пора ли вам подняться
И местами поменяться?
С последними словами все играющие поднимаются со своих мест и вместе с водящим перебегают на противоположную сторону площадки, стараясь занять свободный стул. Ребёнок, оставшийся без места, проигрывает. Остальные играющие незлобно подразнивают его: «Повнимательнее будь. Отправляясь в новый путь».

Подвижные игры для детей с ОВЗ
3) «Догони колокольчик»
Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.
Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (но не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры.
Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается.
Вариант (игра для слабовидящих и зрячих):
Вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак на голове. Такая игра будет называться «Берегись, Буратино!».

4) «Лучший нос»
Инвентарь: несколько одинаковых пакетиков с разными пахучими веществами: апельсиновыми корками, кусочками яблока, чесноком, сыром, перцем, луком (очищенным), кусочком лимона и т.п.
Инструкция. Нужно предложить детям обнюхивать один пакет за другим на небольшом расстоянии. Кто даст больше правильных ответов, тот и победил.

Дыхательная гимнастика
1) «Самолёт»
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза

2)«Мышка и мишка»
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза.

3) «Ветерок»
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
Гимнастика для детей с ОВЗ.

1) «Потягивание»
1.И. п.: лёжа на спине. Руки вдоль туловища, поднять руки вверх потянуться, руки вперед, и. п. (3-4 раза)
2. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и. п.(3-4 раза)
3. И. п.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, качание головой в правую сторону в и. п. тоже в левую. (3-4 раза)
4.И. п.: сидя, руки в упоре сзади, ноги согнуты в коленях, обхватить колени руками, и. п.
5.«Змея» - И. п.: лёжа на животе, упор на вытянутых руках. Голова гордо поворачивается влево – вправо и издавать звук «ш-ш-ш»-4р

2) Упражнения на коврике «Листопад»
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Взмахи руками.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Повороты вокруг себя.
Ходьба по корригирующим дорожкам.

3) Упражнения на коврике «Попугай»
Жил на свете попугай.
Крылья шире расправляй.
(Руки в стороны, влево, вправо.)
Он любил летать всех выше,
Выше пальм, жирафов выше.
(Потянуться на носках, руки вверх.)
В гости к деткам прилетал,
Вместе с ними отдыхал,
(Делать приседания.)
Прыгал, кланялся, шалил,
(Наклоны головы или туловища вперед.)
С малышами говорил.

Телесно-ориентированные игры (Автор А. Жильникова):
1) Глазки
Чтобы зоркость не терять,
Нужно глазками вращать.
Зорче глазки чтоб глядели,
Разотрем их поскорее.
Нарисуем большой круг
И осмотрим все вокруг.
Чтобы зоркими нам стать.
Нужно на глаза нажать.
Глазки влево, глазки вправо,
Вверх и вниз, и все сначала!
Быстро — быстро поморгай,
Потом глазкам отдых дай.
Нужно глазки открывать,
Чудо чтоб не прозевать.
Треугольник, круг, квадрат
Нарисуем мы подряд.

2) «На носу»
Села на нос мне пчела,
Не легка, не тяжела.
Я руками не машу,
Носом я ее толкну.
Я наморщил сильно нос,
А когда его расслабил,
То пчелы и след растаял.
Сморщить нос, стараясь двигать им в разные стороны

Рекомендуем посмотреть:

Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра Физическое воспитание детей в семье Безопасность проведения занятий на площадке и в физкультурном зале Сценарий физкультурного зимнего досуга на воздухе для детей 5 - 7 лет. Старшая - подготовительная гр

Похожие статьи:

Физическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ

Методика проведения физкультурных занятий в детском саду

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности

Эмоциональное развитие старшего дошкольника

Физическое воспитание детей дошкольного возраста | Формирование навыков ЗОЖ в детском саду
Опубликовано: 279 дней назад (21 апреля 2021)
Просмотров: 170
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!