Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасное Лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок истории, 9 класс "Русско-турецкая война 1877-1878 гг.". Конспект с презентацией

Конспект урока истории в 9 классе "Русско-турецкая война 1877-1878 гг."
Автор: Демидова Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания, МБОУ "Северокоммунарская СОШ" п.Северный Коммунар
Цель урока: развитие мировоззренческих целей учащихся, воспитание гражданственности
Задачи:
1) На примере доблести и мужества российской армии воспитывать чувство любви и гордости за Родину.
2) Создать условия для раскрытия учащимися причин, характера, хода, итога и значения русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.
3) Развивать мыслительную деятельность при работе с текстом и картой, при заполнении кластера, работе с учебником, при работе с алгоритмом изучения военных действий, развивать самооценку и взаимооценку учащихся.
4) Продолжать формирование операционных компонентов мышления, развивать последовательность мышления, совершенствовать умения сравнивать события и явления, развитие образа пространства, устной речи.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Используемые приемы, методы, технологии обучения: технология деятельностного подхода, ТРКМ, ИКТ.
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование и основные источники информации: презентация к уроку, раздаточный материал (картины В.Верещагина, историческая карта, видеофрагменты), учебник.
Ход урока
Доброе утро дорогие девятиклассники! Наш сегодняшний урок мне бы хотелось начать словами Валентина Пикуля: «Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, тверже характером и умнее разумом… История требует уважения к себе, как и дедовские могилы, а культура народа всегда зависела от того, насколько народ ценит и знает свое прошлое…».

Ребята, а как думаете вы, зачем нам нужно знать историю своего народа, своей страны?
Совершенно верно. И за ваши правильные ответы, я дарю вам небольшой видеофрагмент.
Видеофрагмент: Клип песни «Ногу свело» к фильму «Турецкий гамбит».
Учитель: Ребята, скажите пожалуйста, а кто-нибудь знает, по сюжету какого фильма снят этот клип?
Ответы детей: - Отвечают на вопрос о фильме – «Турецкий гамбит».
Народы каких государств являются главными героями в этом фильме?
Ответы детей: Народы России и Турции.
Так о чем же этот фильм?
Ответы детей: - О войне между Россией и Турцией.
Абсолютно верно. Так какая же цель стоит сегодня перед нами на уроке?
Ответы детей: Узнать об этой войне.

Вы знаете, 28 ноября 1887 года в Москве, в сквере на площади у Ильинских ворот, в день 10-летия освобождения Плевны был открыт памятник-часовня. Скромная надпись на нем гласит: “Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной. В память войны с Турцией 1877-1878 г.г.”. Многие люди проходят мимо, ничего не зная ни о войне, ни о событиях под Плевной, ни о тех, в честь кого воздвигнут этот памятник.

Давайте подумаем, а какие задачи мы должны решить на этом уроке?
Деятельность учащихся: Определить события (поработав с картой и учебником), узнать о действующих лицах этой войны. Понять, чем война завершилась.

Ну что же, так как мы изучаем уже не первую войну в истории России, то давайте вспомним план изучения военного события, и обратим эту информацию в кластер.
И по ходу урока постараемся его наполнить содержанием.

Кластер отображается на экране.
План изучения войны:
1. Причины войны.
2. Повод.
3. Ход военных действий.
4. Герои
5. Итог войны.

История отношений России и Турции издавна носила противоречивый взрывной характер. Скажите, пожалуйста, а что же являлось источником конфликта этих двух государств?

Деятельность учащихся: Восточный вопрос: - желание России обладать проливами Босфор и Дарданеллы;
По-прежнему этот восточный вопрос оставался причиной русско-турецких войн. Но в конце XIX века появилась еще одна необходимость со стороны России начать войну против Турции.

Вашим домашним заданием было найти причину и повод к войне 1877-1878 гг.
Деятельность учащихся:
Причина:
Помощь славянским народам (болгарам, сербам) в их освободительной борьбе против турок.
Повод: Россия, Германия и Австрия потребовали от Турции уравнять христиан в правах с мусульманами, но Турция, ободренная поддержкой Англии, ответила отказом.
Молодцы!

Так давайте же зачитаем слова Александра II из манифеста об объявлении войны Турции.

Один из учащихся зачитывает Манифест:
"Исчерпав до конца миролюбие Наше, Мы вынуждены высокомерным упорством приступить к действиям более решительным. Того требуют и чувство справедливости, и чувство собственного Нашего достоинства. Турция отказом своим поставляет Нас в необходимость обратиться к силе оружия... Ныне, призывая благословение Божие на доблестные войска Наши, Мы повелели им вступить в пределы Турции".
12 апреля 1877 г.

Спасибо! А мы с вами вместе с доблестными солдатами, добровольцами, врачами, медсестрами, художниками и писателями отправляемся за пределы Российского государства воевать с враждебной Османской империей, освобождать угнетаемых турками братьев-славян.

И сейчас, просмотрев интерактивную карту хода войны, выполните, пожалуйста, следующие задания.
1 и 2 гр. – выписать основные события русско-турецкого конфликта.
3 гр. – выписать имена главных действующих лиц русской армии.
Заслушиваются ответы учащихся. Учащиеся внимательно смотрят фрагмент и делают записи в тетрадях.

Выступление 1 и 2 гр.
Переправа через Дунай июнь 1877 г.
Захват перевала Шипка
Захват Никополя
Штурм Плевны 8 и 18 июля, 30-31 августа
Осада Плевны 15 сентября – 28 ноября
23 декабря 1877 русские взяли Адрианополь
8 января 1878 Сан-Стефано.
Взятие Карса, Ардагана, Баязет

Учитель:
А теперь я вам предлагаю в течение 2-х минут воссоздать хронологию военных событий по картинам Василия Верещагина великого русского художника, участника русско-турецкой войны.

Учащиеся смотрят картины и выполняют задание.

Учитель называет правильную последовательность картин: 4-8-6-5-2-3-1-7. Учащиеся и учитель сравнивают ответы.

Ребята, скажите пожалуйста, по картинам В.В.Верещагина, какие трудности вы увидели, с которыми пришлось столкнуться русских воинам?
Учащиеся проверяют выполненное задание.
Ответы учащихся:
• снегопады, которые делали дороги труднопроходимыми,
• сильные морозы,
• стойкость и жестокость турок.

Предлагаю вам проверить ваши ответы, просмотрев видеофрагмент из документального фильма Л.Парфенова «Российская империя».

Учащиеся внимательно смотрят фрагмент и убеждаются в правильности ответа, а также дополняют знания новыми сведениями.

А теперь бы нам хотелось послушать 3 гр.
Каких же героев русско-турецкой войны вы записали?
Выступление 3 гр.
Столетов
Гурко
Криденер
Скобелев
Лорис-Меликов

Заслушивается сообщение о русском генерале М.Скобелеве.

Но мы с вами уже поняли, что на войну отправились тысячи русских добровольцев, по всей стране собирались пожертвования, снаряжались госпитали. Эта борьба получила широкое отражение в русском искусстве - литературе и живописи. С картинами В.В.Верещагина вы уже познакомились. Один из главных героев романа Л. Н. Толстого "Анна Каренина", Вронский, также едет добровольцем на эту войну.

Стремление помочь “братьям-славянам” объединило высшие и низшие слои русского общества. Трагична судьба баронессы Юлии Петровны Вревской, жених которой участвовал в войне и которая оставила высший свет и поехала вслед за ним на войну работать простой сестрой милосердия в тяжелейших условиях. В конце концов, она заразилась тифом и умерла. Подвигу этой самоотверженной женщины Тургенев посвятил замечательное стихотворение в прозе.

Выразительное чтение учеником отрывка из стихотворения в прозе И. С. Тургенева "Памяти Ю. П. Вревской".

Хотелось бы назвать имя еще одного героя – участника русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Это пермский врач Павел Николаевич Серебренников, который все свои знания и силы отдавал во благо и здоровье раненых покалеченных на войне, а в мирное время жителей Пермской губернии.

Мы должны гордиться такими земляками и не забывать о них!

И снова заполняем кластер нашего урока.

Нам осталось узнать об итогах войны. Уверена, что с этим вопросом вы справитесь дома, сравнив два мирных договора – Сан-Стефанский и Берлинский.

Предлагаю вернуться к нашему кластеру и заполнить его.

Дорогие ребята! Хочу обратить ваше внимание еще на одну картину В.В.Верещагина, которая называется «Апофеоз войны». Слово апофеоз означает – высшую точку, вершину, кульминацию.
Ребята, какие чувства, какие настроения вызывает у вас изображенное на картине?
Как вы считаете, что хотел донести до нас автор этой картины, художник В.В.Верещагин?
Как вы думаете, актуальна ли идея картины для нас, ведь прошло более 100 лет со дня их написания?

Ученики внимательно смотрят картину, отвечают на вопросы учителя.

Какая цель была сегодня у нас на уроке? Смогли ли мы выполнить ее? Справились ли с задачами?
Ребята, как вы считаете, все ли сегодня старались на уроке выполнять различные задания?
Вспоминают поставленную цель урока.
Ответы детей.

Проведение рефлексии
Выбор карточек различного цвета с заданием.
• Серый – не совсем усвоил новый материал.
• Желтый – понял многое, но нужно еще поработать.
• Красный - справился со всеми заданиями, все получается!
Задание на карточках для выполнения дома.
Заполнить пропущенные слова в фразе из предложенного списка.
Я за…
Я против…
Потому что…
Уважение, защита от насилия,
честь и достоинство,
гуманное обращение, оказание медицинской помощи,
посягательство на жизнь, пытки,
взятие заложников,
причинение тяжелых страданий, жизнь и любовь.
Выбор карточек по цвету.

Инструктаж по домашнему заданию:
1. §
2. Работа по карточке,
3. Сравнить два мирных договора окончания русско-турецкой войны.
4. Сообщение «Памятки событиям русско-турецкой войны в литературе, кинематографе, скульптуре, архитектуре».
5. Нарисовать свой памятник героям русско-турецкой войны.
6. Синквейн.
Скачать Разработка урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг.", история 9 класс
Презентация на тему: Русско-турецкая война 1877-1878 гг

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока истории для 9 класса по теме: Советский тыл в годы Великой Отечественной войны Историко-правовая квест - игра для 9 класса Урок-суд по истории "Дело декабристов", 9 класс. Конспект с презентацией

Похожие статьи:

Конспект открытого урока по истории Казахстана в 9 классе

Конспект урока по Новейшей истории в 9 классе

Опубликовано: 1018 дней назад (21 июля 2021)
Просмотров: 2348
+3
Голосов: 3

Нет комментариев. Ваш будет первым!