Исследовательский проект в начальной школе «Огород на подоконнике»
Введение
У нас есть огороды и дачи. На участках растет много разных растений, есть и небольшой огород, мы помогаем родителям ухаживать за ним, очень интересно как из маленьких семян вырастают большие растения, которые еще и дают урожай.
Но наступает осень, все растения погибают и до следующего лета уже не будут нас радовать вкусными плодами. Поэтому мы решили вырастить зелень, цветы и овощи ранней весной.
Цель проекта: создать мини-огород в классе.
Предмет исследования: садовая зелень, садовые цветы и овощи (лук, петрушка, укроп, салат, бархатцы, календула, помидоры, перцы).
Гипотеза исследования: садовую зелень, садовые цветы, овощи можно вырастить в домашних условиях.
Задачи:
1) узнать, о выращивании растений в помещении;
2) вырастить «грядки» с садовой зеленью, садовыми цветами и овощами в условиях класса;
3) обобщить наблюдения и сделать выводы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1) изучение различных источников информации;
2) эксперимент, наблюдение, обобщение.
План:
1.
Подготовительный этап:
- Получить теоретические знания об условиях выращивания растений в помещении;
- Подготовить необходимые материалы (грунт, семена, рассадные ящики, таблички с названиями растений).
2.
Исследовательский этап:
- Выполнить посадку семян;
- Вести наблюдение во время эксперимента;
- Оформить продукт проекта в виде огорода.
3.
Заключительный этап:
- Сделать выводы;
- Презентовать свой проект.
Основная часть
Выращивание растений в помещении
Из сети Интернет мы узнали, что растения в зимнее время требуют особого ухода, так как световой день зимой значительно короче, чем летом, и для роста и полноценного развития растений необходимо дополнительное освещение. Помещение, в котором планируется выращивать зелень и овощи, должно быть хорошо защищено от холода и сквозняков, а влажность воздуха в помещении должна быть более высокой, чем в летнее время, по причине того, что нагревательные приборы делают воздух чрезвычайно сухим.
В зимнее время некоторые виды овощных культур можно вырастить дома. В домашних условиях выращивают огурцы, томаты, сладкий перец, лук, а также многие виды зелени.
Для выращивания овощей на подоконниках подойдут помещения, окна которых выходят на юг или юго-восток, в таких помещениях сконцентрировано наибольшее количество дневного света, что благотворно влияет на развитие растений.
Рассаду овощей для выращивания в зимнее время обычно сажают либо в большие ящики, или каждое растение сажается в отдельный цветочный горшок.
Особое внимание стоит уделить поливу овощных культур, растущих на подоконнике. Важно поливать растения регулярно, однако полив должен быть умеренным. При обильном поливе происходит застой влаги в ящиках или горшках, в которых растут растения, что в итоге ведет к загниванию корневой системы растений. Стоит обратить внимание и на влажность воздуха в помещении. Так как зимой помещения обогреваются отопительными приборами, растения очень быстро расходуют накопленную влагу. В связи с этим рекомендуется регулярно увлажнять воздух в помещении с помощью пульверизатора.
Для выращивания в домашних условиях лучше использовать невысокие сорта растений. В настоящее время предлагается достаточно большой выбор огурцов, помидоров, перца, которые можно выращивать дома.
Подготовка к выращиванию садовой зелени в домашних условиях
Нам потребуется: грунт универсальный, ящики для рассады, семена различных трав, цветов и овощей. Все это можно купить в садоводческом магазине.
Садовым травам подойдет любой грунт, но горшок должен быть достаточно глубоким. Необходимо обратить внимание на срок годности семян, потому что старые семена всходят дольше, а могут и вовсе не взойти.
Выбираем, что можно вырастить на подоконнике. Изучив литературу по теме, для проекта были выбраны лук, салат, укроп, петрушка, бархатцы, календула, балконные томаты и перцы.
Салат — это быстрорастущее съедобное однолетнее или двухлетнее травянистое растение рода клоповник, семейства капустные. Родиной этого растения считается Иран. Листья кресс-салата отличаются очень высоким содержанием витамина С, каротина, серы, солей калия, йода.
Лук - это не только один из самых уважаемых овощей на нашем столе, но и проверенное средство от недугов. Он не калориен, в нем много жидкости, углеводов, витаминов и минералов. Но если вы страдаете болезнями почек, желудочно-кишечного тракта – помните, что сырой лук раздражает слизистую и стимулирует работу желез и органов выведения.
Кухонные травы (
петрушка, укроп) - это огородные растения, которые можно добавлять в качестве приправы к любым блюдам. Их можно выращивать на грядке и дома на окне. Они содержат много минералов и витаминов, необходимых человеку.
Балконные томаты - это томаты-карлики прекрасно себя чувствуют также в открытом грунте. Они урожайны и декоративны, поэтому могут расти не только в огороде, но и в цветнике. Мини-томаты подходят для украшения подвесных корзин.
Балконный перец - это балконное чудо не только приносит плоды, но и служит декоративным украшением. Маленькие кустики с яркими плодами украсят любой интерьер.
Бархатцы - это не только красивые цветы, но и лекарственные растения. Они обладают большим количеством целебных и полезных свойств. Цветы используются в народной медицине для лечения многих заболеваний и укрепления иммунной системы. Обладая сильным пряным запахом и пикантным привкусом, добавляются в качестве пряностей к мясу и рыбе. Блюда с такой приправой обретают изысканный и специфический вкус.
Календула – это маленькое травянистое растение с яркими, похожими на маленькие солнечные диски цветами. Многим календула известна под названием «ноготки». Она популярна в народной и официальной медицине, потому что обладает множеством полезных свойств.
Практическая часть
10 марта мы подготовили все необходимое для посева. Расставили рассадные ящики в виде огородных грядок, соединили их и приступили к посеву семян. В первую очередь мы посадили лук, а затем семена салата, укропа, петрушки, бархатцев и календулы. Цветкова Ирина Александровна поделилась с нами рассадой балконных томатов и семенами балконных перцев. И для того, чтобы оформить наш проект в виде огорода, мы посадили траву. Все посаженные растения мы подписали, поставив таблички с местом их посадки.
Уже через неделю начали появляться ростки салата, цветов и расти зелёный лук.
К 22 марту трава уже стала высокой, лук тоже уверенно набирал рост. Показались маленькие росточки укропа.
Затем, появились ростки петрушки. И все посаженные нами растения начали набирать рост.
Дольше всех всходили перцы, но все же к концу марта появились первые росточки. А вот семена укропа и петрушки не прибавляли в росте.
14 апреля появился бутон цветка на бархатце.
28 апреля распустился маленький цветок. Листья салата росли, но все же оставались меньше, чем на огороде у родителей. В некоторых местах стали расти листья петрушки. Ростки перцев проросли хорошо.
11 мая, из-за отсутствия регулярного полива, бархатцы и лук засохли, а остальные растения тоже стали высыхать.
Заключение
Осуществив наш эксперимент, мы поняли, что вырастить на подоконнике свою собственную грядку довольно легко. Однако необходимо постоянно следить за состоянием растений, вовремя их поливать и обеспечивать достаточным количеством света.
Нам было интересно выяснить, что разные растения всходят с разной скоростью. Опытным путем установили, что недостаточный полив пагубно влияет на рост и развитие растений.
Таким образом, за 71 день мы проследили рост и развитие салата, укропа, петрушки, томата, перцев, лука, бархатцев и календулы. И пришли к выводу:
• для получения плодов помидор и перцев требуется больше времени;
• листья салата вырастить можно, но выращивая их в более просторной ёмкости;
• укроп и петрушку вырастить не удалось;
• бутоны бархатцев появились, а календулы нет.
Источники
1. Детская Энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. Том 4. «Растения и Животные». М., «Просвещение», 1965.
2. «Большая энциклопедия школьника». Издательство Махаон. 2011 г.
Рекомендуем посмотреть:
Формирование исследовательских умений и ИКТ – компетентности младших школьников через проектную деят
Творческий мини-проект по развитию речи и ОБЖ в 4 классе
Исследовательская работа о родном крае в начальной школе
Проектная деятельность учащихся начальных классов
Похожие статьи:
Проектная внеурочная деятельность в начальной школе
Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс
Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс
Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир
Методика работы над проектом для одарённых школьников в 4 классе