Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по окружающему миру с презентацией, 1 класс «Почему идет дождь и дует ветер?». Школа России

Урок окружающего мира «Почему идет дождь и дует ветер?» для обучающихся 1 класса. Технологическая карта урока
Автор: Новоселова Любовь Сергеевна, студентка ГАПОУ СО Северного педагогического колледжа города Серов Свердловской области
Описание: на уроке использованы работа в парах, индивидуальная и фронтальная работы. Информация подобрана в соответствии с темой урока, возрастными особенностями обучающихся. На уроке учителем демонстрируется опыт, который показывает возникновение дождя, присутствуют видеофрагменты. Разработка будет интересна учителям начальных классов и студентам, которые осваивают педагогическую профессию.
Тема урока: «Почему идет дождь и дует ветер?»
УМК: «Школа России»
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: ознакомление обучающихся с причинами возникновения ветра и дождя; развивая умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной учебной задачей; воспитывая бережное отношение к окружающей среде.
Задачи урока:
Дидактические:
1. Актуализировать знания обучающихся о прошлых темах («Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?», «Почему Луна бывает разной?») посредством определения правильности высказываний.
2. Познакомить обучающихся с видами дождей и причинами возникновения дождя и ветра посредством просмотра видеороликов и выполнения заданий на карточках.
3. Сформировать представления обучающихся о пользе и вреде дождей и ветра во время беседы с учителем.
Развивающие:
1. Развивать умение оценивать свою работу по предложенным критериям с помощью карточек для самооценки.
2. Развивать умение находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде (поиск ответа на вопрос) во время просмотра видеороликов.
3. Развивать умение коллективно строить действия по достижению цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы посредством работы в парах.
Воспитательные:
Воспитывать у обучающихся бережное отношение к окружающей среде во время беседы с учителем.
Оборудование учителя и обучающихся: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, 2 часть С. 36-37, рабочая тетрадь «Окружающий мир» А.А.Плешаков, 2 часть С. 23-24, интерактивное задание, карточки для самооценки, карточки для работы в парах, презентация, видеоролики, карточки для самостоятельной работы.
Ключевые понятия: дождь, ветер
Планируемые результаты
1.Предметные:
1. Обучающиеся вспомнили о прошлых темах («Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?», «Почему Луна бывает разной?») посредством определения правильности высказываний.
2. Обучающиеся познакомились с видами дождей и причинами возникновения дождя и ветра посредством просмотра видеороликов и выполнения заданий на карточках.
3. Обучающиеся узнали о пользе и вреде дождей и ветра во время беседы с учителем.
2.Метапредметные:
- регулятивные:
Обучающиеся оценивали свою работу по предложенным критериям с помощью карточек для самооценки.
- познавательные:
Обучающиеся правильно нашли в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде (нашли ответа на вопрос) во время выполнения задания в парах.
- коммуникативные:
Обучающиеся продемонстрировали умение коллективно строить действия по достижению цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы во время работы в парах.
3.Личностные:
Обучающиеся продемонстрировали бережное отношение к окружающей среде во время беседы с учителем.
Ход урока
Приветствие.
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
За всем следи, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.

- Проверим вашу готовность к уроку, у вас на партах должны быть учебники, рабочие тетради, карточки самооценки (Приложение 1), конверты и письменные принадлежности.

- На прошлых уроках вы путешествовали в космосе. Предлагаю вспомнить, что вы уже знаете о Солнце и Луне, для этого возьмите карточку с таблицей (Приложение 2). Я буду говорить высказывания. Если я вы согласны с ним, то поставите «+» в нужной ячейке, а если вы с ним не согласны, то поставите «–».
1. Солнце ближайшая к Земле звезда. (+)
2. Солнце самая большая звезда. (-)
3. Луна – это естественный спутник Земли.(+)
4. Луна больше Земли. (-)
5. Сама Луна не светится, она отражает солнечный свет. (+)
6. На Луне есть воздух и вода. (-)
7. Люди изучают с помощью луноходов и телескопов. (+)

- Проверим, что у вас получилось. Для этого обменяйтесь таблицами с соседом по парте и сравните ответы с ответами, представленными на слайде.
- Оцените себя. Поднимите зеленую ладошку, если вы не допустили ошибок или допустили всего лишь одну ошибку. Поднимите красную ладошку, если вы допустили больше одной ошибки.
- Сегодня нам с вами предстоит побыть в роли синоптиков.
- Кто знает, кто такие синоптики?
(Синоптики – это ученые, которые изучают погодные явления и даже могут их предсказывать.)

- Да, синоптики изучают и предсказывают погодные явления.
- Для того чтобы узнать, какие погодные явления мы будем изучать на уроке, отгадайте загадки.
Он стучит всегда в окошко,
Мочит все вокруг дорожки.
От него всегда бежим,
Спрятаться скорей спешим.
Что же это?
(дождь)
- Правильно, это дождь. Послушайте следующую загадку.
Листья гонит по дорожке,
Раздувает паруса,
Отдохнёт в лесу немножко
И опять за чудеса.
В поле травы поколышет,
Гонит на море волну,
Иногда срывает крыши
Он не любит тишину.
Что же это?
(ветер)
- Подумайте, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
- Посмотрите на слайд и сформулируйте тему урока.
(На слайде: «Почему идет … и дует …?»)
- Правильно, тема урока: «Почему идет дождь и дует ветер?»
- Исходя из того, что вы назвали можно сформулировать цель нашего урока. Цель урока: узнать, что такое дождь и ветер, причины возникновения и пользу дождя и ветра.
- Приступим к достижению нашей цели.
- Как вы думаете, что такое дождь? (Это капельки воды, падающие с неба.)
- Откуда берется дождь? (из туч, которые на небе)
- Знаете ли вы, как дождь попадает на небо в тучу?
- Для того чтобы это узнать, предлагаю посмотреть видеоролик.
(Видеоролик о дожде)



- Представьте, что у меня в руках маленькое облако, оно насыщается водой.
(Опыт Плотно сжать сухой комок ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться, и набухать от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце).
- Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь.
- Этот опыт показывает, как появляется дождь.
- Люди по-разному называют дождь: ливень или проливной, ситничек, косой.

- Как вы думаете, почему так назвали дожди?
(Ливень, или проливной дождь говорят о сильном дожде. Ситничек – мелкий дождь, который идет как будто из сита. Косой дождь, или косохлёст – дождь, который сопровождается сильным ветром.)
- Возьмите карточки с анаграммами (Приложение 3,4), попробуйте в парах найти названия дождей и раскрасить их простых карандашом.

На выполнение этого задания у вас есть одна минута, по завершению работы покажите мне свою готовность. (В это время один обучающийся выполняет интерактивное задание)

- Какие названия дождей вы нашли. Также летом можно наблюдать грибной дождь, а осенью – моросящий.
- Оцените свою работу. Если вы правильно нашли 3 названия, то поднимите зеленую ладошку. Если вы нашли 2 или 1 название, то поднимите красную ладошку.
- Дождь идёт потому, что тяжелые капельки воды, из которых состоят тучи, падают на землю.
- Кто же гонит эти тучи в небе? (ветер)
- Как вы думаете, что такое ветер? (движущийся воздух)
- Мы с вами можем прямо сейчас в классе получить ветер, для этого возьмите лист картона, повернитесь друг к другу и помашите.
- Что вы ощутили? (ветер)
- Откуда он взялся? (Мы заставили воздух двигаться, и у нас получился ветер.)
- Движение воздуха в природе происходит постоянно.
- Как вы думаете, почему же воздух движется в природе?
- Для того чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим небольшой видеоролик.
(Видеоролик о ветре)



- Вы узнали, почему дует ветер, теперь вам в парах нужно будет вставить пропущенные слова, для этого возьмите карточку (Приложение 5). В помощь вам будут слова для справок. На выполнение этого задания у вас есть 1 минута, по завершению работы покажите мне свою готовность.

- Прочитаем, что у вас получилось.
(Ветер дует потому, что при нагревании земли солнечными лучами теплый воздух поднимается вверх, а холодный устремляется на его место.)
- Правильно, оцените свою работу. Если вы без ошибок выполнили задание, и вам удалось поработать в паре, то поднимите зеленую ладошку. Если вы допустили ошибки, то поднимите красную ладошку.
- Мы с вами проделали уже большую работу, и пришло время отдохнуть и выполнить физкультминутку.
Физкультминутка
Ветер веет над полями, Плавно качают руками над головой.
И качается трава.
Облако плывет над нами, Потягивания – руки вверх.
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит. Наклоны вправо-влево, вперёд- назад.
Наклоняются колосья –
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм, Ходьба на месте.
Там немного отдохнём.
- Мы отдохнули и теперь можем продолжить работу.
- Откройте свою рабочую тетрадь на 23 странице. Попробуйте разгадать кроссворды, которые расположены на 23-24 страницах. Те, кто сидит на первом варианте, разгадывают кроссворд про дождь. Те, кто сидит на втором варианте, разгадывают кроссворд про ветер. На выполнение этого задания у вас есть 1 минута, по завершению работы покажите свою готовность.
- Проверим, что у вас получилось.
- Какие слова вы написали в первом кроссворде? (Дуб, роза, жук, помидор, конь.)
- Какие слова вы написали во втором кроссворде? (Одуванчик, белка, лист, стрекоза, грач.)

- Сравните свои ответы с ответами, которые представлены на слайде и оцените себя. Покажите зеленую ладошку, если вы выполнили все верно или допустили 1 ошибку. Покажите красную ладошку, если вы допустили больше одной ошибки.
- Какую пользу приносит дождь?
(Поливает растения, очищает воздух от пыли, некоторые животные пьют воду из луж и купаются в них.)
- Какую пользу приносит ветер?
(Уносит грязный воздух из городов, опыляет растения и переносит их семена, помогает передвигаться летающим животным, помогает вырабатывать электроэнергию.)
- Ветер и дождь приносят только пользу? Почему?
(Нет. Сильные дожди могут залить растения. Сильные ветра могут вырывать деревья с корнем, обрывать провода.)

- В том, что ветер приносит вред, есть ли вина человека?
- В этом, конечно же, есть вина человека. Леса задерживают ветер, делают его не таким сильным и разрушительным. Люди же ежегодно вырубают большое количество лесных ресурсов, часть из них исчезает во время лесных пожаров, в которых очень часто виновен человек. И поэтому сейчас сильные ветра разрушают здания.
- Можем ли мы с вами это исправить? Как?
(Да, мы можем бережно относиться к природе, не ломать ветви деревьев, не поджигать в лесах сухую траву, высаживать новые деревья.)
- Наш урок подходит к концу, и я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу.
- Для этого возьмите карточку (Приложение 6). В первом задании вам нужно будет соединить вид дождя и изображение, а во втором задании раскрасить синим цветом капельки, которые подойдут для описания дождя.
- На выполнение этого задания у вас есть 3 минуты, по завершению работы покажите мне свою готовность.

- Проверим то, что у вас получилось, для этого обменяйтесь карточками с соседом по парте и сравните ответы с ответами, представленными на слайде. Исправьте ошибки, если вы их допустили.
- Оцените свою работу. Если вы без ошибок справились с этим заданием или допустили одну ошибку, то поднимите зеленую ладошку. Если вы допустили больше одной ошибки, то поднимите красную ладошку.
- Наш урок подошел к концу, пришло время подвести его итоги.
- О чем мы сегодня говорили? (о дожде и ветре)
- Почему идет дождь?
(Дождь идёт потому, что тяжелые капельки воды, из которых состоят тучи, падают на землю.)
- Почему дует ветер?
(Ветер дует потому, что при нагревании земли солнечными лучами теплый воздух поднимается вверх, а холодный устремляется на его место.)
- Сейчас вам нужно будет оценить свою работу на уроке, для этого возьмите ладошки. Покажите мне зеленую ладошку, если вам было интересно, вы справились со всеми предложенными заданиями и вам все понятно. Покажите мне красную ладошку, если вы что-то не поняли и у вас были трудности при выполнении заданий.
- Дома я предлагаю вам, попробовать сочинить сказку по рисунку, который находится на 37 странице, о том, как растения и животные радуются дождю.
Технологическая карта урока окружающего мира «Почему идет дождь и дует ветер?», 1 класс
Почему идет дождь и дует ветер. Презентация
Приложения к уроку


Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс с презентацией. Как зимой помочь птицам Конспект урока по окружающему миру с презентацией, 1 класс. Что это за листья? Конспект урока Окружающий мир с презентацией, 1 класс на тему: Звери (млекопитающие) Конспект урока окружающий мир с презентацией, 1 класс. Тема: Звери-млекопитающие
Участник №5 профессионального конкурса для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)» с 1 июля по 30 сентября 2023 года
Конспект урока по окружающему миру с презентацией, 1 класс «Почему Луна бывает разной?». Школа России | Конспект урока по окружающему миру с презентацией, 2 класс «Дикие и домашние животные». Школа России
Опубликовано: 444 дня назад (16 августа 2023)
Просмотров: 3049
+2
Голосов: 2
Светлана Васильевна Новоселова # 17 августа 2023 в 05:26 +1
Доброе утро, Любовь Сергеевна. Познакомилась с ещё одним Вашим уроком. Не смотря на то, что Ваш педагогический опыт невелик, уже просматривается свой почерк - и это здорово! Урок продуман и с точки зрения возрастных особенностей детей, и логики подачи материала, и содержательный - развивающий аспект тоже присутствует. Представлены различные виды деятельности: загадки, анаграмма, кроссворд, карточки... просмотр видеофрагментов, интерактивное задание и творческое, мини-эксперименты. Урок удался, Вы - большая умница! Так держать!
Анна # 22 августа 2023 в 06:19 +1
Здравствуйте. Познакомилась с ещё одним Вашим уроком окружающего мира. Урок мне понравился, он получился ярким благодаря использованию презентации, опыта и видеофрагментов. Вы подобрали для первоклассников логические задания. Спасибо Вам за разработку, желаю удачи!
Ольга Чурикова # 20 сентября 2023 в 21:08 +1
Любовь Сергеевна! Ваш конспект урока понравился. В яркой, красочной форме, в разнообразной деятельности дети узнают много нового про дождь и ветер. Считаю, сто средства ИКТ заслуженно занимают важное место в процессе обучения детей, при ознакомлении с окружающим миром. Думаю, ваша презентация очень понравится детям. Удачи! творческих успехов!
Юлия Сергеевна Юрченко # 25 сентября 2023 в 17:26 0
Добрый вечер! Материал вашей работы подобран в соответствии с возрастом учащихся. Презентация доступна и легка в применении. Красочно оформлена. Ребенок имеет возможность сам оценить свою работу, это очень хорошо. Желаю вам удачи в вашем труде!