Эссе воспитателя ДОУ «Мой путь в профессию»
Воспитателем, как и художником, нужно родиться.
Карл Мария фон Вебер
На протяжении всей жизни мы постоянно выбираем.
Выбор профессии – один из самых важных. Ведь именно он совершенно точно повлияет и определит все наше последующее существование. Профессия определяет нашу дальнейшую судьбу. Но в моей жизни получилось так, что судьба определила мою профессию.
Моя мама – педагог, всю жизнь она проработала учителем математики. По субботам детские сады не работали, и мама часто брала меня с собой в школу. Я видела, с каким достоинством держится моя мама на уроке, как она учит ребят, как реагируют на нее ученики. И, конечно же, мой выбор профессии был определен!
После окончания школы я поступила в педагогический институт, по окончании которого планировала вернуться в стены родной школы учителем начальных классов. Но судьба решила иначе. Я попала в Саров, где волей случая устроилась на работу в детский сад.
Какими же сложными и волнительными были мои первые дни работы. Сколько слез отчаяния я пролила от того, что поначалу у меня ничего не получалось! Но руки я не опустила. Потому что, несмотря на не совсем удачные первые шаги в новой профессии, у меня было четкое ощущение, что я на своем месте.
Я работаю воспитателем вот уже 19 лет. И с уверенностью могу заявить, что за это время у меня не было ни одного дня, похожего на другой. Каждый день воспитателя – это сюрприз. Как бы ты его не планировал, дети всегда внесут в него свои коррективы. И, на мой взгляд, это один из основополагающих принципов успеха – решать педагогическую задачу, идя «от ребенка». Дети такие разные! Но важно найти в каждом его «изюминку», определить интересы, способности и помочь малышу раскрыться. Невозможно и педагогически не верно загонять всех в единые рамки развития. Юный математик имеет полное право не быть музыкантом, а будущий олимпийский чемпион может не любить рисовать и читать сказки. Поэтому так важно ориентироваться в многообразии современных технологий и методик и выбрать оптимальные, чтобы максимально эффективно раскрыть детский потенциал. А для этого нужно постоянно совершенствовать педагогические компетенции – участвовать в профессиональных конкурсах, семинарах, вебинарах, педагогических конференциях. Ведь практический опыт – он самый ценный.
В своей работе я активно использую технологии, позволяющие ребенку находится в позиции субъекта образовательных отношений. Мы очень любим с ребятами собираться вместе на утренний или вечерний круг. С утра мы делимся друг с другом впечатлениями, узнаем новости, предполагаем, что интересного ожидает нас сегодня, обсуждаем совместные планы, проблемы, договариваемся о правилах. А вечером мы обсуждаем, что было интересного за прошедший день, чем продолжим заниматься завтра, а если у кого-то что-то не получилось, мы обязательно все вместе обсудим причину неудачи и возможные варианты решения проблемы.
Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что дети с удовольствием делятся впечатлениями со сверстниками о поездках, увлечениях, о своих детских открытиях. Это натолкнуло меня на мысль организовать такую форму взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родитель» как познавательная гостиная.
Познавательная гостиная «Я познаю мир» представляет собой познавательную встречу, на которой дети имеют возможность поделиться новыми впечатлениями или приобретенными знаниями об окружающем мире, рассказать о результатах своего опыта или эксперимента. Это впечатления от поездки в другую страну, от посещения музея или зоопарка, от занятий в новой секции или кружке, от прогулки в лес или поездки в деревню или просто детское «открытие», основанное на личном опыте.
Главное, что не воспитатель учит детей тому, что знает сам. А ребенок делится со сверстниками тем, что было интересно ему, удивило и запомнилось. Как известно, именно такие факты надолго остаются в памяти. Ребята на таких встречах активно задают друг ругу вопросы. Ведь не страшно задать, даже смешной вопрос, другу. Как только дети начинают осознавать, что окружающим интересен их опыт, они занимают активную позицию, и сами становятся инициаторами очередной встречи. А родители в этом процессе – активные помощники. Они помогают оформить материал, сделать фото, смонтировать видео, подготовиться к выступлению, организовать экскурсию, оформить мини-музей или выставку личной коллекции. Опыт работы показал, что сначала не все родители охотно включаются в совместную деятельность с педагогом, но затем, взаимодействуя с ребенком при подготовке к выступлению, начинают понимать, насколько важны их совместные усилия для детей. Если ребенок однажды стал организатором познавательной встречи, то он обязательно захочет это повторить. Такая форма работы побуждает детей к новым достижениям и открытиям, дает возможность каждому ребенку побывать в центре внимания и стать примером для других.
Квест-игра. Эту технологию я также активно внедряю в свою работу. Это универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь детей в разнообразные виды детской деятельности. Все испытания я тщательно продумываю, учитывая возрастные особенностей детей, ведь грамотная организация квест-игры – залог успеха. Ребята становятся более активными, самостоятельными, учатся решать проблему путем проб и ошибок, предлагают нестандартные решения ситуации.
Еще одна из интересных современных технологий, используемых мною в работе, это сторителлинг или кубики историй. Сочинение историй способствует обогащению активного словаря и развитию связной речи, внимания, мышления, воображения, памяти. Каждый ребенок рассказывает историю с позиции своего жизненного опыта, наделяет героев истории своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами. Сочиняя, дети «проживают» истории, приобретают способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Технология раскрепощает застенчивых, делает робких – смелыми, молчаливых – разговорчивыми и повышает настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно, но еще и очень увлекательно! Взрослым сочинять истории сложнее, чем детям. Нет детской непосредственности, свободы, полета фантазии. А дошколятам нравится – они не боятся сказать что-то не так.
И еще одним важным, а может быть даже и основополагающим, фактором в работе воспитателя я считаю развивающую предметно-пространственную среду. Потому что правильно организованная среда способствует самообучению и саморазвитию ребенка, стимулирует делать выбор, принимать решение, нести ответственность за выбор и результаты своих действий. Каждый компонент развивающей среды в нашей группе предназначен для детского коллектива в целом, но при этом предоставляет каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество, а также учитывает зону ближайшего развития ребенка. Для этого я просто стараюсь быть чуточку внимательнее к детям. Наблюдаю за их играми, слушаю их разговоры, отвечаю на их вопросы и задаю встречные, не спешу решать возникшие детские проблемы за детей, а даю им возможность решить все самим. Дети – лучшие подсказчики и мои активные помощники.
За моей спиной достаточно богатый опыт. Но даже у опытного воспитателя бывают дни, когда все валится из рук. Но мне достаточно увидеть озорные, радостные глаза ребят при встрече со мной, услышать в свой адрес благодарность из уст их родителей и понять, что я на верном пути. Судьба когда-то определила мою профессию. Но я сделала свой осознанный выбор, когда осталась в ней и не променяла на другую. Потому что когда-то давно я уже родилась воспитателем. А вы со мной согласны?
Рекомендуем посмотреть:
Эссе воспитателя ДОУ. Моя педагогическая философия
Эссе воспитателя детского сада. Моя профессия
Эссе воспитателя детского сада «Моё педагогическое кредо»
Эссе «Мой взгляд на профессию воспитателя ДОУ»