Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

План-конспект по биологии в СПО. Вирусные и бактериальные заболевания человека

Конспект занятия по биологии в колледже по теме «Вирусные и бактериальные заболевания человека»
Автор: Татьяна Афанасьевна Бабушкина, преподаватель СП СПО, Пермский институт железнодорожного транспорта филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный университет путей сообщения» (ПИЖТ УрГУПС)
Пояснительная записка
Данный план-конспект можно использовать при изучении темы: «Вирусные и бактериальные заболевания человека» в курсе «Общепрофессиональная деятельность. Биология» на 1-м курсе всех специальностей СПО не химического направления.

Предварительно студентам даётся домашнее задание:
подготовить сообщения по болезням (номер варианта соответствует номеру по списку в учебном журнале).

Требования к оформлению текста сообщения:
- формат страницы А4;
- количество страниц не более 5;
- язык - русский;
- ориентация листа - книжная;
- поля 2 см;
- шрифт Times New Roman;
- размер шрифта - 14;
- междустрочный интервал - одинарный;
- выравнивание - по ширине листа.

План сообщения:
- история изучения и открытия заболевания;
- возбудитель и пути передачи;
- инкубационный период;
- симптомы;
- лечение;
- профилактика и вид иммунитета.
План учебного занятия
Тема занятия: Вирусные и бактериальные заболевания человека
Вид занятия: урок изучения нового материала
Тип занятия: комбинированный
Продолжительность занятия: 90 мин.
Цели и задачи:
- дидактическая (образовательная): изучить вирусные и бактериальные заболевания человека;
- воспитательная: формирование опыта совместной деятельности, развитие обзорного мышления;
- развивающая: расширение кругозора студентов, формирование знаний о вирусных и бактериальных заболеваниях человека.
Внутридисциплинарные связи: Тема: «Уровни организации живой материи», «Вирусы».
Учебное и методическое обеспечение занятия: видео-проектор; плакат: «Вирусы и бактерии».
Основная литература:
1. Колесников С.И. Общая биология [Текст]: допущено Министерством образования науки РФ в качестве учебного пособия для студентов СПО / С. И. Колесников . - 5-е изд., стереотип. - М.: КНОРУС, 2015. - 288 с.
Дополнительная литература:
2. Учебное пособие для поступающих в вузы / Е.Н. Овчарова, В.В. Елина. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 704 с
3.Мамонтов С.Г. Общая биология. Учебник для средн. проф. учебн. заведений. 5-е М.: Высшая школа.-2003
Электронный ресурс:
4. ЭБС «Лань» [Электронный ресурс
5. ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс].
6. Инфекционные болезни: учебник для студентов медицинских вузов / Е. П. Шувалова, Е. С. Белозеров, Т. В. Беляева и др. [Электронный ресурс].
Ход занятия
Организационный этап (5 мин.)
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности студентов и аудитории к занятию
1.3. Проверка домашнего задания (готовность сообщений)
1.4. Этап актуализации знаний:

На Земле, на сегодняшний день, нет ни одного человека, который бы не переболел вирусным или бактериологическим заболеванием и поэтому на занятии мы узнаем об этих заболеваниях подробнее, чем мы знаем из повседневной обыденной жизни.

Постановка темы и целей занятия (15 мин.)
Тема занятия: Вирусные и бактериальные заболевания человека
Цель: изучить вирусные и бактериальные заболевания человека: возбудители, симптомы, лечение, профилактика.
Вступление:
Развитие общих представлений о болезни менялось на протяжении истории медицины. Ещё Гиппократ причиной болезни считал неправильное смешение четырёх основных жидкостей организма: крови, слизи, жёлчи жёлтой и чёрной (венозная кровь), а также придавал большое значение местности проживания, образу жизни и питанию заболевшего. На сегодняшний день, большинство болезней достаточно изучены.
Многие организмы, относящиеся к разным систематическим группам, являются паразитами человека и вызывают заболевания. Заболевания, возбудители которых являются микроскопическими (вирусы, бактерии и простейшие), называются инфекционными.

В зависимости от природы возбудителей различают разные типы инфекционных заболеваний:
Вирусные, например грипп, ОРВИ, корь, оспа, ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты, клещевой энцефалит, желтая лихорадка.
Бактериальные, например чума, холера, столбняк, сибирская язва, стрептококковая и стафилококковая инфекции, коклюш.
Протозойные (вызываемые простейшими, то есть одноклеточными эукариотами), например малярия, сонная болезнь, амебная дизентерия, токсоплазмоз.
Грибковые, например кандидоз, эпидермофития (грибок стопы).
Прионные (вызываемые особыми инфекционными белками) — «коровье бешенство» (BSE), куру.

Очень важным моментом является – знание мер по профилактике болезней.

Профилактика – комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающие в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их ранние выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния, на здоровье человека факторов среды его обитания.

Профилактические меры:
1. Повышение санитарной культуры населения: санитарная культура в обществе включает образ мышления, верования, характер поведения, обычаи, ритуалы, рациональные правила и нормы поведения, что обеспечивает благоприятный для здоровья режим жизни (условия проживания и безопасные виды деятельности).
2. Борьба с переносчиками заболеваний: химическое, механическое, биологическое уничтожение; прививки животным, которые переносят вирусные и бактериальные заболевания человека.
3. Вакцинация и введение сыворотки.
4. Повышение иммунитета: здоровый образ жизни, правильное питание.
5. Плановые обследования: реакция Манту, флюорография, анализ крови RW, гепатит С, СПИД и др.
6. Своевременное выявление и лечение.
7. Прерывание путей передачи инфекции: карантин, изоляция.

Основная часть занятия (48 мин.)
Заполнить таблицу (на А4), следуя инструкции:
1-я колонка: название болезни (под номером 1 – заболевание по которому готовилось сообщение);
2-я: определить возбудителя - бактерия, вирус, простейшие;
-возможные пути передачи: оральный, контактный, воздушно-капельный;
3-я: указать продолжительность - от….. и до…..часов, суток, недель и т.д.;
4-я: перечислить все основные симптомы этого заболевания, без описания;
5-я: если возбудитель бактерия, то лечение - антибиотики;
-если возбудитель вирус, то лечение - противовирусная терапия
Для этих групп перечислить несколько лекарственных препаратов, которые применяют и дополнительные меры лечения.
6-я: в профилактике указать номера пунктов из: Профилактические меры, которые подходят для этого заболевания;
- виды иммунитета могут быть: временный (формируется не на долго), постоянный (формируется на всю жизнь) или не формируется совсем (т.к. заболевание не излечимое).
Таблица
На заполнение информации в таблице отводится – 10 минут.

Далее студенты зачитывают информацию и после подтверждения правильности информации, передают её одногруппникам. По ходу заполнения таблицы преподаватель и студенты задают интересующие их вопросы (48 мин).

Подведение итогов (2 мин.)
В результате в таблице должны быть внесены все болезни, по которым готовили сообщения.

Выставление оценок: студентам, которые зачитали информацию без ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3» (5 мин.).

Домашнее задание: (5 мин.)
Составить кроссворд по данной таблице:
«3» - 10 слов;
«4» - 15 слов;
«5» - 20 слов.
Примечание: в кроссворде должна быть использована информация по следующим пунктам:
- название болезни;
- возбудитель и пути передачи;
- продолжительность инкубационного периода;
- симптомы;
- лечение;
- профилактика, вид иммунитета.
Скачать План-конспект занятия по биологии в СПО по теме «Вирусные и бактериальные заболевания человека»

Рекомендуем посмотреть:

Срезовый тест для студентов 1 курса колледжа в курсе «Общепрофессиональная деятельность. Биология» с План-конспект занятия по биологии в СПО. Тема "Мейоз. Эмбриональное и постэмбриональное развитие орг Практическое занятие по биологии в СПО. Оценка состояния окружающей среды. Конспект с презентацией Занятие по биологии в СПО. Происхождение человека. Конспект с презентацией
План-конспект занятия по биологии в СПО. Тема "Мейоз. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов" | Практическое занятие по биологии в СПО. Оценка состояния окружающей среды. Конспект с презентацией
Опубликовано: 979 дней назад (2 марта 2022)
Просмотров: 4780
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!