Практическое занятие по биологии в СПО. Оценка состояния окружающей среды. Конспект с презентацией
План-конспект практического занятия по биологии в СПО. Тема «Оценка состояния окружающей среды»
Автор: Татьяна Афанасьевна Бабушкина, преподаватель СП СПО Место работы: Пермский институт железнодорожного транспорта филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный университет путей сообщения» (ПИЖТ УрГУПС)
Пояснительная записка
Данный план-конспект можно использовать при выполнении практической работы по теме: «Оценка состояния окружающей среды» в курсе «Общепрофессиональная деятельность. Биология» на 1-м курсе всех специальностей СПО не химического направления. Занятие рекомендуется проводить в компьютерном классе с доступом интернета.
Предварительно студентам даётся домашнее задание:
- принести квитанции по оплате коммунальных услуг за 1 месяц (плата за электроэнергию, воду);
- составить список отходов в вашей семье и измерить массу отходов за 1 неделю;
- принести фото: электроприборов (лампочки, бытовая техника, сантехника) и участия в мероприятиях по охране природы. Тема занятия: «Оценка состояния окружающей среды» Вид занятия: применения новых знаний и умений на практике Тип: практическое занятие с элементами исследования Продолжительность занятия: 90 мин. Цель: научиться оценивать состояние окружающей бытовой среды методом наблюдения и математическим анализом. Задачи:
- дидактическая (образовательная): закрепить следующие основные понятия: отходы и обращение с ними; факторы жилой среды, способы экономии ресурсов;
- воспитательная: формирование опыта совместной деятельности, развитие обзорного мышления;
- развивающая: расширение кругозора студентов, формирование знаний о потреблении природных ресурсов и изучить способы защиты исчерпаемых природных ресурсов. Учебное и методическое обеспечение занятия: видео-проектор, пошаговая инструкция с заданиями, шаблон для выполнения работы, презентация «Рациональное природопользование».
Основная литература:
1. Колесников С.И. Общая биология [Текст]: допущено Министерством образования науки РФ в качестве учебного пособия для студентов СПО / С. И. Колесников . - 5-е изд., стереотип. - М.: КНОРУС, 2015. - 288 с. Дополнительная литература:
2. Учебное пособие для поступающих в вузы / Е.Н. Овчарова, В.В. Елина. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 704 с
Электронный ресурс:
4. ЭБС «Лань» [Электронный ресурс].
5. ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс].
Ход занятия
Организационный этап:
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности студентов и аудитории к занятию
1.3. Проверка домашнего задания
1.4. Этап актуализации знаний: современная урбанизация является одним из важнейших факторов антропогенного воздействия на природу, формирующих глобальную экологическую ситуацию. Территории городов и пригородных зон постоянно испытывают повышенную антропогенную нагрузку, что влечёт за собой деградацию естественных биоценозов, приводит к снижению их общей продуктивности. В настоящее время накоплен обширный материал и проводятся комплексные исследования по оценке экологического состояния различных компонентов окружающей среды, прежде всего на территориях с высоким уровнем антропогенной нагрузки.
Постановка темы и целей занятия: Тема занятия: «Оценка состояния окружающей среды» Цель: научиться оценивать состояние окружающей бытовой среды методом наблюдения и математическим анализом. Вступление:
На сегодняшнем занятии мы с вами:
1. выясним, как правильно обращаться с бытовыми отходами, чтобы минимизировать вред окружающей среде, рассчитаем количество и изучим способы их снижения;
2. рассмотрим факторы жилой среды, которые оказывают влияние на наш организм;
3. рассчитаем количество использования электроэнергии, воды в вашей семье и возможности снижения этого количества.
Основная часть занятия Ход работы: 1. Бытовые отходы моей семьи:
1.1. составить список основных отходов в вашей семье, данные занести в таблицу;
1.2. составить список: способов снижения количества бытовых отходов (перечислить 5 способов, для ответа использовать материал презентации – слайд 3-4);
1.3. какое новое применение можно найти отходам (перечислить 3-5 или вставить фото применения)? Вывод по п.1: (ответить на вопросы)
1. По каким причинам накапливаются бытовые отходы?
2. К чему это приводит?
3. Какие проблемы можно решить, уменьшив количество бытовых отходов?
2. Факторы жилой среды:
Температура, влажность, свет, воздушная среда, шум, вибрация, электромагнитные поля.
2.1. Выбрать из факторов любые 2, перечислить источники этих факторов, воздействие на человека, последствия этого воздействия и меры по предотвращению вредного воздействия (данные занести в таблицу).
2.2. Потребление:
- электроэнергии (рассчитать количество кв/ч и сумму, которую вы тратите на электроэнергию в своей семье за месяц и за год), предложить способы снижения количества потребления (перечислить 5 способов и подтвердить фото – слайд 5);
- воды (объём воды, который тратится вашей семьёй за месяц и за год, сумма оплаты), предложить способы снижения потребления воды (перечислить 5 способов и подтвердить фото – слайд 6).
Вывод по п.2 (ответить на вопрос)
Как можно улучшить экологическое состояние своего жилища?
3. Чистота нашего города: (ответить на вопрос)
Какие меры местной администрации и гражданских организаций помогут снизить тенденцию замусоривания городской среды и улучшения её состояния (подтвердить фото вашего участия в таких мероприятиях – слайд 7)?
Сделать общий вывод по работе. 4. Оформить отчёт по практической работе (в Ворде)
Скачать План-конспект практического занятия по биологии в СПО. Тема "Оценка состояния окружающей среды"