Эссе воспитателя детского сада. Моя педагогическая концепция
Я детства мечтала работать с детьми и когда впервые переступила порог детского сад, поняла, это моё.
Первое, что я увидела, это горящие с интересом и озорством глазки малышек, которые своей искренностью, теплом и любовью растопили мои сомнения.
Кто из нас в детстве не мечтал о чуде, не хотел стать сильным и всемогущим волшебником? Но кто хоть раз задумался, когда и куда исчезли мечты?
Зачем человеку воображение? Можно ли управлять своими фантазиями? Есть ли приёмы стимулирования воображения и творческого мышления? Должен ли процесс обучения быть увлекательным, и в какой мере?
Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности людей не равны - старо как мир. Выдающиеся философы древности, и их менее осведомлённые в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом, гением и простым, смертным человеком. Также давно было замечено, что различия эти часто проявляются уже в детстве. Выдающийся человек (гений) - по мнению древних, счастливый избранник богов. Так, например, весьма характерное высказывание по данному поводу принадлежит Платону, поэт творит ". не от искусства и знания, а от божественного предопределения и одержимости". Примечательно, что и его идейный противник Демокрит придерживался аналогичного мнения. А Михаил Ломоносов считал важнейшим качеством творца "Силу воображения, способность с одной вещью в уме воображать другие".
Процесс обучения и воспитания ребёнка, это взгляд современного человечества в будущее. Основная задача педагога - подготовка подрастающего поколения к жизни в завтрашнем дне. Но как научить детей жить в динамичном быстроизменяющемся мире? Основные составляющие этого умения: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, принимать самостоятельные решения, быстро справляться с массой постоянно "сваливающихся" творческих задач. На лицо парадокс: мы должны учить детей жить в мире, которого не знаем сами - в мире будущего.
Понимание всего вышеперечисленного дало мне толчок для использования технологии развития творческих способностей (РТВ) и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в работе с дошкольниками.
В детский сад ТРИЗ пришёл в 1987 г. при случайных обстоятельствах. Участники очередного семинара для инженерно-технических работников попросили показать им занятие с детьми в школе. Но по ошибке их привезли в детский сад, в подготовительную группу. Это недоразумение позволило тризовцам открыть для себя мир дошкольного возраста.
Каждый ребёнок изначально талантлив, и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта.
Г. С. Альтшуллер
ТРИЗ не заменяет обычные формы методической работы, а эффективно дополняет их. Она развивает фантазию у детей, подталкивает к нестандартным решениям, учит принимать оригинальные решения. Основная цель этой технологии - не только развитие у детей фантазии и изобретательской смекалки, но и обучение их системно мыслить, понимать и анализировать алгоритм принятия решений. Целью занятий с использованием ТРИЗ и РТВ я ставлю: умение выделять новые противоречивые свойства объекта или явления (как хорошие, так и плохие). Умение обнаружить противоречие, а тем более разрешить его, может стать ключом к тайнам жизни, позволит малышу активно защищать свои жизненные позиции. Ещё одна цель таких занятий - научить находить выход из сложной ситуации. И я надеюсь, что если малыш придумывает, как спасти зайца от лисы, то через десяток лет он и для себя найдёт решение жизненно важной проблемы.
Основное средство работы в этом направлении - педагогический поиск. Мы не должны давать готовые знания, открывать перед ними истину, а должны учить её находить. Если ребёнок задаёт вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить, что он сам думает об этом. Пригласить его к рассуждению и наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребёнок сам нашёл ответ. Если же не задаёт вопросы, тогда мы должны указать противоречие. Тем самым мы ставим ребёнка в ситуацию, когда нужно найти ответ.
Я работаю по программе "Радуга" и стараюсь комплексно изучать с детьми темы программы, и на эти темы "нанизывать" элементы ТРИЗ. Так, например можно просто рассказывать детям о том, как звери готовятся к зиме, а можно построить это занятие с использованием теории решения изобретательских задач: подводить детей к самостоятельному выводу о том, что с наступлением холодов исчезает корм, поэтому медведь и ёж отправляются в спячку. А заяц меняет свою шубку, чтобы оставаться незаметным на снегу. Работу с использованием ТРИЗ по развитию творческих способностей у детей я условно разделяю на
три этапа:
На первом этапе я учу детей находить и формулировать противоречия в рассматриваемых предметах, явлениях с помощью игры "Хорошо-плохо". Затем дети делятся на две команды, одна команда называет "хорошо", другая "плохо".
При знакомстве с разными агрегатными состояниями, использую "Метод маленьких человечков" (ММЧ). ММЧ - практическое воплощение идей Г. С. Альтушуллера по моделированию мира. Знакомство детей с ММЧ начинаю в старшей группе на простейших явлениях, когда знакомлю детей с водой, льдом, паром.
После того, как дети научатся выявлять противоречия, пользоваться системным оператором, приступаем ко
второму этапу работы по ТРИЗ. Тому, чтобы найти принципиально новое решение мешает психологическая инерция, она есть даже у малышей. Когда я задаю вопрос: "Как спасти Колобка?", то ответы детей чаще бывают агрессивными: ударить, выгнать, посадить в клетку, убить, т. к. на детей извне направлен мощный поток агрессивной информации. Поэтому, я стараюсь раскрепостить мышление детей, дать волю фантазии, воображению и в то же время обращаю внимание на нравственную сторону решения вопроса: "Как спасти Колобка, не причинив вреда Лисе".
На третьем этапе работы с детьми решаем сказочные задачи, сочиняем сказки. Только не надо думать, что все сказки для детей уже написаны, можно ведь придумать сколько угодно новых сказок. Мы пытаемся помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Так же мы загадываем друг другу загадки. Описываем предмет, который должны угадать. Называем ещё и букву, на которую это слово начинается, алфавит каким-то невероятным способом становится известен деткам. Так в этом творчестве мы добились высоких результатов.
Таким образом, опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные, оригинальные решения малыши находят выход из сложной ситуации. У детей снимается скованность, преодолевается застенчивость, развивается воображение, повышается уровень познавательных способностей.
Дети, играя по технологии теории решения изобретательских задач, видят мир во всём его многообразии. Она учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребёнку в школе и во взрослой жизни. Не надо плакать и огорчаться, если тебе попался кислый лимон - сделай из него лимонад. И может быть, тогда в мире станет на одного несчастного человека меньше и на одного счастливого больше.
Дорогие коллеги!
Если мы хотим идти на работу как на праздник, если нам нравится, когда глаза детей блестят на занятии, а активность составляет 100%, если мы хотим, чтобы каждое занятие было как мини-КВН или театрализованное представление, если мы хотим целый день смеяться, удивляться, петь и общаться с умными думающими детьми - займёмся ТРИЗ!
"Мы не можем оценить в рублях или долларах, что дали миру Моцарт, Бетховен, Шекспир или Пушкин. Невозможно оценить в каких-то материальных единицах то, что дали миру гениальные композиторы, драматурги и поэты. Но я надеюсь, что мы постараемся воспитать достойных наследников гениальных предшественников".
Рекомендуем посмотреть:
Эссе воспитателя детского сада. Моя профессия
Эссе воспитателя детского сада «Моё педагогическое кредо»
Эссе «Мой взгляд на профессию воспитателя ДОУ»
Эссе воспитателя детского сада. Моя педагогическая философия