Конспект проектной деятельности в второй младшей группе (рисование) знакомству с декоративно-прикладным искусством
Тема: «Золотая хохлома»
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Познакомить детей с основами хохломской росписи
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с основами хохломской росписи;
Развивающие:
- отработать простейшие приёмы кистевой росписи в выполнении травки;
- развивать чувство ритма, творческие способности детей.
Воспитательные:
- воспитывать эстетический вкус, интерес к народным художественным промыслам;
- раскрыть красоту «Золотой хохломы» через эстетическое восприятие предметов быта.
Оборудование и материалы: корзинка с хохломской посудой, сарафан, кокошник, краски, силуэты бочонков по количеству детей, тонкие кисточки, вода, тычки, салфетки, фартучки с лентами, презентация с иллюстрациями хохломской посуды, музыка «Коробейники», ноутбук, колокольчик
Ход занятия
1. Организационный момент
Ладушки, ладошки –
Звонкие хлапошки.
Хлопали ладошки –
Отдохнём немножко
Да – а – а – а
Ладушки плясали,
Деток забавляли.
Ля – ля – ля – ля – ля,
Ля – ля – ля – ля – ля
Да – а – а – а
Звонит телефон, воспитатель прощается с детьми и уходит
2. Основная часть
Воспитатель заходит в русском народном костюме с корзинкой в руках
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! А вот и я вернулась.
Я хочу вам рассказать, где была, и что видела, а ещё что-то покажу.
А была я в краю не близком и не далёком. В Нижегородской области, в селе Хохлома, что стоит на великой реке Волге.
Эти края не простые, а чудесные. Чего не коснётся рука мастеров, чаши ли, ковша ли, тарелки — всё заблестит ярким пламенем, горит ярче солнца красного.
Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок.
А вы идти со мной готовы?
(Да).
Тогда закройте крепче глазки, а на счёт пять откройте.
(Открыть корзину с хохломской посудой).
Кому посуда для кашки-окрошки,
Чудо – блюдо, да чашки, ложки?
Откуда посуда?
Да к вам приехала сама
Золотая Хохлома!
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился цветок на плошке,
Ягодка клюква поспела на поварёшке.
Клюёт эту ягоду птица – золотое крыло.
Полюбуйтесь на предметы, расписанные узором хохломской росписи.
Посмотрите, как украшена эта посуда. Что вы видите на ней? Чем она расписана?
(травкой, ягодами, листочками, цветами, птицами).
Да, много на посуде чудных украшений, но славится Хохлома прежде всего за необыкновенное золото, т. е. золой цвет посуды.
Посмотрите, какая красивая хохломская посуда
(показ презентации).
Рассказ детям о хохломской росписи
В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали её красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом.
Золотая хохлома!
И богата, и красива,
Гостю рада от души.
Кубки, чашки и ковши —
И чего здесь только нету!
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета,
И ромашки луговин,
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древне-суздальской парчи.
Позже стали делать и детскую мебель.
А теперь внимательно посмотрите, что есть у нас в группе с хохломской росписью?
(стол, стул).
С большим старанием делают свою посуду: с выдумкой и фантазией придумывают узоры, которые часто видят в окружающей природе. На хохломской посуде вьётся, кружится травка - былинка, то красная, то чёрная, а из неё выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина —или цветы: маки, колокольчики, ромашки и др.
Физкультминутка
Птица хохломская крыльями махала
(руки в стороны, махи)
Крыльями махала – злато рассыпала.
(встряхиваем кисти рук)
Головой качала, в стороны качала.
(наклоны головы)
Да, с землицы русской травы собирала.
(наклоны в пол, собираем)
Травы собирала, чаши украшала,
(обводим руками круг)
Мастерство с любовью нам передавала.
(руки к сердцу, руки вперёд)
Какие цвета используют наши мастера?
(чёрный, красный, жёлтый, зелёный).
Вы, наверное, уже заметили, что на разной посуде разный фон, и в зависимости от фона подобраны различные приёмы росписи. Существует 2 приёма росписи: «верховая» — рисунок идёт по серебристому фону, а после обжига становится золотистым. И «фоновая»— рисунок идёт по цветному фону – красному или чёрному. Покажите мне посуду, где используется «верховая»
(«фоновая») роспись. Какой здесь фон?
А мы сегодня с вами будем выполнять «верховую» роспись. Но сначала послушайте
рассказ.
«Жил мужичок, у которого большого богатства не было, но он был очень талантливым. Все в гости к нему приходили и дивились его чудной посудой. Как-то царь его спросил: - Что же ты так хвалишь своё искусство? А мужичок отвечает: «Золото Хохломы в воде не тонет и в огне не горит».
И правда, посуду опустишь в воду – а она не тонет, потому что сделана из дерева.
Эксперимент: дети опускают хохломскую посуду в воду
(обсуждения)
А когда художник покрывает расписанную посуду лаком, да не один раз, а 5 - 6, потом в печь поставит, вот тут-то волшебство и происходит. От жары лак пожелтеет, и блеск металлический из-под него зазолотится. Из печи чашу вынимают уже золотой.
Вся посуда не простая, а словно – золотая!
С яркими узорчиками, ягодками и листочками!
Работа по технологической карте
Основные цвета в росписи: красный, чёрный, зелёный, жёлтый, золотой.
В хохломской росписи элементы называются: ягоды: клубника, смородина, земляника; листья, цветы, завиток, травка
(называя элементы, детям их показать).
Завиток является основным элементом хохломской росписи.
Теперь пришло время и за кисть браться.
Но для того, чтобы у вас получилось красиво и аккуратно, необходимо поработать с нашими
пальчиками:
Вот все пальчики мои, их как хочешь, поверни:
И вот этак, и вот так, не обидятся никак
(потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(хлопки ладоней).
Не сидится им опять
(встряхивание кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
Ребята, у вас на столе лежат заготовки бочонков. Я вам уже нарисовала карандашом травку, а вам осталось обвести их краской и нарисовать ягодки.
Представьте, что мы с вами в мастерской и вы народные умельцы.
(Воспитатель одевает детям фартучки и ленточки на голову)
Мастера, скорей за дело!
Украшай бочонок смело.
Составляй хохломской узор,
Чтобы радовал он взор!
Самостоятельная работа детей, помощь воспитателя.
- Молодцы! Теперь положите кисточки и сядьте прямо.
- Ну вот мы стали настоящими мастерами.
3. Заключительная часть
Искусство хохломы, имеющее вековые традиции, продолжает жить в наше время органично и полнокровно, естественно входя в современный быт, украшая его. Сегодняшняя хохлома — это искусство, которое воистину творится руками одного большого художника — народа.
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий!
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома!
Звучит музыка «Коробейники»
Детям предлагается под музыку выполнить движения русского танца.
Звучанием колокольчика воспитатель зазывает детей на свои места.
Рефлексия
- Посмотрите на все работы, какая чудесная получилась у наших ребят посуда, яркая, красочная, праздничная. Настоящие народные мастера!
- Какие работы получились самые выразительные и аккуратные?
(ответы детей)
- Когда придут родители в детский сад, вы обязательно покажите свои работы
- Вам понравилось занятие?
(ответы детей)
- А что больше всего понравилось?
(ответы детей)
- Мы с вами ещё будем знакомиться с элементами хохломской росписи
- А сегодня вы молодцы! Поработали на славу!
- Всего вам хорошего народные мастера!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект музыкального занятия в младшей группе. Домашние животные
Занятие в младшей группе. Поможем зайке
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в младшей группе детского сада
Конспект занятия в младшей группе. Моя семья