Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дидактическая игра «Времена и месяцы года» для детей 5-6 лет

Дидактическая игра «Времена и месяцы года» для старших дошкольников
Автор: Бердникова Татьяна Николаевна, воспитатель МАДОУ «ДС № 40 г. Благовещенска»
Цель: формирование у дошкольников представлений о целостной картине мира.
Дидактические задачи: способствовать формированию понятия о временах годах, месяцах и их последовательности.

Дидактическая игра имеет развивающее, обучающее значение. Предназначается для детей старшего дошкольного возраста, в зависимости от индивидуальных способностей и вариантов игры может использоваться для детей младшего и среднего возраста. Игра подходит для индивидуальной и групповой работы. Рекомендуется педагогам дошкольных учреждений и родителям.

История возникновения и описание изготовления игры
У детей моей группы возникали трудности при запоминании названии месяцев в году и их последовательности. Поэтому я поставила перед собой задачу найти способы, приёмы, которые бы помогли детям в этом. Мною была придумана и изготовлена дидактическая игра «Времена и месяцы года».

Дети наблюдали за её изготовлением и активно принимали участие в этом процессе. Для игры использовали крышки от йогурта (12 штук – по количеству месяцев в году), их тщательно промыли, высушили. Для каждого времени года понадобятся 3 крышки определённого цвета. Зима – белый, весна - красный, лето - зелёный, осень - жёлтый. Можно подобрать крышки по цвету – это самый лучший выход, либо покрасить в нужный цвет, наклеить цветной картон, либо нанести на крышку пластилин определённого цвета.

На каждой крышке изображается буква, обозначающая первый звук названия месяца. Способы изображения разнообразные на выбор: нарисовать, наклеить и другие, мы изготовили буквы из пластилина. На белых крышках буквы - Д Я Ф, на красных - М А М, зелёных – И И А, жёлтых – С О Н.

Методические рекомендации и описание игры
Крышки перемешаны. Дидактическая задача: сгруппировать крышки по цвету. (Получится 4 группы). Это четыре времени года. Как вы думаете, какие крышки, обозначают зиму, и почему вы так думаете? (Белые, зимой падает снег, всё бело вокруг).

Аналогично проводится беседа о других временах года.
Осень - (жёлтые крышки, всё желтеет трава, листья).
Лето – зелёные крышки (трава, листва зелёные).
Весна – красные крышки, (зацветают деревья, красный цвет – праздничный, весной много праздников). Весну можно обозначить и зелёным цветом, объяснив, что появляются листочки, трава, а лето – красным цветом, летом много ягод красных, цветов.

Поэтому не принципиально делать в точности как в нашей игре, главное, чтобы у детей было логическое объяснение выбранного цвета, так же как и использование крышек, основная идея - сам приём, облегчающий запоминание.

Этот вариант игры рекомендую использовать в младшем и среднем дошкольном возрасте при формировании представлений о временах года и закреплении.

Второй вариант для старшего дошкольного возраста.
Названия месяцев зашифрованы – зима обозначается словом ДЯФ, оно созвучно с лаем собаки. Зимой очень холодно, поэтому собака громче лает. Значит, для того чтобы вспомнить названия зимних месяцев, необходимо вспомнить собачку и как она лает. Это сочетание звуков помогает запомнить последовательность зимних месяцев: Д – декабрь, Я – январь, Ф – февраль. Шифр весны – МАМ, весной мамин праздник 8 марта, поэтому для того, чтобы вспомнить названия и последовательность весенних месяцев, вспоминаем маму. Ассоциации с праздниками являются опорой при запоминании. М – март , 8 марта – праздник мам, А – апрель, 12 апреля – день космонавтики, М – Май, 9 мая – день Победы. Летом ослику приходится много работать, он кричит – ИИА, в этом звучании зашифрованы названия летних месяцев: И – июнь, И – июль, А –август. Осенью деревья, многие звери готовятся к зиме и засыпают, погружаются в сон, поэтому чтобы вспомнить названия осенних месяцев нужно вспомнить слово СОН: С – сентябрь, О – октябрь, Н – ноябрь. Рекомендую подобрать картинки с изображением собачки, мамы, ослика и медведя спящего в берлоге.

Варианты игры разные: Крышки перемешаны. Найдите месяцы зимы. Расставьте их по порядку. Назовите букву, изображенную на первой крышке. Назовите первый месяц зимы. Назови соседей месяца. Найди ошибку. Что изменилось? … и другие.


Игра основана на мнемотехнике и содержит мнемотехнические приёмы. Мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры (словесные) для детей 5-6 лет Дидактическая игра для детей детей 5-6 лет Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников

Похожие статьи:

Игры на развитие координации движений для детей 5-7 лет

Дидактические игры с природным материалом для детей старшей группы в детском саду

Развивающие игры для детей 5-6 лет в детском саду

Дидактические игры по ознакомлению с флорой и фауной для детей старшей – подготовительной группы

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Участник №14 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2022 года
Опубликовано: 948 дней назад (13 апреля 2022)
Просмотров: 1820
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!