Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конструирование коррекционнных программ в детском саду для детей с недоразвитием интеллекта

Некоторые аспекты конструирования коррекционнных программ для детей с недоразвитием интеллекта
Адаптированная образовательная программа для работы с детьми, имеющими нарушение познавательной деятельности, носит специфический характер. В традиционном понимании её основная задача - коррекция и компенсация недостатков в развитии ребенка, т.е. по сути, традиционный подход рассматривает человека как носителя отдельной функции.

Дифференциация индивида на отдельные функции и их нарушение предполагает работу именно в данном конкретном направлении, в результате человек не рассматривается как целостность. В основе адаптированной образовательной программы лежит учение Л.С. Выготского об изучении и учете компенсаторных возможностей в обучении детей. Компенсация дефектов развития должна осуществляться с опорой на сохранные способности ребенка, что в итоге обеспечивает социальную адаптацию ребенка.

Любая целостная программа, в отличие от конкретных приемов, техник и рекомендаций по работе с детьми, базируется на определенном философском и психологическом понимании природы человека и законов становления его сущности. Такое понимание включает в себя некоторый целостный идеальный образ человека, который складывается (образовывается) в процессе развития. Концепция развития определяет его существенные стороны, закономерности, причины и условия реализации. В соответствии с этим определением выстраивается программное содержание и методы образовательной работы с детьми. Согласно О.М. Клементьевой, в системе специального образования должно существовать многообразие научно обоснованных программ, альтернативных методик, учитывающих объективные социальные, национальные, психологические факторы, обычаи и традиции.

В современной практике социально-психологические и медицинские подходы обосновывают определенную типологию индивидуальных коррекционных программ для детей с отклонениями в развитии:
- Индивидуальная адаптированная программа (АОП), целью которой является создание психолого-педагогических условий для подготовки ребенка к общению, социальной адаптации и реабилитации, создание специальных образовательных условий с учетом его уровня актуального развития
- Индивидуальная программа профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии ребенка .
- Индивидуальная коррекционно-развивающая программа направлена на раннюю коррекцию отклонений в развитии и создание оптимальных условий для формирования основ личности и познавательной активности ребенка.

Вся коррекционно-образовательная работа в специальном учреждении проводится на специально организованных занятиях и вне их. Содержание обучения в коррекционном учреждении определяется либо валидной программой обучения детей с нарушениями интеллекта, либо образовательной программой учреждения, в состав которой входят а валидные и инновационные и авторские программы, созданные для данной категории детей.

Согласно Е.Ю. Герасимовой, социальная работа с детьми должна строиться на особых принципах социального включения: раннее начало помощи, пролонгированность, возрастная и индивидуальная динамика (темпоральные принципы), центрированность на расширении возможностей ребенка, преемственность (социально-пространственные принципы).

Целью исследования является конструирование модели социально-ориентированной программы абилитации нетипичного школьника. Конструирование социально-ориентированных программ абилитации нетипичного школьника базируется на основных принципах конструирования образовательной программы, выделенных Н.Ю.Григорьевой: системность, целостность, процессуальность, наличие цели, активность, осознанность информации, ориентация на будущее, и выделяемых нами принципах социоэкологического конструирования: дизайн предметно-образовательной среды нетипичного ребенка; создание среды психолого-педагогической поддержки ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями; частые изменения образовательного пространства по инициативе детей и специалистов в соответствии с текущим моментов развития и познавательными способностями детей; учет и стимулирование развития способностей, необходимых ребенку с отклонениями в интеллектуальном развитии в дальнейшей жизни.

Мы предлагаем включить в программы ранней интервенции модель программы реабилитации, которая является индивидуальной для каждого ребенка. Целью программы реабилитации является конструирование среды развития ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями, способствующей эффективному освоению социального пространства, адаптации и полноценной жизнедеятельности.

Выделим содержательные компоненты модели программы реабилитации:
I. Нетипичный ребенок как социальный субъект.

II. Сотрудничество специалистов социального профиля в работе с нетипичными детьми (команды ранней интервенции).

III. Принципы формирования учебных групп (категории детей в зависимости от возможностей):
• выявление особенностей развития ребенка и особенностей усвоения им учебного материала;
• соответствие программы обучения возможностям ребенка;
• более или менее равное возрастное соотношение;
• определение перспектив продвижения ребенка.

IV. Реабилитационная программа для каждого ребенка состоит из 4 частей:
1. Определение социального статуса, исходных психофизических особенностей ребенка, его творческих наклонностей.
2. Постановка задач социальной ререабилитации и определение путей их достижения за конкретный период.
3. Фиксация достигнутых результатов и их анализ.
4. Составление предварительной программы следующего периода абилитации и реабилитации. Общий реабилитационный план базируется на совокупности индивидуальных программ.

V. Особенности работы с родителями.

VI. Поддерживающий досуг. Основными составляющими поддерживающего досуга являются: организация психологической помощи детям с ограниченными интеллектуальными возможностями и их семьям; осуществление медицинского подхода, забота о психическом и физическом здоровье детей; психо-социальная и коррекционно-реабилитационная работа с семьей нетипичного ребенка.

Целью поддерживающего досуга детей с отклонениями в интеллектуальном развитии является сочетание умственной и физической деятельности организма, способствующее их успешной социализации, адаптации и дальнейшей жизни.

В связи с этим проведение поддерживающего досуга в зависимости от видов организуемой деятельности должно осуществляться по следующим направлениям: 1)психологическое; 2)коррекционно-развивающее; 3)игровое; 4)лечебное; 5)спортивное. Поддерживающий досуг для нетипичных детей выполняет следующие функции: охрана и укрепление здоровья, приучение к здоровому образу жизни; развитие познавательной деятельности ребенка; развитие навыков общения с окружающими; развитие самостоятельности и способности к независимому существованию; профилактика инфекционных заболеваний, а именно: лечебно-оздоровительные мероприятия, создание среды психолого-педагогической поддержки, игровая деятельность, спортивные мероприятия, лечебная физкультура.

С нашей точки зрения, важной составляющей в сфере оказания специализированных образовательных услуг умственно отсталым детям и их семьям является социальная готовность общества к включению детей с ограниченными умственными возможностями в социальную структуру, включающая микро-, мини-, мезо-, макроуровень:
1. Микроуровень предполагает исследование особенностей развития, стиля и качества жизни детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, оценку динамики статуса ученика.
2. Миниуровень требует фокусированного взгляда на семью (кейс-стади) нетипичного ребенка и включает разработку индивидуального плана развития семьи, социально-реабилитационную работу с ребенком и семьей в целом, просветительскую работу с родителями по проблеме нетипичности.
3. Мезоуровень рассматривается в терминах социальной готовности общества. Социальная готовность на мезоуровне включает: программы социальной активности, коррекционно-развивающие программы для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, развитие сети коррекционных образовательных учреждений, законодательную базу, гранты на специальное (коррекционное) образование, конференции, публикации в печати, СМИ, проблемы занятости нетипичных людей, государственная поддержка семей и индивидов, организация мероприятий для людей с ограниченными возможностями.
4. Макроуровень, или глобальный, предполагает социальную готовность к оказанию помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в глобальной перспективе человечества.

В перспективе развития специализированных социальных и образовательных сервисов нетипичным детям и их семьям представляются наиболее важными следующие направления организационной деятельности по улучшению их качества:
I. Образование будущих специалистов социального профиля:
• пересмотр профессиональных образовательных программ, включение теоретических и практических курсов социального профиля;
• повышение уровня информационной готовности к сотрудничеству в ранней интервенции.

II. Повышение квалификации профессионалов по работе с нетипичными детьми:
• просветительская работа по деятельности служб ранней интервенции;
• инициация разработок программ абилитации и реабилитации;
• участие в научно-исследовательской работе;
• расширение возможностей знакомства с зарубежным опытом.

III. Проведение образовательной работы с родителями нетипичных детей:
• образовательные программы для родителей;
• психокоррекционная работа специалистов социального профиля с родителями нетипичных детей по преодолению стресса;
• расширение контактов между родителями детей с отклонениями в развитии;
• ориентация на сотрудничество с профессионалами в процессе социально-реабилитационной работы.

Для успешности и эффективности процесса абилитации и реабилитации на всех уровнях нам представляется необходимым выделить основные направления развития специального (коррекционного) образования:
1. Разработка программы и проведение междисциплинарного тренинга оценивания (диагностики) интервенции для профессионалов.
2. Разработка институциальной модели координации услуг на протяжении жизни нетипичного человека с учетом переходов из одной институциальной системы в другую.
3. Интенсификация исследований, направленных на разработку методологии и технологий социального включения нетипичных детей в общественную систему с учетом культурных, гендерных, возрастных, психологических особенностей их развития.
4. Формирование информационной готовности общества к социальному включению нетипичных детей, предоставление широкого спектра информационных услуг о нуждах детей с отклонениями в интеллектуальном развитии в рамках всего социума.

Таким образом, успешность социализации ребенка с отклонениями в развитии определяется ранним выявлением нарушений, которое позволяет провести своевременный анализ характера этих отклонений и оказать помощь в их коррекции. В процессе решения социально-когнитивных проблем возникает необходимость повышения уровня информационной готовности к ранней интервенции будущих специалистов по работе с нетипичными детьми. Очевидна значимость ранней интервенции, осуществляемой квалифицированными специалистами системы коррекционного образования, которая является важным институтом интеграции нового поколения в общественную систему.

Рекомендуем посмотреть:

Логопедическая работа по развитию памяти школьников Применение арт терапевтических методик в работе с детьми с ОВЗ Социально-ориентированный воспитательный проект для детей с ОВЗ Развитие познавательного интереса младших школьников с ОВЗ при помощи ИКТ
Логопедическое занятие с детьми с ОНР. Конспект с презентацией
Опубликовано: 860 дней назад (16 августа 2022)
Просмотров: 388
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!