Логопедическое занятие с детьми с ОНР. Конспект с презентацией
Конспект логопедического занятия с детьми с ОНР третьего уровня в ДОО
Тема: Фонема «Ш» и семантическое поле слова «Мышь» Цели: Образовательная:
1. Уточнение, расширение словаря через формирование семантического поля слова «Мышь» и развитие валентностей слов.
2. Развитие функции словоизменения.
3. Формирование и расширение «семантического поля», развитие валентностей слов. Коррекционные:
4. Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, предложениях, связной речи.
5. Развитие общей и мелкой моторики.
6. Развитие речевого дыхания.
7. Развитие фонематического слуха и восприятия. Воспитательные:
Воспитание самоконтроля за речью детей через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль Оборудование:
1. ИКТ (интерактивная доска, компьютер, презентация «МЫШИ» (слайд-шоу: картинки мыши, мышки, мышонка, летучей мыши).
2. Таблица артикуляционно- акустического образа звука «Ш».
3. Толковый словарь С.И. Ожегова.
4. Магнитофон, аудиодиск с музыкой «Мышки» (Е. Железнова).
5. Сюжетная картинка «Кошка догоняет мышку».
6. Раскраски по количеству детей «Веселые мышки».
7. Мяч.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Загадка о мышке:
Сами крошки, боятся кошки,
В норках живут, туда все несут. (Мышь)
- Кто это?
- Мышь.
Логопед утрированно произносит звук Ш в слове «мышь» и просит детей назвать его.
2. Цель коррекционной деятельности.
- Друзья, а вы догадались, с каким звуком мы будем сегодня дружить? (Звук «Ш»)
- чтобы правильно говорить этот звук, какие органы речи надо тренировать? (губы, язык).
Развитие общей моторики
Вышла кошка погулять, (шагают)
Серых мышек поискать. (поворот головы вправо-влево)
Заглянула под крылечко, (наклоны туловища вправо-влево)
Ничего там не видать! (развести руки в стороны)
Слышит шорох у угла, (ладошки возле ушей)
Кошка быстро прыг туда. (руки резко бросить вниз)
Притаилась, мышку ждет.
Когда мышка домой пойдет? (присели)
Развитие мелкой моторики
А мышка давно уже в норке.
Лапки-царапки быстро бегут,
Разные крошки в норку несут.
Принесли крошки,
Отряхнули ладошки,
Пальчики размяли,
Снова побежали. (На первые пять строчек загибать пальцы на обеих руках, начиная с большого, шестая – ритмично сжимать/разжимать кулачки, седьмая строчка – «пошевелить» всеми пальчиками).
4. Развитие фонематического слуха.(Прослушивание образца нормированной речи)
Мышка - маленький зверек.
Знаешь, где она живет?
Может, рядышком с тобой?
Может, прямо за стеной?
Мышка очень любит сыр
И мороженное - пломбир.
Она с кухни тащит все,
В норочку свою несет.
Так что, если потеряешь
Что-то вкусненькое ты,
То, малыш, не сомневаясь,
К мышке в гости загляни.
- Понравилось ли вам это стихотворение?
- Чем оно понравилось?
- Послушайте стихотворение еще раз и постарайтесь запомнить слова со звуком «Ш».
5. Анализ артикуляционно-акустического образа звука «Ш»(с опорой на таблицу)
Губы - зубы - язык - воздушная струя - голосовые складки
Произнесение детьми изолированного звука «Ш» (подключается оральный, ТВК и акустический контроль)
Характеристика звука «Ш» с доказательством (оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль)
6. Физическая пауза. Динамическая игра «Кошки-мышки» с музыкальным сопровождением и правилами.
- Мышки будут убегать, а кошка будет догонять.
Под звучание легкой динамической музыки дети-«мышки» бегают по залу, а «кошка» «дремлет» на стульчике. По окончании музыки кошка догоняет мышей. Игра проводится 2-3 раза.
7. Закрепление произношения звука «Ш» через расширение семантического поля слова «мышь», развитие валентностей слов.
Выделение главного слова через загадку: маленький шарик под лавкой шарит. (Мышка). 1-ый слайд презентации «МЫШИ».
Передача ритмического рисунка слова МЫШЬ, МЫШКА через прохлопывание, протопывание. Индивидуально, вместе.
Проблемная ситуация: МЫШЬ – ЭТО КТО? ГДЕ, ОТКУДА МОЖНО УЗНАТЬ О МЫШИ? (Ответы детей)
Толкование слова «МЫШЬ» с помощью словаря С.И. Ожегова
«Мышь – это маленькое животное семейства грызунов, с острой мордочкой, усиками и длинным хвостом».
Родственные слова: мышка, мышонок, мышата (опора на слайды презентации)
- Как ласково скажем про мышь?
- У мышки маленькие …(кто?). Назовите детенышей мыши. (Мышонок, мышата)
Игра «Укрась слово»(подбор слов-признаков к слову МЫШЬ)
- Какая бывает мышь? (по цвету, по размерам, по месту обитания, по разным состояниям: белая, серая, шустрая, юркая, быстрая, большая, маленькая, осторожная, голодная, сытая, лесная, полевая, домовая, есть летучая мышь – слайды)
Сравнивание двух мышей: обычная и летучая мыши (слайды)
Загадка: серая, юркая, быстрая, сытая, домовая – кто это?
Придумывание описательных загадок детьми, по аналогии.
Стихотворение-шутка о летучей мыши:
Летучие мыши все выше и выше.
Летают над крышей летучие мыши.
А где же летучие кошки?
Ответы детей (летучих кошек не бывает).
Притяжательные прилагательные. Игра с мячом «Скажи, чей?»
Логопед бросает ребенку мяч и спрашивает: «Чья мордочка?», ребенок возвращает мяч, называя ответ.
ГОЛОВА, МОРДОЧКА, НОРКА, ШЕРСТКА, СЕМЬЯ – ЧЬЯ?
ПИСК, ХВОСТ, ГЛАЗ, ШОРОХ – ЧЕЙ?
УШКО, БРЮШКО, ГНЕЗДО – ЧЬЕ?
УШКИ, ГЛАЗКИ, ЛАПКИ, ХВОСТЫ, НОРКИ – ЧЬИ?
Словесно-логическая задача
Послушайте внимательно: МЫШКА ЛОВИТ КОШКУ. Вы согласны? (Ответы детей). Скажите правильно. (Показ картинки)
8. Чистоговорки.
Расскажем про мышку.
Ышка-ышка-ышка – побежала в норку мышка;
Ышка-ышка-ышка – серенькая мышка;
Ышки-ышки-ышки – длинный хвост у мышки.
9. Итог коррекционной деятельности.
- Про кого говорили?
- Что нового узнали?
- С каким звуком дружили?
- Какие новые слова запомнили? 10. Поощрение(детям – раскраски «Веселая мышь»).
Скачать Конспект логопедического занятия на тему Фонема «Ш» и семантическое поле слова «Мышь»