Весеннее путешествие. Коррекционно-развивающее занятие. Конспект
Возраст: старшая группа для детей с тяжелыми нарушениями речи
Количество детей – 6
Направление: коррекционно-развивающее
Общая цель: нейропсихологическая коррекция регуляторных процессов и эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Время занятия – 18-20 минут
1.Ритуал начала занятия
«Все мы тебе очень рады»
Сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия
Психолог: «Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся в путешествие по сказочному лесу. Но для начала, я предлагаю нам поздороваться. Повторяйте за мной.» Все вместе, хлопая в ладоши, проговаривают «Все мы Маше очень рады, нам похлопать Маше надо» (и так приветствуется по порядку каждый ребенок)
Психолог: «Ребята, для того, чтобы попасть в сказочный лес, нам необходимо пройти по волшебной тропинке». А тропки в лесу разные, вот кочки в болоте, по ним нужно пройти, удерживая равновесие и постараться не упасть; вот каменистая тропка; а здесь веточки попадаются прям на пути: а вот тропинка заросшая свежей травой и так приятно по ней идти.»
Далее дети передвигаются по балансирам и массажным коврикам («волшебная тропинка»), и оказываются на «волшебной полянке».
Материал: балансировочные «кочки», массажные коврики, зеленый тканевый коврик овальной формы.
Экран: заставка "Весенний лесной пейзаж"
2. Дыхательное упражнение
«Цветок». Снятие психоэмоционального напряжения, развитие концентрации внимания; формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции
Педагог с ребятами садится по кругу овального коврика-«полянки».
Психолог: «Ребята, какое время года наступило у нас по календарю? (ответы детей.) Весна. «Вы чувствуете, как приятен весенний аромат? Давайте вдохнем его как можно глубже.»
В одной руке у детей цветок – ребята делают глубокий вдох через нос, имитируя вдыхание аромата цветка; в другой руке «ветровичок» - по технике диафрагмально-релаксационного дыхания ребята делают медленный выдох через рот (губы трубочкой) в строну «ветровичка» так, чтобы «ветровичок» колыхался.
Всего: 3-4 глубоких вдоха и выдоха.
Материал: искусственные или свежесрезанные цветы, «ветровички» по количеству детей.
3. Самомассаж
«Глазки отдыхают», «Веселые носики» Повышение уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала; повышение ориентации в схемах собственного тела «Ребята, а кто проснулся от зимней спячки в лесу?» (ответы детей: медведь, еж).
«Так вот Ежик и заглянул к нам на полянку. Давайте поможем ему взбодриться после зимней спячки и сделаем вместе с ним самомассаж»
Массаж «Глазки отдыхают»:
«Ежик хочет получше рассмотреть нас давайте покажем ему массаж глаз.»
Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3 — 5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.
Массаж «Веселые носики»:
«Ежику необходимо искать себе пищу в лесу, для этого ему нужно лучше чувствовать запахи. Покажем ему массаж носика.»
Указательными пальцами массировать область крыльев носа круговыми движениями по- и против часовой стрелки.
«Ну что носики наши лучше задышали?»
Материал: перчаточная кукла - Еж
4. Растяжка
«Качалочка». Преодоление мышечных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизация мышечного тонуса; повышение уровня психической активности «Ребята, у нашего Ежика на спинке растут новые иголочки и от этого спинка Ежика очень чешется, лапки у ежика коротенькие, достать до спинки никак не может, давайте пройдем на коврики и покажем ежику полезное упражнение «Качалочка», которое ему поможет.»
Растяжка «Качалочка»
Сесть на край коврика, обхватить колени руками, качаться на спине, стараясь не заваливаться на бок.
5.Ползание на коленях с перекрестным движением рук
«Переход через мост». Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий; преодоление синкенезий, расширение сенсомоторного репертуара «Ребята, у Ежика есть подружка – пчелка. У нее для нас занимательная игра есть. Но к пчелке путь нелегкий, по высокому мосту через ущелье, и мост так высоко над пропастью, что мы по нему даже не пойдем, а поползем.»
Ползание на четвереньках вдоль веревки с перекрестным движением рук.
Материал: толстая веревка (3м) или канат (2 шт. с цветовым отличаем)
6. Упражнение «Найди домик по схеме»
Формирование смыслообразующей функции психических процессов, развитие внимания, аналитической деятельности «Ребята, а дальше перед нами две дороги и два домика, в каком из них живет пчелка, я пока не знаю. Но она нам оставила подсказки, с помощью которых мы и найдем ее домик. Давайте рассмотрим подсказку. Что нам встретится по пути? (ответы детей: горы, река, тропинка) Проходите к мольбертам, найдите правильный путь, возьмите фломастер и согласно схеме нарисуйте дорогу к домику пчелы. Дети рисуют путь к домику пчелы на карте.
После того, как ребята выполнят задание, психолог обращает внимание детей на экран «Давайте посмотрим, верный ли путь мы выбрали?» На слайде прорисовывается правильный путь.
Материал: мольберты, «карты», план-схемы, фломастеры, по количеству детей
Экран: слайд «Проверим себя»
7. Упражнение «Послушай-покажи»
Развитие внимания, преодоление стереотипов, формирование произвольной саморегуляции, повышение эмоционального фона «Ну что ж, мы выяснили, что пусть к домику пчелы лежит через высокие горы, узкие тропинки, широкие реки и низкую траву. И чтоб нам было веселее идти, будем по дороге играть, когда я говорю ВЫСОКАЯ ГОРА – делаем так (дети встают на носки и вытягивают руки вверх), ШИРОКАЯ РЕКА – делаем так (руки в стороны), УЗКАЯ ТРОПИНКА – делаем так (руки сомкнуты ладонями перед собой), НЗКАЯ ТРАВА – делаем так (присесть на корточки). Игра хитрая, я уду вас путать, внимательно слушайте, что я говорю»
Материал: музыкальное сопровождение игры
8.Упражнение на оценку ритмических структур
«Помоги пчеленку найти цветок»
Формирование смыслообразующей функции психических процессов, развитие внимания; формирование произвольной саморегуляции «Вот и добрались к домику Пчелы, (большой желтый магнит на цветке в первом квадрате на мольберте). А вот Пчелкины детки (детям раздаются маленькие магниты). Мама-пчелка сказала сидеть каждому на определенном цветке, но они все перепутали. Нужно помочь пчелкам занять свои цветы. Человеческий язык пчелки не понимают, но мы им поможем при помощи хлопков. Один хлопок – один шаг по стрелке (по часовой стрелке – направление указано на мольберте стрелкой). Ребенку необходимо внимательно послушать сколько было хлопков и определить, на какой цветок посадить пчелку. Каждый ребенок определяет место своему магниту.
«Дело сделано – вы молодцы!»
Материал: магнитная доска (мольберт), расчерченный на 4 квадрата, в каждом из которых цветок; один большой желтый магнит и 6 маленьких цветных магнитов (по количеству детей).
9. Упражнение «Волшебные колокольчики»
Развитие эмпатии, внимания к чувствам другого, желания помочь «Пчелка в благодарность за нашу помощь передала вот такие замечательные колокольчики. Они не простые, когда колокольчик звенит, и его звон поднимается к небу, можно загадать свое самое заветное желание, которое когда-нибудь обязательно исполнится.» Участники получают колокольчики (психолог берет себе испорченный). «Каждый из вас по очереди закроет глаза и будет звенеть колокольчиком и загадывать желание, а мы будем слушать, как звучит его колокольчик». Давайте послушаем, как звенит колокольчик у Маши и т.д.» Участники по кругу звонят в колокольчики, но вдруг оказывается, что один из них молчит. «Что же делать? Ваши желания исполнятся, а мое – нет…»
Дети предлагают свои решения.
Материал: 7 колокольчиков, один не звенит
10.Рефлексия.
Релаксация «Поляна исполнения желаний»
Консолидация полученного опыта на занятии; развитие саморегуляции; снятие психофизического напряжения
«Ну что же ребята, наше весеннее путешествие подходит к концу, скажите, что вам запомнилось больше всего?» (ответы детей)
Рефлексия
«Ну а сейчас давайте напоследок приляжем на нашу весеннюю лужайку, закроем глазки и помечтаем»
Релаксация
Во время релаксации психолог подходит к каждому ребенку и при необходимости легкими
поглаживаниями указывает ему на напряженные части тела или лица.
«Не поднимаясь с лужайки, лежа, растянитесь как звёздочки (руки, ноги растягивают в разные стороны), теперь повернитесь на бок и аккуратно встаньте на ноги»
Материал: cпециально подготовленная аудиозапись с голосом «Весенние мелодии»
Экран, аудиосистема: слайд «Весенний пейзаж»
1.Ритуал окончания занятия
«На прощанье помашем - "До свидания"
Сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия; завершение, подведение итогов «Нам пришла пора на прощанье сказать всем….- ответ детей – ДО свидания!
А теперь назад через «волшебные ворота», по «волшебной тропинке» мы возвращаемся в наш детский сад и идем в группу.»
Рекомендуем посмотреть:
Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников средней группы с ЗПР с цветом
Конспект НОД в старшей группе по ФЭМП для детей с ОВЗ: Животные
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ТНР
Логопедическое занятие с детьми с ОНР. Конспект с презентацией
Похожие статьи:
Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект подгруппового занятия в средней группе детей с ЗПР