Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Нейропсихологический метод коррекции в работе с детьми

Почему именно нейропсихология?
Уже долгое время мы используем нейропсихологические методы коррекции в работе с детьми дошкольного возраста. Мне бы хотелось рассказать об этом методе, ведь его эффективность доказана наукой и практикой.
Ребенок рождается «с полностью созревшими аппаратами подкорковых образований и наиболее простых, первичных зон коры…, наиболее бурное увеличение территории (вторичных и третичных зон коры) отмечается в возрасте 2-3 лет, причем наиболее сложные лобные области созревают окончательно лишь к 6-7-летнему возрасту. Наиболее сложные поля увеличиваются до 7-12 лет" (А. Р. Лурия, 1973).
Но часто бывает так, что в процессе беременности или в родах на ребенка оказывает влияние ряд негативных факторов.
Если мы сравним мозг человека с домом, то его фундаментом будут глубинные и стволовые структуры, стенами – подкорковые образования, а кора головного мозга – его крышей. Мы (специалисты и педагоги) «работаем» уже с корой головного мозга– с теми нарушениями, которые мы видим. Но причины нарушений (поведенческого плана, речевого, эмоционального, когнитивного) чаще всего находятся глубже. И сколько не латай крышу дома, если фундамент даст трещину, то и все строение под угрозой.
Нейропсихологические методы позволяют вести коррекцию не только в коре, но и работают глубже, воздействуя на причины нарушений («фундамент дома»).
Нейропсихологический метод коррекции еще называют сенсомоторной коррекцией. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. А. Р. Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Исследования А. В. Запорожца, Л. А. Венгер, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др. показали, что движения играют важную роль в психическом развитии ребенка.
Самым важным условием реализации нейропсихологической программы коррекции является строгое выполнение алгоритма занятия (структуры нейропсихологического занятия):
1). Ритуал начала занятий должен включать специфическое (оригинальное) групповое приветствие.
2). Дыхательные упражнения. В начале курса занятий необходимо уделить большое внимание выработке правильного дыхания. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания.
Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции, где ритм дыхания — единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.
3) Дыхательные упражнения всегда должны предшествовать самомассажу, способствующему повышению уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала. А также повысить ориентацию в схемах собственного тела.
4). Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Растяжки. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса (гипо- или гипертонус) может являться как причиной, так и следствием возникших изменений в поведенческом, эмоциональном, познавательном статусе ребенка и негативно сказываться на общем его развитии.
В ходе занятий педагог обязательно подходит к каждому ребенку, добиваясь верного выполнения упражнения.
5). Функциональные упражнения (основной блок – упражнения, решающие основные задачи коррекции: формирование навыков внимания, развитие саморегуляции, определенных когнитивных функций…. и пр.)
Мы также включаем коммуникативные упражнения. Отработка навыков совместных действий проходит в контексте развития коммуникативных способностей ребенка, необходимых ему для успешной со¬циальной адаптации. Парные и групповые упражнения формируют навыки со¬вместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга.
6). Упражнения для релаксации проводятся в конце занятия с целью интеграции приобретенного опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.
7). Каждое занятие также должно заканчиваться ритуалом.
Очень рекомендую своим коллегам-психологам освоить этот метод коррекции (пройти курсы повышения квалификации) и внедрять его в рамках своей деятельности.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект коррекционно-развивающей деятельности по развитию зрительного восприятия в средней группе Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества Коррекционная работа с детьми с ОНР в подготовительной группе Техники направленной визуализации образов для детей. Техника «Разрисуй майку»
Психологическое занятие с педагогами детского сада | Коррекционно-развивающее занятие в детском саду для детей с ТНР на весеннюю тему
Опубликовано: 1647 дней назад (23 марта 2017)
Просмотров: 1916
Рубрика: для коллег
+1
Голосов: 1
Инна Георгиевна Волик # 23 марта 2017 в 09:08 +1
Хочу поделиться методом коррекционной работы с детьми. Использую его уже давно, около 10 лет. Возможно, на сайте есть единомышленники, хотела бы пообщаться в данном направлении, обменяться опытом.
Конечно, нейропсихологический метод нужно применять целостно, в системе, этому нужно научиться. Но если вас он заинтересует, то вы вскоре почувствуете его эффективность в работе с детьми как в направлении коррекции когнитивных функций, так и поведенческих, эмоциональных трудностей, процессов саморегуляции.