Театральные игры, упражнения для детей начальной школы
Назначение: педагогам начальной школы, воспитателям детского сада, родителям, дедушкам и бабушкам. Тем кто хочет сделать жизнь своих детей интереснее и насыщенней.
Актуальность: Дети всё чаще подвергаются нагрузкам. Количество предметов в школе возрастает, а знаний к сожалению становиться меньше. Дети много времени проводят за компьютером и телефоном, а читать они стали меньше и любимых стихов у них совсем нет.
Возникает вопрос – а причём же тут театр и театральные игры? Да и зачем это нужно моему ребёнку?
Окружающий мир жесткий и задает свои стандарты поведения: это правильно, это не правильно. Чтоб получить в школе «три» нужно вести себя так, так- «четыре», так –«пять». Ребёнок перестаёт думать и чувствовать самостоятельно. Наша задача развивать личность, воспитывать в ребёнке способность оценивать ситуацию и принимать самостоятельно решения.
Очень часто дома, в комфортной для него обстановке ребёнок ведет себя свободно, раскованно. Но, когда он попадает в непривычную для него среду, сразу стесняется – не знает, что сказать, как сказать, как двигаться, как ответить. Театральные игры помогут ему преодолеть стеснение и скованность. Ребёнок учится вести себя свободно в любой обстановке.
Занятия театром и театральными играми способствуют гармоничному развитию ребёнка. Дети начинают прислушиваться к себе – чего он хочет, что ему нравится. Они станут уверенными, открытыми, общительными.
Цель: Развитие у детей воображение, внимание, фантазию и память.
Раскрепощение и борьба с зажимом
«Весёлая зарядка»
1. Расслабиться сидя на стуле так, чтобы казалось, что вы спите. Руки, голова, ноги пристроить уютно и расслабиться. Глаза прикрыть и тишина….
2. Не торопясь просыпаемся, потягиваемся с удовольствием, сползаем на пол и потягиваемся, как кошки. Вспомнить, как кошки вытягивают задние и передние лапы.
3. Бегаем хаотично на четырех конечностях, как божьи коровки.
4. Прыгаем как кенгуру с детенышем в сумке.
5. Ползём, как крокодилы за добычей.
6. Идём, как черепахи.
«Зеркало»
- Станьте парами друг против друга. Решите, кто из вас Человек, а кто Зеркало. Пусть Человек делает то, что обычно делает перед зеркалом: причёсывается, примеряет платье и т. д. Зеркало обязано точно отразить все действия человека.
- Меняйтесь ролями.
«Тень»
- Станьте парами. Решите, кто человек, кто из вас его тень. Пара двигается в центре площадки, так, чтоб первый не замечал за собой тень, т. е. того, кто копирует сзади все движения.
Работа над вниманием и тренировка памяти
«Фотоаппарат»
Дети в полукруге. Один из них, стоя перед полукругом, »фотографирует» детей. А затем выходит за дверь. Во время короткой паузы дети пересаживаются на другие места. Можно звать «фотографа».
- Как раньше сидели дети?.
«Кто внимателен?» или «Кто летает?»
- Выясним, кто летает. Я буду спрашивать, а вы сразу же без паузы отвечаете. Если я назову что-нибудь летающее, стрекозу, птицу например, -отвечайте хором : «летает»-поднимаете руки. Если спрошу о поросёнке, собаке, -молчите и не поднимаете руки.
- Орел летает? Воробей летает?. Божья коровка летает?. Змея летает? Коза летает?.
- А теперь выясним, что можно назвать круглым? Мяч круглый?, Арбуз круглый? Насос круглый?
«Вещи на столе»
На столе педагога разложены – блокнот, авторучка, монеты, ластик, бумага.
- Подойдите к столу и «сфотографируйте» своим внутренним зрением все предметы. Фотографировать будем с короткой выдержкой на счёт пять.
-…четыре, пять! Теперь отвернись или закройте глаза и «проявите» фотографию на своём экране внутреннего зрения. Расскажите, какие предметы лежат на столе, в каком порядке? Вспоминайте их ?.
- Проверьте. Для этого – откройте глаза и посмотрите. Отвернитесь. О чём забыли, что пропустили?
- Посмотрите. Отвернитесь. Какие изменения произошли? Что я переложила на другое место ?Что нового появилось на столе ?Разложите вещи так, как они лежали вначале. Сверяйтесь с «фотографией», которая хранится в вашей памяти.
«Опиши картину»
Показываю детям иллюстрацию крупного формата, чтобы они могли хорошо рассмотреть. Важно, чтоб на иллюстрации было много симпатичных деталей. Дети должны запомнить и картину целиком (как бы сфотографировать), и как можно больше деталей, пока я считаю до десяти закрываю картину и прошу перечислить, что было изображено.
«Какого я цвета»
В полукруге дети по очереди отвечают на вопрос: какого я цвета?, все запоминают, кто каким цветом себя окрасил. Прошу одного ребёнка назвать все цвета.
«Кто во что одет»
Ребёнок рассматривает сидящих детей, запоминает, отворачивается и по просьбе педагога рассказывает про любого товарища.
«Как упали спички»
Педагог бросает на стол несколько спичек.
- Три человека подходят к столу. На счет пять – запомните, как лежат спички. Закрываем спички листком бумаги.
- Сколько было спичек? Пять? Вот вам такое же количество спичек и разложите их так же.
Фантазия и воображение
«Змейка»
Ученики идут по комнате змейкой, в затылок друг другу. Ведущий обходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы и канавы, а все остальные повторяют его движения. По знаку педагога ведущий переходит в хвост змейки, а следующий за ним становится новым ведущим.
Организованность и четкость –это наши требования.
«Превращение карандаша»
Педагог: Я сейчас дам любому из вас карандаш, а он должен превратить его в другой предмет. но чтоб мы поняли в какой.
Нужно проделать ряд логических действий, свойственный этому предмету. Например ученик держит карандаш и пытается вдеть нить в иголку и шить. Ученик выполнив задание передает карандаш другому ученику. Повторяться нельзя.
«Мостик»
- Перед вами мостик через небольшую речку. Пасмурный осенний день. . . . Представьте все подробности этого дня и времени и места. Пройдите по мостику, но помните он очень шаткий и непрочный. Будьте осторожны можно свалиться в воду, а на каждом из вас новый костюм. Вы осторожно ступаете и проверяете ногой доску. Вы стараетесь держать равновесие, чтобы случайно не пошатнуться и не упасть. Вы пристально рассматриваете каждую доску, каждый гвоздик на пути.
- Дошли до середины мостика. Посмотрите на небо оно всё в тучах, подул ветер. Прямо в лицо. Ветер всё сильней дует. Он валит с ног.
- Хлынул дождь. Доски под ногами стали скользкими. Вспомните капли дождя, какие они холодные. Ветер ещё сильней и идти всё сложней.
- все благополучно перешли через речку? Пойдём дальше. Только условия новые: зима, мостик в горах над пропастью. Все одеты по- разному, каждый решает сам в чём он одет. Каждый придумывает, кто он, куда иду? Почему здесь оказался? Помним, что внизу пропасть, упадём – костей не собирём. Вперед!
«Зернышко»
Мир растений разнообразен и богат (деревья, овощи, цветы ). Зёрнышко падает в почву и прорастает.
Мы становимся зернышком и зернышко пытается «вырасти» и превратиться в растение. Изображаем любой вид растения при помощи своего тела, рук.
Вспоминаем, как выглядят дерево, цветок и т. д. которое будем изображать. Представили? Исходное положение – на корточках опустив голову. Я считаю до десяти и в это время вы начинаете «расти».
«Оправдание крика»
Дети - в полукруге.
- По моей команде (я хлопну в ладоши) крикните «Ура».
Хлопок, крики «Ура!»
- Почему кричали ? Чему радовались?
- Мне купили куклу !
- Бабушка приехала!
- На море поедим!
Крик возник в воображении –увидел бабушку например.
Ещё одна команда:
- Звать на помощь !Кого зовёте? Почему?
«Играем в куклы»
Нужно принести на занятия игрушки – куклы, медведи, зайчики.
Ставим стулья в круг, садитесь. Передавайте игрушки и относитесь к ним как если бы они были живыми существами. Играйте с ними и передавайте соседу. действуйте так, как если бы на самом деле куклы вас видели, слышали, понимали.
Тренировка памяти через ощущения
«Угадай предмет»
Для этой игры завяжите ученику глаза и подносите ему разные предметы, пусть он угадывает их по осязанию и называет их.
- Осязать, а не щупать, не мять в руках определяя форму предметов. Осязать легкими, нежными прикосновениями пальцев, подушечками пальцев.
«Узнай товарища»
Ученики разбиваются на группу по четыре человека.
- Познакомьтесь с помощью осязания с шевелюрами ваших товарищей из четверки. Не надо ощупывать всю голову. Просто проведите лёгкими движениями подушечками пальцев по одной прядке. Исследуйте так все три шевелюры и найдите отличия в фактуре волос. Можно помочь себе зрением. Потом вы закрываете глаза и не глядя на волосы, только осязая их.
- Теперь вы угадываете по очереди – чья это шевелюра.
Угадайте товарища одним прикосновением.
«Палочка – узнавалочка»
Незрячие люди так называют свою помощницу –трость. Она для них – как продолжение видящей руки. Словно она сама приобрела зрительные способности и передает телу человека, его мускулам, а через них и мозгу- своё восприятие окружающего мира.
- Берём карандаш. Он будет нашей палочкой – узнавалочкой. Положите на стол три – четыре игрушки разных по форме. Водя карандашом исследуйте каждую игрушку. То отворачивайтесь, то смотрите на игрушки для проверки. Не сжимайте карандаш держите легко, он должен стать продолжением ваших пальцев. Запоминайте с помощью карандаша форму каждой игрушки. Каждое ощущение проверяйте зрительно.
- Запомнили все игрушки? Отвернитесь, а педагог переложит игрушки. Узнайте их своей палочкой – узнавалочкой.
«Кто подошёл»
Продолжаем игру с палочкой – узнавалочкой.
Разделитесь по пять человек. Итак, знакомьтесь товарищами этим новым способом – палочкой. Исследуйте их причёску, форму головы, покрой одежды, то открывая, то закрывая глаза. Чем легче будете прикасаться палочкой, тем всё вернее запомните.
- Даю время на изучение каждого человека.
- Все познакомились? Отвернитесь. Узнайте палочкой, кто подошёл к вам.
- Угадывайте! Какие возникают видения, когда вы прикасаетесь палочкой?
«Волшебный графин»
Для этой игры (упражнения) нам понадобится воображаемый графин с водой и стаканы.
- Пусть каждый нальёт себе из графина в стакан воду. Она волшебная. Попробуйте ее на вкус. Первый небольшой
глоток – какао. Вспомните вкус. Запах. Вид. Когда вспомните отпейте немного.
- Второй глоток – хлебный квас.
-Третий глоток – молоко.
- Четвертый –яблочный сок.
- Пятый глоток – сладкий чай.
Детям конечно же необходимо учиться в школе, однако им также необходима пища для воображения.
Рекомендуем посмотреть:
Игры для 1 класса
Игры с буквами и словами для детей 6-8 лет
Игры на развитие внимания у младших школьников, 1 класс
Сценарий игры-викторины о театре для школьников
Похожие статьи:
Театральные конкурсы для детей
Сценарий театрализованной игровой программы для школьников
Экономическая игра в школе, 1 класс
Игры для 1 класса на классный час
Игровой час в 1 классе