Сущность понятия «развитие личности ребенка»
Сегодня приоритетными задачами обучения и воспитания является создание метапредметно развитой личности, способной к адаптации в реалиях современного социума. На основе этих требований Федеральный государственный образовательный формирует направление образовательной деятельности общеобразовательных учреждений на «формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность» [ФГОС].
Понятие «личность» в целом находится на периферии нескольких дисциплин: социологии, психологии и педагогики, что обуславливает несколько подходов к трактовке определения.
Рассмотрим несколько подходов:
1. С точки зрения психологии, личность – это «человек как социальное существо, как активный носитель общественных отношений, которые он реализует в процессе совместной социальной деятельности с другими людьми … В то же время, личность – не только продукт и объект общественных отношений, но и активный субъект деятельности, сознания, самосознания, общения» [Шадрин, 2009, с. 74].
2. Согласно педагогическим исследованиям, личность характеризуется как «социальная сущность человека со стороны его общественной значимости и общественной деятельности. Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения» [Л.А.Карпенко, 1999, с. 193].
3. В социологической дисциплине, предполагающей изучение личности как основного объекта исследования, личность выступает как «индивид, включенный в социальные связи и отношения» [Социология личности, 2017].
Таким образом, обобщая приведенные нами определения разных дисциплин, можно сказать, что личность – это социальный объект и субъект, участвующий в процессе общественных отношений, в ходе которых происходит социализация человека как социокультурного явления.
Рассматривая специфику личности, нужно отметить ее природу, которую четко сформулировал А.Н. Леонтьев: «Личностью не рождаются, а становятся». В целом, процесс формирования личности представляет собой совокупность двух обширных этапов – приобретение психологических навыков, таких, как самосознание, самооценка, самокритика, и осознание поведенческих мотивов, навыков личностной рефлексии. Другими словами, происходит формирование такого явления, как «Я-концепция».
Процесс формирования человека как личности представляет собой довольно продолжительный период развития, начало которого приходится на детский возраст. Это обуславливает современные требования образовательного стандарта, как дошкольного, так и школьного уровня, к организации образовательного процесса с учетом принципа личностного развития ребенка. В связи с этим усилия исследователей педагогических и психологических дисциплин направлены на организацию и разработку способов и средств обучения и воспитания детей, которые будут в равной степени оказывать благоприятное воздействие как на процесс обучения, так и на формирование ребенка как будущей, социально значимой, личности. В рамках исследований одним из ключевых периодов в взрослении ребенка является младший школьный возраст.
Формирование личности младшего школьника отмечается как результат развития гуманистического общества, где человек как личность занимает ключевое положение. Рассматривая данный процесс как педагогическую задачу, многие исследователи объясняют это тем, что «современному обществу нужна личность целостная, компетентная, способная к принятию самостоятельных решений» [Самесева, 2013, С. 42].Данной точки зрения придерживались такие исследователи, как Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская, В.А. Сухомлинский. Как отмечает Г.В. Самевева, личность формируется через самостоятельное осмысление того, как она живет, через рефлексию своей жизненной ситуации, обретение веры в свои силы и умения сотрудничать [Самесева, 2013, с. 42]. Важность процессов становления личности в младшем школьном возрасте как определяющего периода в целом отмечали такие исследователи, как А.В. Захарова, К. Роджерс, Г. Крайг, Г.А. Цукерман. При этом, по мнению С.В. Кульневича, В.В. Серикова, Е.В. Бондаревской, большая роль отдается педагогическому сопровождению.
Младшие школьники представляют собой совокупность детей в возрасте от 7 до 11 лет. Как правило, данный возрастной период характеризуется не столько личностным ростом и развитием ребенка, сколько перестройкой процесса учения. Однако именно здесь происходит закладывание предпосылок формирования личности, которые впоследствии представляют собой базовый слой для формирования ребенка как личности.
Личностное формирование младших школьников представляет собой совокупность ряда процессов, определяющих направление развития, и обусловлено это, в первую очередь, сдвигом привычного ритма деятельности. Главным образом, это проявляется в смене ведущего вида деятельности – с игры на непрерывное учение. В следствии происходит смена познавательной сферы, преобразуется познавательный взгляд на окружающий мир, что порождает новые потребности социального характера.
Основными потребностями данного возраста можно определить мотивационно-познавательные потребности. Мотивация выступает как основной катализатор, заставляющий младшего школьника развиваться в разных направлениях в том числе – и в личностном плане. Ориентир на учителя как эталона, стремление самоутвердиться в числе сверстников, необходимость в высокой оценке или ободрении полученных успехов со стороны взрослых – все это является новообразованием для младшего школьника и в совокупности демонстрирует ребенка как личность, формирующуюся в условиях первичной социализации.
Первостепенной потребностью является общение, которое выступает как фактор развития личности младшего школьного возраста, являясь ключевым видом взаимодействия между учащимися. Начиная с первого класса, в глазах младшего школьника формируется определенного рода социальные группы, очагом соприкосновения которых является какой-либо интерес, что, в свою очередь, формирует межличностные отношения, где развитие личностных качеств ребенка приобретает ведущую роль в обще процессе развития. При этом центральное место занимает общение не столько с учителем, что преобладает в первом класса в условиях кризиса смены вида и условий деятельности,сколько со сверстниками, которые являются главным критерием успешности самоутверждения для младшего школьника. Возникают ряд таких стремлений, как «Быть лучше, чем все» или «Быть, как все», определение которых зависит от установки учителя.
Большую роль в младших классах играет такое новообразование личностных качеств, как самосознание. Проблема формирования самосознания как совокупности процессов восприятия младшим школьников собственного образа нашла отражение в работах таких исследователей, как Л.С. Выготский, А.В. Захаровой, И.И. Чесноковой. Младший школьник осознает собственную индивидуальность, при этом понимая важность самоопределения в системе сверстников.
В рамках этого мы можем отметить
ряд ключевых процессов, которые оказывают непосредственное влияние на личность:
1. Формирование навыков целеполагания и осознания необходимости достижения поставленных целей.
2. Проявление условно устойчивого поведенческого ориентира.
3. Формирование первичных социальных принципов и норм.
4. Становление системы нравственных ценностей.
5. Формирование адекватной самооценки и отношения к сторонней критике [Коцарева, 2016, с. 2].
Обобщая выше сказанное, можно сказать, что
личность – это социальный объект и субъект, участвующий в процессе общественных отношений, в ходе которых происходит социализация человека как социокультурного явления. Развитие личности в младшем возрасте, как отмечают ряд исследователей, представляет собой важный период в системе общего становления социо-культурной личности.
Главным принципом становления личности является формирование личностного опыта, состоящего из трех компонентов – знания личности (познание окружающего социокультурного мира и формирование нравственно-ценностного представления), опыт деятельности (поведенческие ориентиры в коммуникативных ситуациях) и отношение личности (формирование «Я-концепции»).
Рекомендуем посмотреть:
Развитие познавательного интереса у младших школьников
Развитие познавательного интереса учащихся начальных классов посредством решения задач с художествен
Развитие художественных способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Работа с текстом, 4 класс. Курс "Риторика"
Похожие статьи:
Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе
Создание воспитательной среды в начальных классах
Особенности воспитательной работы в начальной школе
Мониторинг сплоченности классного коллектива
Воспитание в начальной школе по ФГОС