Урок развития речи в 4 классе
Тема урока: Сочинение по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» (письменно с.77,упр.134, Ч.1)
Цели и задачи урока:
1. Обучающая: продолжить работу над формированием умения писать сочинение по картине
2. Развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся; формировать умение наблюдать, соотносить содержание картины и текст, осмысливать содержание картины; совершенствовать умение подбирать необходимые для описания и повествования слова, анализировать; строить предложения и правильно оформлять их на письме; формировать орфографическую зоркость.
3. Воспитательная: воспитывать точность, самостоятельность; наблюдательность, любовь к природе.
Тип урока: формирование умений и навыков.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Целеполагание, мотивация и актуализация опорных знаний, сообщение темы и задач урока.
- Ребята, сегодня на уроке развития речи мы попадем в мир сказки. Прослушайте отрывок и попробуйте определить, из какой это сказки? (звучит фрагмент)
- Посмотрите на экран. Вы узнали героев сказки? Кто это? ...
слайд2
- У нас сегодня урок развития речи. Значит, что мы будем делать на уроке? ...
- А если перед нами картина, то мы будем ... о чём говорить? ...
- Попробуйте сформулировать тему урока. ...
- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке. ...
-Правильно, сегодня на уроке мы рассмотрим репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», а затем напишем сочинение-описание картины.
III.Подготовительная беседа.
- Картины Виктора Михайловича Васнецова. выставлены для обозрения в Третьяковской галерее. Третьяковская галерея – один из крупнейших музеев мира изобразительного искусства. В Третьяковской галерее собрано около шестидесяти тысяч картин. Один из залов назван «васнецовским». В центре зала находится значительное произведение – «Богатыри».
(Показываю картину «Богатыри»)слайд3
Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого.
Одной из самых любимых тем для Виктора Михайловича Васнецова была сказка. На его полотнах ожили многие герои русских народных сказок.
Показываю картину В.М. Васнецова «Алёнушка» слайд4
Сидит у мрачного речного омута Алёнушка. Сидит, пригорюнившись и плачет о братце своём Иванушке.
Вызывают восхищение и картины Васнецова «Ковёр – самолёт», «Три царевны подземного царства», «Витязь на распутье».
слайды 5,6,7
IV.Рассматривание картины; объяснение её названия. слайд 9
- Картина «Иван-царевич на Сером волке» выполнена на холсте масляными красками. Художественное полотно в подлинном виде огромно, 2м 49см на 1м 87см.
- По сюжету какой русской народной сказки написана эта картина?
- Внимательно рассмотрите картину.
(Школьники рассматривают картину ( 1- 2 минуты) под музыку: Михаил Чертищев "Увертюра" (из мультфильма "Иван Царевич и Серый Волк").
V. Целенаправленная беседа:
а) по сюжету, «чтение» картины;
б) составление «речевых заготовок», выписывание слов и словосочетаний на доске, в технологической карте.
- Откройте учебник на странице 77, прочитайте задание упражнения 133.
- Назовите героев картины, художественные образы картины. (Ответ школьников: Иван Царевич, Василиса Прекрасная, Серый волк, дремучий лес).
- Перед описанием основных образов картины следует сказать несколько слов об её авторе. Описать картину нам поможет план.
(Читаю план: он записан на доске и у детей на листиках). слайд8
- Готовиться к сочинению мы будем на специальных листах. Они лежат у вас на партах.
Работаем по первому пункту плана: 1. В.М. Васнецов – художник – сказочник.
- Мы часто будем обращаться к синонимам, чтобы не допустить в своей речи речевых повторов.
- Давайте вспомним, какие слова в русском языке называются синонимами. ...
- Подберите синонимы к слову художник В.М. Васнецов. Как ещё можно сказать?
(Ответ: Автор картины).
- Запишите под цифрой 2:
автор картины.
- Художник, который занимается живописью – он кто?
( Ответ: Живописец).
- Запишите под цифрой 3:
живописец.
- Подберите синонимы к слову выдающийся.
(Ответ: Известный, знаменитый, замечательный).
- Запишите.
- Итак, устно составьте текст по первому пункту плана.
(Примерный ответ ученика: В.М. Васнецов – выдающийся русский художник – сказочник. Живописец обратился к изображению многих героев русских народных сказок. Широко известны картины Васнецова «Алёнушка», «Иван Царевич на Сером волке», «Ковёр - самолёт», «Богатыри», «Три царевны подземного царства», «Витязь на распутье». Полотно «Иван Царевич на Сером волке» написано по сюжету русской народной сказки «Иван Царевич и Серый волк»).
Рассказ учителя
- Сын художника (Алексей Викторович Васнецов), будучи уже взрослым вспоминал: «Первая картина, которую я увидел в жизни, была «Иван Царевич на Сером волке»… Это была жуткая и замечательно интересная картина. Прямо на вас бежит огромный волк, на дереве сидит тетерев, в болоте квакают лягушки. Для всех этих «персонажей» в комнате скопилось много интересного. На полу лежала волчья шкура с головой и оскаленными зубами. Днём она не была страшна, даже можно было на неё сесть, но к вечеру уже оскаленный рот волка вызывал опасения. Особенно когда старший брат Боря подлезал под шкуру, и она ползла к дивану, на котором мы сидели вместе с мамой, и бросалась на нас, стараясь схватить за ноги. На шкафу стояло чучело тетерева – косача, взятое из университетского музея, и ещё в течение нескольких дней в банке жила огромная живая лягушка.
(Включаю фонограмму отрывка из сказки)
- Долго ли, коротко ли добежал Серый волк до царя Далмата. А у него в саду гуляет Василиса Прекрасная с матушками, нянюшками. Серый волк говорит Ивану Царевичу:
- В этот раз я тебя не пущу, сам пойду. А ты ступай обратно путём – дорогою, я тебя скоро нагоню. Идёт Иван Царевич путём – дорогою, вдруг настигает его Серый волк, на нём сидит Василиса Прекрасная. Обрадовался Иван Царевич, глаз не может от Василисы Прекрасной оторвать, а Серый волк торопит его:
- Садись на меня скорей, как бы за нами погони не было. И помчался Серый волк с Иваном Царевичем, с Василисой Прекрасной обратной дорогой: синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает. Дух захватывает от его бега.
VI Описание картины.
А) Описание Серого Волка слайд10
- По каким деталям картины мы можем определить, что быстро бежит волк?
(Ответ: Меч в узорных ножнах, привязанный на цепочке, распластался по ветру. Развеваются длинные косы прекрасной царевны. Широко раскинуты лапы волка, стелется по ветру пушистый хвост).
- Управляет ли Иван Царевич волком? ... Почему?
(Ответ: В руках Ивана Царевича нет поводьев. Иван Царевич уверен, что волк лучше знает дорогу).
- Присмотритесь к Серому Волку. Серый Волк в отличие от влюблённых изображён в движении. И мы должны описать Серого Волка в движении. Как вы догадались, что волк быстро бежит ?
(Ответ: по открытой пасти, по скошенным глазам, по развевающемуся хвосту, размаху лап).
Работаем с таблицей.
- Как можно ещё назвать Серого Волка? ...
- Как мы называем того, кому доверяем свои тайны, секреты, кто нам всегда помогает в трудную минуту, даёт дружеские советы?
(Ответ: Друг влюблённых, верный друг).
- Вглядывается – куда?
(Ответ: Вперёд).
- Зачем вглядывается?
(Ответ: Выбирает дорогу).
- Смотрит – куда?
(Ответ: По сторонам, косит глазом, зорко вглядывается).
- Итак, расскажите о Сером Волке как о верном друге влюблённых. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Ребята, давайте попробуем "оживить картину", то есть сыграть её, как актёры в театре. Кто сыграл бы роль Серого Волка? А Ивана-царевича? Кто у нас будет Василисой Прекрасной? ...
- Если вам понравилось выступать в роли актёров, то похлопайте в ладоши.
Продолжаем работу по картине
Следующий пункт плана:
Б) Описание Ивана-царевича и Василисы Прекрасной.слайд11
- О чём думают и как себя чувствуют сказочные герои? ...
- Нравятся ли вам влюблённые? Красивы ли они, на ваш взгляд? ...
- Подберите синонимы – существительные к именам главных героев.
(Ответ: Иван-царевич – юноша, спаситель, защитник. Василиса Прекрасная – царевна, суженая Ивана Царевича, его невеста).
- Опишите внешность Ивана Царевича и Василисы Прекрасной. ...
- Следует обратить внимание на одежду влюблённых. Успенский вспоминает, что «Васнецов тщательно изучал нашу древность, русский быт, и поэтому был неподражаемым в изображении деталей русского костюма, убранства, украшения и вооружения».
- Опишите одежду героев.
(Ответ: Иван Царевич: кафтан из позолоченной парчи, шапочка красного атласа, широкий меч с золотой рукояткой в красивом красном кожаном чехле, сапоги, рукавицы. Василиса Прекрасная: костюм из голубого атласа; шапочка, сапожки в драгоценных камнях, жемчугах).
В) Описание леса.
- Мы смотрим на картину, и у нас создаётся тревожное настроение. Что вызывает ощущение тревоги?
(Ответ: Герои скачут по тёмному, дремучему лесу).
- Опишите ещё один образ картины: дремучий лес? ...
слайд12
- Посмотрите на центр картины и фон. В центре мы видим героев, а фоном является дремучий лес и болото. Как художник передаёт контраст между ними?
(Ответ: В.М.Васнецов передаёт контраст с помощью цвета: Иван-царевич и Василиса Прекрасная в одеждах яркого цвета, тёплого. сияющего, а лес состоит из тёмных, почти чёрных деревьев, мрачных, лишённых листвы, не пропускающих солнечного света).
- Но русская народная сказка всегда кончается победой Добра над Злом. Что на картине выражает веру в счастливый конец?
слайд 12 (Ответ: Рядом с влюблёнными расцветает лесная яблонька. Розовые нежные цветы как улыбка, неожиданный подарок любящим сердцам. Цветущая яблонька – это вестник счастливого конца. В сказках всегда побеждает добро. И не случайно. В этом проявляется характерная черта русского народа – его оптимизм, вера в лучшее).
VII Пересказ по плану с использованием «речевых заготовок».
План сочинения
1. В.М. Васнецов - известный художник-сказочник.
2. Описание картины "Иван-царевич на Сером Волке".
А) Серый Волк - верный друг влюблённых.
Б) Иван-царевич и Василиса Прекрасная - главные герои картины.
В) Образ дремучего леса.
3. Цветущая яблонька - символ победы Добра над Злом.
VIII Предупреждение орфографических ошибок.
Обратить внимание детей на построение предложений, структуру текста.
IX Запись сочинения.
X Самопроверка.
XI Подведение итогов урока
- Что вы узнали нового на уроке? ...
- Чему научились на сегодняшнем уроке? ...
- Довольны ли вы своей работой на уроке? ...
- С каким настроением вы уйдёте с урока? ...
XII Домашнее задание
Выполните одно из предложенных заданий:
1) нарисуйте свою картину по сюжету этой сказки,
2) напишите стихотворение, в котором выразите своё отношение к героям сказки).
Технологическая карта (для работы на уроке)
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)
1. В.М. Васнецов – __________ русский художник – сказочник. ___________ обратился к изображению многих героев русских народных сказок. Широко известны картины Васнецова «Алёнушка», «Иван Царевич на Сером волке», «Ковёр - самолёт», «Богатыри», «Три царевны подземного царства», «Витязь на распутье». Полотно «Иван Царевич на Сером волке» написано по сюжету русской народной сказки «Иван Царевич и Серый волк».
2. План наблюдения
А. Серый Волк
Волк - ...
Он быстро бежит, почти ... над болотом.
... вглядывается ..., выбирает дорогу.
... смотрит ..., нет ли погони.
Б. Иван-царевич
Иван-царевич - ...
Он ... (как выглядит?)
Герой ... (как одет?)
Кафтан ...(какой?)
Шапочка ...(какая?)
Меч ...(какой?)
В. Василиса Прекрасная
Василиса Прекрасная - ...
Она ... (как выглядит?)
Царевна ... (как одета?)
Костюм ...(какой? из чего?)
Шапочка и сапожки ...(какие? чем украшены?)
Г. Дремучий лес
Дремучий - тёмный, непроходимый, зловещий.
Деревья. старые, вековые, корявые, переплелись своими сухими, мёртвыми ветками.
Лес - символ Зла, тьмы
3. Цветущая яблонька
Нежные, бело-розовые цветки яблоньки и болотной лилии - символ Добра.
Что Вы чувствуете, когда смотрите на картину?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока развития речи в 4 классе
Учебный проект по развитию связной устной и письменной речи, 4 класс
Конспект урока развития речи в 4 классе «Обувь и уход за ней»
Конспект занятия по развитию речи, 4 класс. Тема: Зима
Похожие статьи:
Конспект урока. Сочинение по картине Левитана «Весна - большая вода», 4 класс
Конспект урока, 4 класс. Сочинение по картине Шишкина «Рожь» с планом