Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Из опыта работы воспитателя ДОУ. Формирование математических способностей у дошкольников

Формирование математических способностей дошкольников в формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм
В организации образования важно не только содержание или конкретные методики реализации этого содержания, но, прежде всего, форма и средства, которыми оно реализуется.

В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

Усвоение элементарных математических представлений должно происходить непринужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Так знакомя детей с числом и цифрами можно использовать стихи и сказки С. Маршака, Г. Виеру, С. Михалкова.

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое. Сформировать у детей представления о величине предметов, пространственных и количественных представлениях помогут русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Репка», «Гуси-лебеди» и др.Так используя сказку «Три медведя» и её героев, мы можем познакомить и закрепить понятия «большой», «маленький», «ещё меньше», «высокий», «низкий», а также предложить задания: «распредели героев по возрасту, по росту», «уложи спать, чтобы соответствовала кровать», «напои чаем, чтобы соответствовала посуда».Сказка «Репка» поможет усвоить понятия «перед», «между», «за», порядковый счёт. Содержание сказки «Гуси лебеди» научит дошкольников ориентироваться в пространстве и усвоить понятия: «над лесом», «над рекой», «правый и левый берег» и т. д.

Знакомя детей со знаками и понятиями «больше», «меньше» можно использовать сказку «Два жадных брата», «Два жадных медвежонка».Знакомя детей с понятием числа, побуждаем детей вспоминать сказки, стихотворения где употребляются числа: «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Три толстяка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Два жадных медвежонка», «Три медведя» и т. д.Кроме того математика будет ещё более интересна и приобретёт яркую эмоциональную окраску, если речь пойдёт об известном сказочном герое которому нужно оказать помощь в пересчёте предметов, прохождении лабиринта и т. д. Так же важную роль в ЭМП играют пальчиковые игры и физкультминутки:
- Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.

Пальчиковые игры вырабатывают у детей представление об устойчивости порядка счёта, о последовательности указательных движений пальцем при пересчёте предметов, развиваются количественные и временные представления, ручная моторика. «Пальчиковый счёт» формирует у детей первоначальные представления о числовой системе, о смысле действий сложения и вычитания. Математика, не должно быть скучным занятием для ребенка, так как, детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если на этом настаивают взрослые. А значит, одной из наиболее важных задач педагогов работающих с дошкольниками - развить у детей интерес к математике.

Устное народное творчество и произведения детских писателей поможет быстрее и легче осваивать ЭМП. Известные фольклорные жанры – загадка, скороговорки, пословицы и поговорки способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей, но и обогащению словаря, развитию речи, логического мышления. Загадки, пословицы, поговорки, считалки, стихи и сказки могут быть использованы не только для математики, но и в играх детей, с целью закрепления знакомого материала.

Таким образом, устное народное творчество и произведения детских писателей играют существенно важную роль в освоении деть ми математики. Использование фольклора и литературных произведений поможет сформировать не только математические представления, но и приобщит детей к активной умственной деятельности, умению выделять главные свойства предметов и явлений, разовьёт активность, наблюдательность, смекалку, научат делать умозаключения, строить высказывания, суждения, сформируют быстроту реакции.

Использовались материалы:
1. Интернет-ресурсы.
2. Учебное пособие Н.Я. Большунова ”Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки”.

Рекомендуем посмотреть:

Математические навыки у дошкольников 3-4 лет Математические навыки у дошкольников 4-5 лет Математические навыки у дошкольников 5-6 лет Математические навыки у дошкольников 6-7 лет
Конспект занятия по финансовой грамотности в детском саду. Средняя группа
Опубликовано: 309 дней назад (17 февраля 2024)
Просмотров: 305
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!