Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему «Морские обитатели»
Конспект совместной деятельности по экологическому воспитанию детей 5 - 6 лет «Морские обитатели» с презентацией
Цель: Формировать представление о морских обитателях, взаимосвязи природы и человека. Задачи:
- Познакомить детей с морскими обитателями: морским коньком, рыбой – мечом, морской звездой и дельфином.
- Расширять представления о жизни морских жителей
- Дать представление о пользе, которую приносят дельфины
- Развивать двигательную активность, внимание, мышление, мелкую моторику
- Развивать коммуникативные навыки
- Воспитывать бережное отношение к животным и природе
- Воспитывать интерес к живой природе. Реализуемые образовательные области: Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое. Расширение словаря: море, батискаф, морской конек, рыба – меч, морская звезда, дельфин. Организация РППС: ИКТ, слайды с изображением морских обитателей, вырезанный из ватмана батискаф, разрезная картинка морской звезды, камешки разной формы и цвета, фантики от конфет, пустые баночки от йогурта, ракушка, конверт с письмом, нитки разных оттенков зеленого цвета, ватман, кисточки для клея, клеенки, салфетки.
Ход совместной деятельности
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Я предлагаю отправится в путешествие
Туда, где солнце не сияет,
Мир подводный обитает.
Все туда попасть мечтают.
Я приглашаю вас в морское царство.
Хотите в этот мир попасть?
А как же мы туда попадем? (Ответы детей)
Мы отправимся на дно морское на батискафе. Батискаф – это плавательный аппарат в форме шара с окошком внутри. Его используют ученые для того, чтобы наблюдать за подводным миром и его обитателями». (Воспитатель вносит в группу вырезанный из ватмана батискаф, дети с воспитателем отправляются в путешествие).
Воспитатель обращает внимание детей на иллюминатор плавательного аппарата, показывает слайд с изображением морского конька.
Воспитатель: Ребята кажется кто – то плывет. Чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку. (Воспитатель читает загадку и показывает слайды 1,2,3 с изображением морского конька)
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет
Под водой с рыбёшкой пляшет.
Назови его дружок:
Рыбок друг … (Морской конёк)
Воспитатель: Эта рыбка похожа на лошадь поэтому получила название морской конек. Тело этой рыбки покрыто не чешуей как у других, а твердым панцирем. Поэтому он не может шевелить телом, а шевелит только хвостом. И плавником на спине.
Он считается самой медленной рыбой, потому что плавает не на животе, а стоя. Рот морского конька имеет форму трубки, через которую он засасывает пищу. Питается он морскими рачками. Морской конек может менять цвет.
Воспитатель: Ребята морской конек хочет поиграть нами.
Он предлагает нам поиграть с ним в игру, которая называется «Какой формы камень»». (Воспитатель обращает внимание детей на морские камни, которые лежат на дне. Дети называют на какую геометрическую фигуру похожи камни, какого они цвета).
Воспитатель: А сейчас давайте покажем, как плавает морской конек. (Дети руками изображают фигуру конька и показывают его движения). Воспитатель: Вот еще один морской обитатель. (Дети смотрят в иллюминатор, воспитатель показывает слайд 4 с изображением рыбы – меч, читает загадку)
Люд морской встревожен:
Меч плывет без ножен.
Кто это? (Рыба меч)
Воспитатель: Посмотрите на эту чудо рыбу.
Верхняя челюсть этой рыбы похожа на меч, поэтому ее так назвали. Это самая быстрая рыба. Питается она рыбками.
Рыба – меч тоже придумала для нас задание.
Чтобы узнать кто следующий морской житель нужно собрать части картинки. (Дети собирают разрезанные картинки морской звезды. Воспитатель показывает слайд 5 с изображением морской звезды и читает загадку).
Ты уже, дружок, конечно,
Что-то слышал обо мне:
Я всегда пятиконечна
И живу на самом дне. (Морская звезда)
Воспитатель: Морская звезда получила свое название, потому что похожа на звезду. Она питается морскими ежами, моллюсками. У нее нет жабр. Морские звезды бывают разных цветов. (Воспитатель показывает слайд 6)
Воспитатель: Звездочка приготовила для нас игру, которая называется «Море волнуется»».
Воспитатель: Ребята пока мы с вами играли, к нам приплыл еще один морской обитатель». (Воспитатель обращает внимание детей на иллюминатор плавательного аппарата, показывает слайд 7 с изображением дельфина, читает загадку).
Безобидны, словно дети.
Мы за них, друзья, в ответе.
Вглубь ныряют, вверх взлетают...
Добрым нравом обладают.
Тело гладкое имеют,
"Разговаривать" умеют.
Их язык понять стремимся.
Дружбой с ними мы гордимся.
Подставляют в море спины
Людям тонущим … (Дельфины)
Воспитатель: Дельфины не рыбы, а животные. У них нет жабр и они дышат легкими.
Поэтому они часто выныривают над водой, чтобы вдохнуть воздух.
Эти жители моря очень умные, их можно научить бросать мяч, прыгать через обруч. Дельфины приносят людям пользу. Они радуют нас своим игривым поведением, дают нам радость. Бывают случаи, когда дельфины спасают тонущих людей.
Воспитатель: Ребята дельфин очень любит прыгать, выныривать из воды. Давайте поиграем с ним и покажем, как он прыгает.
Педагогическая игра «Кто выше прыгнет» (Воспитатель показывает упражнение, дети выполняют задание).
Воспитатель: Ребята, посмотрите наш друг дельфин принес ракушку. Но зачем? Кажется, там что – то лежит. Да это же письмо. В нем написано, что морские жители очень расстроены, потому что море стало грязным из – за мусор, который набросали туда люди. Жизнь морских жителей теперь в опасности, ведь в грязной воде они погибнут.
Воспитатель: Ребята, что же нам делать? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте поможем нашим друзьям отчистить море от мусора. (Дети совместно с воспитателем собирают мусор в мусорные пакеты и кладут в корзину).
Воспитатель: Молодцы дети, от вашей помощи вода стала чище и водоросли стали расти лучше на дне морском.
Как вы думаете, для чего нужны в море водоросли? (Ответы детей)
Воспитатель: Водоросли очень важны в жизни морских обитателей. Они дают кислород, ими питаются многие морские жители.
В водорослях содержится очень много полезных веществ. Поэтому их добывают для пищи даже люди. Посмотрите в наш иллюминатор, вот они. (Воспитатель показывает слайд 8 с изображением водорослей)
Воспитатель: Ребята, вы хотите, чтобы у наших морских друзей было больше кислорода? (Ответы детей) Воспитатель: Давайте сделаем так, чтобы водорослей стало больше и нарисуем их. (Воспитатель показывает детям технику рисования нитками, дети выполняют коллективную работу при помощи ниткографии, изображают водоросли)
Воспитатель: Ребята, обитатели моря говорят вам большое спасибо за помощь и дарят ракушки. (Воспитатель раздает детям сладкие угощения в виде ракушек, дети прощаются с жителями и попадают обратно в группу). Далее воспитатель приглашает детей на ковер и предлагает по очереди рассказать, чем они сегодня занимались и что им больше всего понравилось.