Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно передо мной как перед педагогом встаёт задача формирования у дошкольников основ бережного отношения к природе.
Уровень экологической воспитанности в дошкольном учреждении зависит от проводимых мероприятий по экологическому воспитанию детей.
Просматривая с детьми книги о животных, я обратила внимание на то, что дети интересуются животными, задают вопросы о месте обитания животных. На прогулках дети боялись насекомых, а некоторых из них пытались загубить. Для того, чтобы заинтересовать детей и изменить их отношение к природе и обитателям я разработала проект «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с календарем экологических дат.
Целью проекта стало воспитание бережного, заботливого отношения к природе и ее обитателям.
Задачами проекта стали:
- Знакомство детей с экологическим календарем, с экологическими объектами, которым посвящены даты.
- Формирование у детей понимания связей природы и человека
- Расширение кругозора детей
- Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми через участие в конкурсах рамках проекта, а также через стендовую информацию о закреплении с детьми знаний, полученных в детском саду.
- Воспитание бережного отношения к природе и ее обитателям.
Проект был реализован
в 3 этапа.
Первый этап – подготовительный. В ходе данного этапа проводилась предварительная работа: анкетирование детей, определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации проекта, прогнозирование результата, знакомство родителей с проектом, написание конспектов совместной деятельности, выбор тем для бесед с детьми.
Второй этап – основной. В ходе данного этапа проекта дети познакомились с экологическим календарем. Так же был проведен цикл мероприятий по совместной деятельности с детьми, посвященный
экологическим датам:
- День работников леса;
- Всемирный день птиц;
- Всемирный день домашних животных;
- Международный день акций за принятие Декларации прав животных;
- День заповедников и национальных парков;
- Всемирный День видно – болотных угодий;
- День действий в защиту Рек, Воды и Жизни;
- Международный День птиц; День солнца;
- Всемирный День окружающей среды;
- Международный День дельфинов – пленников;
- День оленя.
В процессе совместной деятельности дети познакомились с объектами живой и неживой природы, получили представления об их пользе для человека и взаимосвязи друг с другом. Ребята учились заботливому отношению к природе, познакомились с правилами поведения на природе.
В процессе реализации проекта проходило тесное сотрудничество родителей и педагогов по вопросам экологического воспитания. Были разработаны памятки в родительский уголок для знакомства родителей с экологическими датами и информации по изучаемому с детьми материалу.
Родители совместно с детьми участвовали в конкурсах, благотворительных акциях, закрепляли дома пройденные с детьми темы.
На третьем этапе - заключительном был проведен анализ деятельности, обобщение результатов, рефлексивный круг с родителями, в рамках которого каждый мог рассказать о том, какие результаты и опыт они получили.
Так же родителям было предложено сделать творческую работу (рисунок, аппликация, коллаж) на тему: «Экологическая дата». В работах были отображены запомнившиеся детям экологические даты и объекты, приуроченные к ним.
Итогами реализации проекта стало повышение уровня экологических представлений дошкольников, расширение кругозора, а также проявление в повседневной жизни бережного отношения к природе и ее обитателям.
Продуктом проекта стала разработка цикла конспектов совместной деятельности, приуроченных к определенным экологическим датам.
Таким образом
можно сделать вывод о том, что на взрослых лежит большая ответственность за воспитание экологической культуры детей. Дети дошкольного возраста в условиях, правильно организованного педагогами и родителями педагогического процесса, с успехом усваивают разнообразные знания о природе. Эти знания развивают детей в умственном плане, а при интересной и необычной их подаче становятся основой экологической культуры.
Литература:
1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. //М.: Мозаика – Синтез, 2002г.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе
Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке»
Конспект НОД в средней группе по теме Осень
Экологический проект во 2 младшей группе
Похожие статьи:
Экологическое воспитание детей дошкольников
Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины
Конспект занятия по экологии в старшей группе