Мотивационный компонент урока литературного чтения в начальной школе
Мотивационное обеспечение учебной деятельности остаётся сложной проблемой, так как требует от учителя большой подготовительной работы к уроку и напряжённого труда во время его проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого ребёнка.
Современные позиции, заложенные в ФГОС НОО, актуализируют создание условий для личностного развития учащихся и формирование внутренней мотивации к учению. Мотивационный аспект является одним из главных показателей личностных универсальных учебных действий. Поэтому в настоящее время формирование мотивации учения младших школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем школы.
Одним из путей успешного решения этой проблемы является сочетание стимулирующей доброжелательной атмосферы межличностного общения на уроке с широким применением методов и приёмов, прямо работающих на мотивационный компонент урока. Такое сочетание предполагает взаимодействие следующих условий: гуманное отношение к детям, удовлетворение их потребностей в общении и сотрудничестве с учителем, одноклассниками в процессе работы на уроке, обогащение мышления эмоциями, интеллектуальными чувствами, стимулирование любознательности, познавательных интересов и потребностей, формирование правильной оценки своих возможностей, воспитание ответственного отношения к труду.
Джон Келлер создал модель мотивации обучающихся «ARCS» —
•
Attention - внимание.
•
Relevance - значимость (или релевантность).
•
Confidence - уверенность.
•
Satisfaction - удовлетворение.
Позднее Келлер добавил ещё один компонент — волеизъявление (Volition).
За компонентами кроется и сама последовательность действий, мотивационный компонент урока: сначала важно
захватить внимание учащегося, затем нужно
убедить его в значимости процесса обучения, вселить или
поддержать уверенность в собственных силах и в конечном счёте
добиться удовлетворения от обучения и полученных результатов.
Главной составляющей частью уроков литературного чтения становится формирование грамотного, компетентного читателя, способного получать необходимую информацию из книг (печатного и экранного текста) и умеющего применить на практике полученные знания. При этом формирование читательской компетенции у младших школьников начинается уже в период обучения грамоте (на уроках литературного чтения) в процессе формирования техники чтения, без которой просто невозможно дальнейшее освоение всех учебных предметов, а не только уроков, входящих в филологический блок.
Для достижения успеха в обучении, обучающиеся должны владеть определёнными навыками и умениями. В чтении это – навыки техники чтения (звуко-буквенные отношения, слоговое чтение, скорость, плавность, выразительность); умение видеть структуру текста (заголовок, абзацы, выделенные слова); считывать графическую информацию (иллюстрации, графики, таблицы); умение читать по-разному, т.е. владеть разными видами чтения (поисковое, просмотровое, изучающее, с общим охватом содержания).
С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом, имея традиционное содержание учебных дисциплин, можно сделать процесс учения развивающей средой. Приведённые ниже приёмы являются важным средством формирования мотивации учащихся, формируют самостоятельность мышления.
• Создание игровых ситуаций.
• Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).
• «Диалог с автором».
• Метод проектов
• Технология развития критического мышления
Применение разнообразных методов и приёмов работы способно сформировать необходимые читательские умения у младших школьников, и также способствовать формированию мотивации учения.
1. Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.
Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.
Солнце и ветер.
Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё.
Л.Н. Толстой
2. Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке.
Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.
Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево. заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин тенялгзв ан угудар, кясв юеястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос.
окшынлоС и тировог: «ыТ ависарк - отэ адварп, он ьдев зеб янем и игудар ен теавыб». А агудар окьлот ястёемс ад ещуп ястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс аз учут - и игудар как ин олавыб.
К.Д. Ушинский
3. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот.
Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.
Ворон и лисица.
Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед. Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и говорит:
- Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по твоему утсор да красоте только бы тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац, если бы у тебя солог был. Ворон лунизар рот и лароаз, что было мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и тирогов:
- Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был, быть бы тебе мёрац.
Л.Н. Толстой
4. Восполнение пропусков слов в предложении: дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами.
Это упражнение развивает способность одновременно с техникой чтения осуществлять смысловой анализ текста.
Люди всегда __________ узнать мир. Они строили _____________ и уплывали на них _________. Моряки были ___________ люди и не ____________ бурь и штормов. Они уходили в кругосветные ___________ . Так были __________ Африка и Америка.
5. Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета.
6. Тексты с "хвостами" - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу.
Яша поймал ......................... таз с водой.
Он пустил щуку в ......................... поймать щуку.
Учуял добычу рыжий ......................... большую щуку.
Хотел кот ......................... зубы острые.
Только у щуки ......................... кот Пират.
Щука цапнула ......................... эту встречу!
Долго помнил кот ......................... кота за лапу.
7. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной или верхней: чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны и наоборот.
8. Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память.
Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.
Возможно использование приема соревнования. Сталкиваясь с такими задачами, ребенок постепенно переходит от простого просмотра текста к его осмысленному прочтению с элементами запоминания некоторых слов.
9. Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов ( на уроках чтения).
10. Ежеурочные пятиминутки чтения. На каждом уроке вначале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения.
11. Чтение пред сном. Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
12. Многократность чтения. В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок.
Таким образом, мотивационный компонент урока литературного чтения в начальных классах представляет собой воспитание широких социальных мотивов, создание проблемных и игровых ситуаций. Также важно учитывать возможность проявления у учащихся умственной деятельности и инициативности. Этого можно добиться при помощи использования разнообразных методов и приёмов формирования мотивации учения и формирования читательской компетенции у младших школьников.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие познавательного интереса у младших школьников
Эмоциональная сфера младших школьников
Развитие познавательной самостоятельности младших школьников
Использование инновационных технологий для развития личности ребёнка
Похожие статьи:
Школьная адаптация первоклассников
Учёт типа темперамента при организации учебно-воспитательной работы
Воспитание ответственности и самостоятельности у младших школьников
Формирование гражданской позиции учащихся младших классов