Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Игры на уроках музыки для школьников, 2-8 класс

Сборник игр на развитие чувства ритма и координации движений у учащихся на уроках музыки, 2-8 класс
Аннотация:
Методические рекомендации разработаны для учителей музыки с целью оказания методической помощи при работе с учащимися на уроках музыки. В методических рекомендациях отражены теоретические основы игровой технологии, её использование на уроках в разных классах (со 2 по 8 классы) и дидактические игры по развитию чувства ритма и координации движений учащихся на уроках музыки.

Введение
«Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их» (с) К.Д. Ушинский
Чувство ритма и координация движений являются важными составляющими гармоничного развития личности. Они способствуют улучшению моторики, координации, развитию музыкального слуха, памяти и внимания. В современном мире, где преобладают сидячие профессии и увеличивается количество гаджетов, развивать эти качества особенно важно.
А что делает обучение более интересным и увлекательным, как не игры? Использование игровых технологий позволяет ученикам учиться в процессе активной деятельности, что повышает мотивацию и эффективность обучения, а также помогают снять психологическое напряжение и улучшить атмосферу на уроке.
Игра — это естественная потребность человека, особенно в детском возрасте. Она позволяет учиться, познавать мир, развивать когнитивные способности, социальные навыки и творческий потенциал. Игровые технологии — это инструменты, которые позволяют сделать учебный процесс более интересным, увлекательным и эффективным.
Игровые технологии на уроках музыки помогают:
1. Развить чувство ритма и координацию движений.
2. Повысить интерес к музыкальному образованию.
3. Сформировать музыкальные навыки и знания.
4. Развить творческий потенциал учащихся.
5. Создать позитивную атмосферу на уроках.
Этот сборник игр предназначен для учителей музыки, которым необходимо сделать свои уроки более интересными и эффективными.
Цель сборника — предоставить педагогам широкий выбор игр, которые помогут развивать чувство ритма и координацию движений у учащихся со 2 по 8 класс.

Задачи сборника:
1. Предложить разнообразные игры для развития чувства ритма и координации движений.
2. Показать практическое применение игровых технологий на уроках музыки.
3. Дать педагогам инструменты для создания собственных игровых упражнений.
Игры для начальной школы (2-4 класс)
«Ходим кругом»
Цель: развитие координации движений и чувства ритма
Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри круга. Двигаясь по кругу танцевальным шагом, играющие запевают песню, к которой упоминается имя водящего:
Ходим кругом, друг за другом.
Эй, ребята не зевать!
Все, что (Коля) нам покажет
Будем дружно выполнять.
Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения. Все ребята повторяют эти движения. Водящий выбирает кого – либо из ребят и делает поклон. Тот, кого выбрали, становится водящим, игра продолжается.

«Фотограф»
Цель: развивать способность воспринимать и выполнять ритмические рисунки.
Оборудование: карточки с ритмами
Класс делиться по рядам, выбирается ведущий «фотограф», который показывает и быстро убирает карточку с ритмом. Остальные учащиеся должны запомнить ритм и прохлопать его.

«Зайчики и волк»
Цель: развивать способность реагировать на музыку и команды.
Дети — «зайчики» — прыгают под музыку, ритмично хлопая в ладоши.
«Волк» выходит из-за деревьев, когда музыка затихает. Зайчики замирают, волк пытается их поймать.

«Ритм-дорожка»
Цель: развивать способность воспринимать и выполнять ритмические узоры.
Оборудование: карточки с изображением различных ритмических рисунков (хлопки, топанье, щелчки).
На полу разложены карточки с изображением разных ритмических рисунков.
Дети идут по дорожке, выполняя движения, соответствующие рисункам на карточках.

«Поезд»
Цель: развивать способность координировать движения с ритмом и движениями соседа.
Дети встают друг за другом, изображая вагончики поезда.
Учитель задает ритм хлопками, дети повторяют хлопки и движения в такт.
Усложнение: добавить звуки (гудок поезда).

«Танцор-импровизатор»
Цель: развивать способность импровизировать ритмичные движения.
Оборудование: Музыка с разным ритмом.
Учитель включает музыку с разным ритмом.
Дети танцуют, импровизируя движения и сочетая их с хлопками и топаньем.

«Музыкальная сказка»
Цель: развивать способность воспринимать и повторять ритмический узор в словах.
Учитель рассказывает сказку с ритмичной интонацией.
Дети повторяют фразы и выполняют ритмичные движения, соответствующие действиям героев.

«Ритмические пары»
Цель: развивать способность сочетать ритмичные движения с другим человеком.
Дети разбиваются на пары и выполняют ритмические упражнения в паре (хлопки, топанье, повороты), согласовывая движения друг с другом.

«Эхо»
Цель: развивать способность воспринимать и повторять ритмические узоры с задержкой.
Учитель показывает ритмический рисунок, а дети повторяют его в качестве «эха», задерживаясь на несколько долей.

«Ритмический тандем»
Цель: развивать способность координировать движения с ритмом и движениями соседа.
Дети встают друг за другом, держа руки на плечах у соседа.
Учитель задаёт ритм хлопками, дети повторяют хлопки и движения в такт, перемещаясь в такт.

«Трафик»
Цель: развивать способность координировать движения и реагировать на сигналы.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация с изображениями светофоров и звуковыми файлами с разными сигналами.
На экране появляется изображение светофора.
Звучит сигнал светофора: зелёный — дети идут в такт музыке, жёлтый — дети идут медленнее, красный — дети останавливаются и замирают.

«Ритмические рисунки»
Цель: развивать способность передавать ритм с помощью графических изображений.
Оборудование: Бумага, карандаши.
Дети рисуют на бумаге ритмические рисунки с помощью разных линий и символов. Далее обмениваются ими и пытаются воспроизвести.

«Ритмическая релаксация»
Цель: развивать способность расслабляться под ритмичную музыку.
Оборудование: Спокойная музыка.
Дети слушают спокойную музыку, выполняя медленные ритмичные движения (дыхание, расслабление мышц).

«Животные»
Цель: развивать способность сочетать движения с ритмом.
Учитель называет животное и показывает характерное для него движение (медведь — шагает, заяц — прыгает, птица — машет крыльями).
Дети повторяют за педагогом, сочетая движения с ритмичным звучанием (хлопки, топанье).

«Угадай мелодию»
Цель: развитие мышления, чувства ритма и слуха
Учащимся необходимо по ритму отгадать ритмический рисунок популярной песни (например «В траве сидел кузнечик», «Во поле березка стояла» и т.д.).

«Бусы»
Цель: развивать способность создавать ритмические узоры с помощью предметов.
Оборудование: Бумажные кружки, нитка или лента.
Дети делают «бусы» из бумажных кружочков, создавая разные ритмические узоры (длинные и короткие кружочки, разные цвета). После этого выбираются любые бусы и учащимся необходимо простучать созданный ритм.

«Ритмические игры с музыкальными инструментами»
Цель: развивать способность играть на музыкальных инструментах в такт.
Оборудование: музыкальные инструменты (треугольник, колокольчик, металлофон, ложки).
Дети играют на музыкальных инструментах, выполняя ритмические упражнения.

«Светлячки»
Цель: развивать способность воспринимать и повторять ритмические узоры и создавать визуальный ритм.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация с мигающими огоньками и звуковыми файлами с разными ритмами.
На экране мигают светлячки в такт музыке.
Дети хлопают в такт мигающим огонькам, повторяя ритм музыки.

«Гонки»
Цель: развивать способность координировать движения в команде.
Дети делятся на команды и выполняют ритмические упражнения (хлопки, топот) под музыку на скорость.
Побеждает команда, которая правильно и синхронно выполняет движения.

«Ритмические игры с словам»
Цель: развивать способность воспринимать и повторять ритмический узор в словах.
Учитель читает стихи или тексты песен с ритмичной интонацией.
Дети повторяют фразы и выполняют ритмичные движения в такт словам.

«Ритмический театр»
Цель: развивать способность сочетать ритмичные движения с театральным действием.
Дети разыгрывают мини-спектакли, сопровождая свои действия ритмичными движениями и музыкой.
Игры для среднего звена (5-8 класс)
«Барабаны»
Цель: развивать способность создавать ритмические узоры с помощью звуков.
Дети делятся на группы и «играют» на воображаемых барабанах, используя разные приёмы и ритмы (стучат кулаками, ладонями, пальцами).
Усложнение: добавьте звуки (стук по столу, щелчки пальцами).

«Кондуктор»
Цель: развивать способность воспринимать и повторять ритмические узоры с помощью дирижерской палочки.
Оборудование: Дирижерская палочка.
Дети встают в круг. Учитель задает ритм с помощью дирижерской палочки.
Дети повторяют ритм хлопками, топаньем.

«Битва»
Цель: развивать способность координировать движения с ритмом и соревноваться в выполнении ритмических упражнений.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация с изображениями танцпола и звуковыми файлами с разными музыкальными стилями.
На экране появляется изображение танцпола.
Звучит музыка в разных стилях.
Дети делятся на команды и танцуют под музыку, импровизируя движения в соответствии со стилем музыки.
Побеждает команда, которая более ярко и выразительно выполняет ритмические движения под музыку.
Усложнение: добавьте в презентацию визуальные эффекты (мигающие огни, движущиеся фигуры) для усиления динамики и завораживающего эффекта.

«Иностранец»
Цель: развитие чувства ритма и слуха
Оборудование: карточки с названиями знакомых песен.
Выбирается ведущий «иностранец». Учитель объясняет ситуацию, что к детям приехал «иностранец» и он не знает языка. Предлагает любому ребенку спеть беззвучно песню из карточки «про себя», одновременно хлопая ритм, а «иностранцу» нужно угадать, что это за песня.

«Оркестр»
Цель: развивать способность координировать движения с другими детьми.
Дети делятся на группы по инструментам: хлопки, топанье, щелчки.
Учитель дирижирует и управляет ритмическим рисунком каждой группы.
В заключение можно объединить все группы в единый оркестр.
Усложнение: добавить к ритму слова (песня или речитатив)

«Детектив»
Цель: развивать способность воспринимать и повторять ритмические узоры и решать задачи, связанные с ритмом.
Оборудование: компьютерная презентация
Сюжет: дети — детективы, которые расследуют тайну пропажи музыкального инструмента. Чтобы найти инструмент, нужно разгадать ритмические подсказки.
Учитель показывает детям карточку с изображением музыкального инструмента (например, скрипки или флейты) и загадками.
В каждой точке карты звучит ритмическая мелодия (например, на фортепиано или синтезаторе), которую дети должны повторить хлопками или топаньем.
Если они правильно выполняют задание, они получают подсказку о следующей точке на карте.
В конце игры дети находят пропавший инструмент и раскрывают тайну пропажи.
Усложнение: добавить в загадки ритмические узоры с разными темпами и динамикой.

«Театр-экспромт»
Цель: развивать способность сочетать ритмичные движения с театральным действием.
Выбираются несколько человек для персонажей, которым раздаётся собственная фраза. Учитель читает сказку и при произнесении имени персонажа, этот учащийся должен сказать свою фразу, сопровождая свои действия ритмичными движениями и музыкой.

«Радиограмм»
Цель: развивать музыкальную память и чувство ритма
Игровая ситуация: в море тонет корабль, радист передает радиограмму с просьбой о помощи. Ребенок, сидящий на первом стуле, — «радист», он передает по цепочке похлопыванием по плечу определенный ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, передавая дальше. Если задание выполнено правильно и последний ребенок — «капитан» спасательного судна точно повторяет ритм, тогда корабль спасен.

«Пиратский Квест»
Цель: развивать способность воспринимать и повторять ритмические узоры и решать задачи, связанные с ритмом.
Оборудование: компьютерная презентация
Сюжет: дети — пираты, которые ищут затерянный клад на острове. Чтобы найти клад, нужно разгадать ритмические загадки и преодолеть препятствия.
Учитель дает детям карту с изображением острова и загадками.
В каждой точке карты звучит ритмическая мелодия (например, на гитаре или ударных), которую дети должны повторить хлопками или топаньем.
Если они правильно выполняют задание, они получают подсказку о следующей точке на карте.
В конце квеста дети находят клад (например, конфеты или медали).
Усложнение: добавить в загадки ритмические узоры с разными темпами и динамикой.

«Дирижер»
Цель: развивать способность воспринимать и повторять ритмические узоры, способность работать в команде
Для начала игры нужно разучить ритмический рисунок на четыре четверти.
«раз два три пауза» -четыре раза. - Хлопки или по три прыжка на месте.
«раз два три четыре» - четыре шага вперёд
«раз»-«два»- (половинные) - два длинных хлопка
«раз два три четыре» - четыре шага назад
«раз» - (целая) - один длинный хлопок.
После того как дети запомнят ритм, делим их на четыре команды. В роли дирижёра выступает педагог, затем любой желающий. Суть упражнения в том, чтобы команды внимательно следили за руками дирижёра и выполняли разученный ритм только та команда, на которую, показывает ведущий. Вариантов у «дирижёра» очень много, можно каждую фразу менять исполнителей, либо по несколько фраз на команду.

«Боулинг»
Цель: развивать способность координировать движения с ритмом, соревноваться в точности и силе удара.
Оборудование: бумажные кегли, мячики для пинг-понга, презентация
На экране проектора отображается виртуальная боулинг-дорожка.
Дети делятся на команды и по очереди бросают мячи в кегли.
Учитель задает ритм хлопками или с помощью музыкального файла.
Дети бросают мяч в такт ритму.
За каждый сбитый кегль команда получает очки.
Побеждает команда, набравшая больше всего очков.
Усложнение: используйте музыку с разными темпами и ритмами, придумайте собственные правила игры.

«Машина Времени»
Цель: развивать способность координировать движения с ритмом, определять темп музыки, работать в команде.
Оборудование: компьютер, проектор, музыкальный проигрыватель, презентация с изображениями разных исторических эпох (например, Древний Египет, Средневековье, Ренессанс), музыкальные фрагменты разных эпох.
Дети делятся на команды и получают задание - отправиться в путешествие во времени.
На экране появляется изображение исторической эпохи.
Звучит музыка этой эпохи.
Команда должна определить эпоху по музыке и выполнить движения в такт музыке (например, танец, марш, танцевальные движения).
За правильное выполнение задания команда получает баллы.
Побеждает команда, набравшая больше всего баллов.
Усложнение: добавить в игру викторину с вопросами о музыке и культуре разных эпох.

«Ритмические игры с картинками»
Цель: развивать способность воспринимать и передавать ритм с помощью визуальных образов.
Оборудование: Картинки с изображением предметов.
Дети рассматривают картинки с изображением предметов и выполняют ритмичные движения, соответствующие их характеру (стук молотка, шелест листьев, шум моря).
Усложнение: добавить движения рук, тела, голоса, разыграть сценку, разработать сценарный план.

«Битбокс»
Цель: развивать творческие способности, умение импровизировать с помощью голоса и тела, создавать ритмические узоры.
Оборудование: компьютер, музыкальный плеер, биты (можно использовать программы для виртуального битбокса).
Дети делятся на группы и создают собственные ритмические узоры с помощью голоса (щелчки, свист, цоканье языком) и тела (хлопки, топот, стук по столу).
Учитель включает биты музыки.
Дети сочетают свои ритмические узоры с музыкальными битами, создавая импровизированные композиции.
Усложнение: добавьте в игру визуальные эффекты (например, мигающие огни или анимацию) для усиления ритмической динамики.

«Ритмический Симулятор»
Цель: развивать координацию движений, способность сочетать ритм с движениями и визуальными сигналами.
Оборудование: компьютер, проектор, музыкальный проигрыватель, программа с виртуальным симулятором (например, «Dance Dance Revolution», «Guitar Hero»).
На экране появляются виртуальные кнопки или полосы, которые нужно нажимать в такт музыке.
Дети делятся на пары и соревнуются в точности и скорости реакции.
В конце игры подсчитываются баллы, и выбираются победители.
Усложнение: используйте музыку с разными темпами и ритмами, добавьте визуальные эффекты, создайте собственные правила игры с помощью редактора игр.

Заключение
Музыка — это волшебный мир, который откроет перед вами безграничные возможности для творчества и самовыражения. Ритм — основа музыки, он присутствует в каждой мелодии, в каждом звуке. Развивая чувство ритма, вы учитесь глубоко и целостно воспринимать музыку, выражать свои эмоции с помощью движений, создавать собственные музыкальные шедевры.
Сборник игр, который вы только что прочитали, — это лишь малая часть бесконечного мира ритмических игр и упражнений. Используйте их как основу для создания собственных игр, адаптируя их к возрасту и уровню развития ваших учеников.
Не забывайте о творчестве! Вовлекайте детей в процесс выбора музыки, движений и правил игр. Пусть они сами создают собственные ритмические рисунки и используют свою фантазию для создания увлекательных и динамичных игр.
Развивая чувство ритма у своих учеников, вы не только делаете уроки музыки более интересными и увлекательными, но и открываете перед ними новые горизонты творчества и самовыражения. Пусть музыка станет для них источником радости, вдохновения и положительных эмоций!
Желаем вам творческих успехов!

Список литературы
1. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 140–146.
2. Надолинская Т. В. Подготовка будущих педагогов к игровому моделированию интегративных уроков музыки в начальной школе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2007. 44 с.
3. Новиков А. М. Введение в методологию игровой деятельности. М.: Эгвес, 2006. 48 с
4. Райцева Т. Е. Формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Владикавказ, 2005. 23 с.
5. Торопова А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования: учебное пособие. М.: ГРАФ-Пресс, 2010. 240 с.

Рекомендуем посмотреть:

Музыкальный хэллоуин. Сценарий игровой программы для младших школьников Музыкальный кроссворд для школьников с ответами Музыкальный кроссворд с ответами для школьников «Сольфеджио» Музыкальные игры - упражнения для эмоционального раскрепощения и развития актерского мастерства дете

Похожие статьи:

Музыкальные игры и конкурсы для детей в лагере

Конспект урока музыки для 8 класса по теме «Танцевальное искусство: XX-XXI века»
Опубликовано: 3 дня назад (28 октября 2024)
Просмотров: 308
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!