Урок музыки в 8 классе. Тема «Танцевальное искусство: XX-XXI века». Конспект
Автор: Лисятникова Елена Сергеевна, учитель музыки МАОУ «Лицей №36», г. Нижний Новгород
Описание: Данная методическая разработка предназначена для проведения урока музыки в 8 классе, а также может быть использована при проведения внеклассных мероприятий. Материал может быть полезен учителям музыки и педагогам дополнительного образования. Этот конспект урока направлен на формирование представления о видах танцевальной музыки, развитие культуры исполнительства и слушания музыки.
Тему урока: «Танцевальное искусство: XX-XXI века»
Тип урока: Урок открытия новых знаний, комбинированный
Цель: сформировать представление у учащихся о видах танцевальной музыки в XX-XXI веках.
Задачи:
Образовательные:
1. Сопоставлять танцы разных веков, выявлять сходства и различия их в музыке, используя разнообразные виды музыкально-практической деятельности.
2. Расширение музыкального кругозора в танцевальной культуре.
Развивающие:
1. Развивать музыкальный слух, память при слушании музыки, а также творческое мышление и внимание.
Воспитывающие:
1. Воспитание эстетического вкуса к танцевальному искусству.
2. Воспитывать культуру исполнительства и слушания музыки.
3. Способствовать воспитанию коллективной деятельности и эмоциональной открытости.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование представления о танцах XX-XXI веках через сравнительную деятельность, выделяя сходства и различия.
Личностные: эмоциональная открытость, интерес к танцевальному искусству, ответственность за свой вклад в деятельность коллектива.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и удерживать учебные задачи; включаться в процесс решения поставленных задач.
Познавательные: анализировать, сравнивать танцевальную музыку.
Коммуникативные: умение высказывать своё мнение, умение работать в коллективе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, на экран - перед вами интересная дата - 29 апреля. Что это за дата? Как вы думаете, какие праздники отмечают в этот день? 29 апреля отмечается международный день танца.
2. Актуализация знаний
- С самых ранних моментов известной истории человечества танец сопровождал древние ритуалы, духовные собрания и общественные мероприятия.
- Сегодня мы с вами узнаем о танцевальном искусстве XX-XXI веков. Запишите тему урока: «Танцевальное искусство: XX-XXI века»
3.Изучение нового материала
- Промышленное развитие, переезд в города и политические потрясения XIX века привели к изменениям в социальной структуре, которые также повлияли на мир танца. С появлением вальса и польки парные танцы, позволяющие одновременно выступать множеству людей, стали преобладающим стилем.
- Какие бальные танцы вы знаете? Кто-нибудь из вас занимается бальными танцами? Танцевали ли вы эти танцы?
- После того короткого периода времени, когда великие мастера бальных танцев создали волну сложных танцев, эра современного танца для двоих началась с карьеры знаменитых бальных танцев Вернона и Ирен Кастл. После первых лет 20-го века было изобретено множество современных танцев, и распространение мюзиклов принесло этим танцам мировую популярность.
- Итак, давайте с вами запишем несколько определений танцев.
- 1920-е годы – чарльстон – джазовый танец, начало 20 века, США. Существует мнение, то этот не получил свое название от портового города Чарльстона (Южная Каролина, США). В доках порта Чарльстон рабочие-афроамериканцы во время перерывов выбивали ногами несложные ритмы ради развлечения. Но настоящий взрыв популярности танец получил после Бродвейского шоу.
- Как вы думаете, как же танцуется чарльстон? Чарльстон танцуют поодиночке, парами и в группах. Самым знаковым его отличием стали экспрессивные движения руками и резкие повороты стоп пятками наружу и внутрь, но главным секретом исполнения остаются азартное настроение и импровизация.
Просмотр видеофрагмента «Чарльстон»
- Какая музыка была по характеру? Какие движения вы увидели? На что идет акцент в чарльстоне?
- 1940-е года были наполнены военными песнями и танцами, но также эти годы уверенно можно считать годами свинга. Группа танцев, зародившиеся в 1920-1940г и произошедшие от них стили носят название свинговых. Родина свинга – США, Нью-Йорк. Легендарный клуб Savoy занимал целый квартал, и ежедневно туда приходили сотни танцоров, чтобы повеселиться под живую музыку. Пускали туда всех, главное – нужно было уметь танцевать.
- Сегодня такие вечеринки очень популярны. Особое внимание уделяется созданию образов того времени: пиджаки, подтяжки, шляпы для мужчин, прически и винтажные платья для девушек.
Просмотр видеофрагмента «Свинг»
- Отличаются ли чарльстон и свинг? Чем? Заметили ли вы изменения в музыке, если да, то какие?
-Поднимите руки те, кто слышал такое понятие, как рок-н-ролл?
- Рассвет рок-н-ролла состоялся в 50-ых годах двадцатого века, как итог скрещения множества элементов всевозможных музыкально-танцевальных направлений Соединенных Штатов Америки. 12 апреля 1954-ого день, когда появился новый стиль в танцевальном искусстве — танцы рок-н-ролл. Ведь тогда увидел свет мировой хит Билла Хейли «Rock Around The Clock» (Рок круглые сутки), который стал саундтреком к кинофильму «Blackboard Jungle» (песня играла в титрах фильма), вышедшему в кинотеатрах Штатов в 1995-ом году. В фильме уделялось большое внимание танцам и движениям под рок-н-рольную музыку. В самое ближайшее время новый танцевальный стиль полюбился американской молодежи, а вскоре захлестнул умы и европейских народов.
Просмотр видеофрагмента «Рок-н-ролл»
- Какие средства музыкальной выразительности вы услышали? Какие отличительные особенности танцев рок-н-ролла вы можете назвать?
- Посмотрите на экран, как вы думаете, как называется танец, который содержит в себе эти движения? Диско – 1970-е года - танцевальное направление, зародившееся в середине 70-х годов в Америке, как клубная танцевальная субкультура. До нынешнего времени стиль Диско вобрал в себя многообразие движений и элементов из других дисциплин и танцевальных жанров, в основном из джаза, рок-н-ролла, гимнастики и аэробики.
- Какие группы в Европе вы знаете, которые творили в данном жанре? Boney M., Bee Gees, Arabesque, АВВА. Америка же дала миру насладиться композициями Дайаны Росс, Глории Гейнор, групп Víllage People, Chic, KC and the Sunshine Band, The Jackson 5.
- Что насчет СССР? Есть ли у вас предположения, кто бы мог писать такую музыку? В СССР диско начали «Оркестр и вокальная группа «Диско», а продолжили создавать бессмертные хиты «Мираж», «Ласковый май», «Комбинация», «На-На», «Веселые ребята», «Синяя птица», «Самоцветы».
Просмотр видеофрагмента «Диско»
- Сейчас я вас прошу встать со своих мест и попробовать самим станцевать несколько диско движений. Повторяем за мной.
4.Физминутка
Танец «Диско» под музыку Boney M.
- Какой вывод мы можем сделать по танцам XX века? Сформулируйте.
5.Изучение нового материала
- Мы с вами добрались и до XXI века. Как вы думаете, какие танцы сейчас популярны? Танцевали ли вы их сами? Давайте посмотрим некоторые из них.
- Тиктоник. Различные виды и направления бельгийской музыки и танца в новом стиле объединены под общим названием «Тектоник». Пик популярности движения отмечают в 2006-2007 годах, а с 2008 года наблюдается некоторый спад.
-Танец электро-дэнс (тиктоник) необычайно динамичен. Захватывают его энергетика, четкий ритм. Танцевальные движения содержат в себе элементы техно, хип-хопа, поппинга, локинга и другие. Для тектоника характерными есть вращательные движения кистями рук, предплечий, различные варианты покачиваний на полусогнутых ногах. Танец требует от исполнителя хорошего чувства ритма, координации и согласованности движений.
- Сейчас мы с вами не только посмотрим, как исполняется тиктоник, но и сами попробуем исполнить некоторые движения.
Просмотр видеофрагмента «Обучение тиктонику»
Исполнение некоторых движений тиктоника вместе с учителем
- Видели ли вы на просторах Интернета различные видео, как люди двигаются, словно роботы? А знали ли вы, что это тоже является танцем?
- Поппинг – это танцевальный стиль, в основе которого лежат движения поп и хит, построенные на чередовании быстрого сокращения и расслабления мышц танцора. Поппинг называют танцем иллюзии, так как многие его виды (робот, вейвинг, стробинг) создают впечатление нереальности происходящего. Танец появился в калифорнийском городке Фресно в 70-х годах 20-го столетия.
- Чтобы достичь мастерства в искусстве поппинга, нужно досконально овладеть базовыми движениями и только потом двигаться дальше. Pop – это основное движение всего танцевального стиля. Оно состоит в резком, порывистом сокращении мышц и используется обычно в конце движения, реже – в начале.
Просмотр видеофрагмента «Поппинг»
- Есть ли различия между тиктоником и поппингом? Какие? Какие отличительные особенности музыки вы заметили?
- Шафл — это импровизированный танец, в котором человек многократно «перетасовывает» ноги внутрь, а затем наружу, одновременно двигая руками вверх и вниз или из стороны в сторону в такт ритму. Танец появился в 1980-х годах в Австралии, в городе Мельбурн.
Просмотр видеофрагмента «Шафл»
- Какие музыкальные инструменты здесь звучали? Что это за жанр музыки? Какими навыками нужно обладать, чтобы так двигаться?
6.Творческое задание
- Сейчас мы с вами устроим «танцевальный баттл» - соревнование по танцам между рядами. Для каждого ряда я включу музыку определенного жанра и в этом жанре вам необходимо станцевать. Это будет только та музыка, которую мы с вами слушали на уроке. Готовы? Начинаем!
«Танцевальный баттл»
7. Подведение итогов урока. Рефлексия
1. Что нового вы сегодня узнали?
2. Какие танцы мы с вами сегодня увидели?
3. Чем отличаются друг от друга танцы XX века и XXI века?
4. Чем же отличается танцевальная музыка этих веков?
На этом наш сегодняшний урок окончен, всем спасибо за внимание и до новых встреч!
Рекомендуем посмотреть:
Праздник «День Независимости». Сценарий
Конспект урока для 1 класса по теме «Царевна Лебедь и царевич Гвидон»
Музыкальный ринг для старшеклассников "Классика и современность"
Как повысить мотивацию к обучению школьников на уроках музыки
Похожие статьи:
Конспект урока музыки к 9 мая в 5 классе
Конспект урока музыки в 3 классе
Викторина по музыкальной литературе для детей 11-12 лет
Сценарий заключительного урока в игровой форме по творчеству А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского
Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика