Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Музыкальные игры - упражнения для эмоционального раскрепощения и развития актерского мастерства детей

Комплекс музыкальных игр - упражнений для эмоционального раскрепощения и развития актерского мастерства»

Автор: Пахомова Дарья Анатольевна, преподаватель народного пения, МБУДОД ДШИ п.Чегдомын, Хабаровский край Верхнебуреинский район.

Описание материала: Данный материал предназначен для учеников Детской Школы Искусств по классу народного пения или фольклорного ансамбля. Упражнения данного комплекса можно включать по одному или несколько в уроки вокала, а также фольклорного ансамбля , в зависимости от возраста детей выбираем этапы от простого к сложному. Если убрать музыкальный материал и оставить просто скороговорки, то эти упражнения можно использовать как игры в развлекательной программе летнего детского лагеря.

Цель:
Добиться эмоционального раскрепощения и самовыражения детей

Задачи:
• Развивать актерское мастерство;
• Развивать музыкальный и ритмический слух;
• развивать память, внимание;
• Вызвать интерес, пробудить фантазию;
• Развивать умение работать как в коллективе, так и самостоятельно.
Оборудование: карточки – картинки , музыкальный инструмент.

Предварительная работа: Изготовление карточек-картинок к упражнениям, разучивание с детьми музыкальных распевок (сложных для запоминания).

УПРАЖНЕНИЕ 1. «ЧАЙНИЧЕК С КРЫШЕЧКОЙ»


Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой
Шишечка с дырочкой
В дырочке пар!

1 Этап «ЗЕРКАЛО»:
Педагог пропевает скороговорку, показывая:
• Чайничек – круговое движение руками сверху вниз, как бы рисуя в воздухе чайник;
• Крышечку – хлопок ладонями, параллельно полу;
• Шишечку – кулак одной руки поставить на открытую ладонь другой;
• Дырочку – соединить большой и указательный палец поднятой вверх кисти;
• Пар – восходящее движение кистями.

(для детей младшего возраста, лучше показывать картинку чайника)

Дети, молча или артикулируя, повторяют движения педагога.
Этот этап позволяет произвести разучивание текста скороговорки.

2 Этап «У КОГО САМЫЙ КРАСИВЫЙ ЧАЙНИЧЕК?»
(упражнение на выразительность речевой интонации)

Педагог идет и поочередно проговаривают скороговорку с движениями, стараясь добиться наибольшей интонационной выразительности, «нарисовать» чайник речевой мелодией. Можно предложить детям проговорить текст «от лица» самого большого, самого маленького, самого стеснительного, самого добродушного, самого надменного и т.д. чайника. Для маленьких детей я использую картинки с изображением чайника .

ПРИМЕРЫ:







3 этап «СКАЗКИ СТАРОГО ЧАЙНИКА»
Ребенок пропевает скороговорку с задуманным эмоциональным подтекстом (желательно из картинок представленных выше), остальные же дети пробуют угадать – какой это был чайник, его характер и тд.

4 Этап «СПРЯТАННОЕ СЛОВО»
Педагог предупреждает детей о том, что он «прячет» какое-либо слово, которое теперь можно будет только показать, но не произносить. Кто не сумеет с этим справиться и при пропевании скороговорки назовет «секретное спрятанное» слово вслух – выходит из игры. (варианты: пропевание скороговорки шёпотом»; переходит в «оркестр» аккомпанирующий пению детей звучащими жестами)

5 Этап «ПЕРЕПУТАНИЦА»
Дети пропевают скороговорку с движениями (см. 1 этап). Педагог показывает неправильные движения. Дети тренируя «зрительное двухголосие», стараются не повторять ошибки.

УПРАЖНЕНИЕ 2 «ЕГОРКА С МАКАРКОЙ»


Егорка на горке,
Макар под горой.
Егорка с Макаркой
Торгуют водой

Этап 1 «ПУТЕШЕСТВИЕ»
Эта игровая модель для малышей предоставляет широкие возможности для использования ее в интерактивных сказочных путешествиях, которые являются одной из наиболее удачных форм построения занятия с малышами дошкольниками. «Поход» к Егорке с Макаркой может быть основной сюжетной линией урока или ;без этой воды нельзя сварить кашу для Сороки-вороны, приготовить чай с пирогами у доброй хозяюшки Глаши, нечем напоить зайчика-побегайчика и тд…
Приключения которые могут быть в пути у Егорки с Макаркой: высокая трава, болото, горы, встреча с ежиком, обезьянки,… можно сделать «спортивную эстафету» как угодно), либо возникновение очередной необходимости возвращения за водой: например, в первый раз отправились за водой для Сороки-вороны, затем вспомнили, что оставили немытым волшебное яблоко, вымыв его сообразили, что нет воды помыть руки, перед тем, как его съесть и тд.

Этап 2 «ДИАЛОГ»
Дети могут разыграть свою встречу с героями скороговорки, в результате чего может сложиться такой ритмизированный диалог:
-Зачем пришли? –строго, уперев руки в боки, низким голосом
-За водой пришли! – руки перед собой с открытыми ладонями, «убеждая»
-Ну, пойте для нас,
Веселите вы нас! – ритмизированные хлопки справа и слева.
Этот диалог дает прекрасную мотивацию для пропевания скороговорки с движениями , а так же для повторения песни, танца или любого другого учебного материала.

УПРАЖНЕНИЕ 3 «ЦАПЛИ»


Цаплям постоять охота
Целых два часа подряд
Цапли посреди болота
На одной ноге стоят

1 этап «ЗАМИРАНИЕ»
С пением скороговорки дети ходят «как цапли» по классу. С окончанием замирают, удерживая равновесие на одной ноге. (я делаю паузы в разных местах, и в середине и обрывая слово)

2 этап «ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ШАГ»
Дети пропевают скороговорку и делают хореографический шаг («в одну ножку», «в две ножки», «в три ножки», «горох», «трилистник»). Прекрасно помогает для закрепления пройденного материала по хореографии.( можно также использовать паузы, заранее договорившись о замене шага)

УПРАЖНЕНИЕ 4 «ТРИ СОРОКИ»


Три сороки тараторки
Тараторили на горке

1 Этап «СОРОЧЬИ СКАЗКИ»
Дети совместно с учителем придумывают, что происходит у сороки и в зависимости от этого меняют тональность исполнения скороговорки. Например: за сороками охотятся лиса – и они вынуждены подниматься все выше и выше (восходящее движение по полутонам),;сороки украшают елку к Новому году – развешивают игрушки то на верхних, то на нижних ветках; поднимаются все выше и выше по веткам, чтобы увидеть гостей; спускаются на землю, чтобы схватить вкусную шишку (пропевание скороговорки в нижнем регистре); играют в прятки (педагог нажимает ноту, а дети пытаются ее повторить «найти» и тд…

2 Этап «СОРОЧЬЯ СПЛЕТНЯ»
Дети пропевают скороговорку, а затем «трещат», как сороки, сопровождая речь быстрыми шлепками по коленям. Сорочий стрекот( «Тррр! Тррр1 Тррр!») может быть в свободной или заранее определенной ритмической форме.

Вариант:
Дети пропевают скороговорку, пускают по кругу «сорочью сплетню», трещат таким образом, чтобы соло одного ребенка без пауз переходило в соло другого. Это достаточно трудное, но чрезвычайно увлекательное и полезное упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ 4 «ЕХАЛ ГРЕКА ЧЕРЕЗ РЕКУ»


Ехал Грека через реку
Видит грека в реке рак
Сунул Грека руку в реку
Рак за руку Греку Цап!

Игровое содержание:
1 вариант:
Дети делятся на пары и встают в круг таким образом, что первые номера образуют внутренний, а вторые –внешний круг. С пением скороговорки на каждую фразу они меняются местами в паре, сигналом к смене мест служит хлопок в ладоши на последнюю долу фразы. С окончанием скороговорки (на слово «Цап»)ребенок, стоящий во внутреннем кругу, должен осалить своего партнера, а ребенок стоящий во внешнем кругу – присесть, отскочить или увернуться, чтобы не быть пойманным. В случае если игрок внешнего круга сумел засолить товарища, они меняются местами; если же нет, игра продолжается в прежнем варианте.

2 вариант:
В основе этой модели лежит игра, известная многим под названием «Механическое пианино». И.П. – игроки сидят, положив руки на колени соседей. Предполагаемая игровая ситуация: Грека едет по новому месту, на котором еще не прибиты дощечки, поэтому там где он проезжает, дощечка чуть подпрыгивает.
Игроки с пением скороговорки по очереди шлепают по коленям. Сложность заключается в том, что руки играющих перепутаны (на правом колене – рука соседа справа, на левом соседа слева) и приходиться быть очень внимательным, чтобы не пропустить свой ход и не шлепнуть по колену соседа раньше времени.
Эта игра не только замечательное упражнение на координацию речи и движения, но и отличный тренинг на развитие внимания, чувства партнера и ритмической пульсации.

УПРАЖНЕНИЕ 5 «У ВАРВАРЫ КУРЫ СТАРЫ»


Тары - бары, растабары
У варвары куры стары
Стары- старенькие,
Растабаренькие.

(Обязательно объясняем детям, что слово "растабаренькие" означает толстые, жирные)

1 этап «НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ»
Пропевание скороговорки с различными эмоциональными и фонапедическими фильтрами.
Например:
• Узнали куры, что Варвара считает их старыми и хочет сварить в супе – расстроились – дети поют скороговорку очень грустно, жалобно
• Но Варвара передумала, старые – значит мудрые, опытные: куры обрадовались и даже возгордились – петь важно, с достоинством
• Но тут на птичий двор пробралась лиса – куры затаились на насесте –пропевание скороговорки piano (тихо)
• В сарай к курам пожаловали гуси и утки и начался у них настоящий птичий базар, гуси и утки гогочут о своем, а куры – о своем: исполнение скороговорки активно, азартно, энергично
• Куры нашли брошенную кем-то жевательную резинку, попробовали ее, и клювы у них склеились: пропевать скороговорку, собрав губы в трубочку или сквозь зубы
• Пришлось Варваре вызвать ветеринара, он почистил курам клювы ,но они никак не могут поверить, что клювы снова свободны: пение с утрированным открыванием рта, активным разминанием артикуляционного аппарата.
И так далее…. Хочется лишь отметить, что чем большую свободу в сочинении подобных историй предоставит детям педагог, тем больший интерес вызывает у них подобная игровая форма. (отмечу, что на первых занятиях лучше давать не все предложенные ситуации, а лишь несколько и от занятия к занятию прибавлять историю)

2 Этап «НАЙДИ ЗЕРНЫШКО»
Куры нашли жемчужное зерно и спрятали его от Варвары, желая устроить для нее сюрприз. Водящий – «Варвара» или «Хозяин кур» - стараются определить, где (при игре в классе) или у кого (при круговом исходном положении) спрятано «зерно». Игроки подсказывают ему направление поисков динамикой исполнения скороговорки: forte- «горячо», piano- «холодно»

Упражнения данного комплекса можно использовать как вместе, так и по отдельности, в зависимости от возраста учащихся.

Рекомендуем посмотреть:

Музыкальный хэллоуин. Сценарий игровой программы для младших школьников Музыкальный кроссворд для школьников с ответами Музыкальный кроссворд с ответами для школьников «Сольфеджио» Настольная музыкальная дидактическая игра для детей младшего школьного возраста «Знакомимся с велики

Похожие статьи:

Музыкальные игры и конкурсы для детей в лагере

Внеклассное занятие для учеников музыкальной школы "Путешествие в страну русского фольклора" | Конспект музыкального занятия для дошкольников 3-5 лет
Опубликовано: 3044 дня назад (22 июля 2016)
Просмотров: 8290
+6
Голосов: 6
Оксана Николаевна Однобурцева # 22 июля 2016 в 13:00 +3
Мой голос вам, замечательная подборка материала. Вашими советами могут воспользоваться не только хоровики-народники, все эти упражнения подойдут и для учителей по эстрадному вокалу. Спасибо ха публикацию.
Дарья Анатольевна Пахомова # 22 июля 2016 в 15:10 +3
Здравствуйте, Оксана Николаевна!Спасибо за голос и первый комментарий!
Альбина Александровна Порфирова # 24 июля 2016 в 23:44 +3
Добрый вечер! Отличная подборка, обязательно возьму на заметку! Материал может быть полезен не только музыкальным руководителям и хореографам, но и специалистам психологам и логопедам для развития у детей навыков самоконтроля и саморегуляции, интересно применить в работе с гиперактивными детьми, с детьми с трудностями в развитии коммуникативных навыков и речи, а также для развития эмоциональной сферы. Спасибо за материал!
Наталья Александровна Цуцерова # 28 июля 2016 в 05:48 +2
Доброе утро! Спасибо за приглашение! Интересный материал. Соглашусь с предыдущим комментарием, этот материал поможет еще воспитателям. Удачи и творческих успехов.
Оксана Сергеевна Ларина # 9 августа 2016 в 22:59 +2
Здравствуйте,Дарья Анатольевна!Спасибо за замечательные, интересные игры.Здорово, что они универсальны, подходят для разного возраста учащихся и с успехом могут использоваться на мероприятиях, занятиях, уроках и т.д.Материал хорошо оформлен, логически выстроен и понятен.Желаю дальнейших творческих успехов.Спасибо.
Елена Григорьевна Полякова # 15 августа 2016 в 15:28 +2
Здравствуйте, Дарья Анатольевна, примите голос!
Разработка очень полезная. Предложенные игры и просты, и интересны.
Вы хорошо подобрали иллюстрации и оформили работу.
Желаю новых успешных публикаций! С уважением, Е.Г.
Дарья Анатольевна Пахомова # 24 августа 2016 в 08:32 +2
Огромное спасибо всем за комментарии, очень рада, что вам понравилась моя работа laugh
Зинаида Аркадьевна Старцева # 29 августа 2016 в 13:22 +1
Здравствуйте, Дарья Анатольевна, Благодарю за приглашение! С огромным интересом познакомилась с представленными Вами музыкальными играми - упражнениями для эмоционального раскрепощения и развития актерского мастерства детей. В своей работе использую вариант игры "Чайник с крышечкой" для развития слухового внимания дошкольников. Отдельная Благодарность Вам за подборку иллюстративного материала к этой игре! Заинтересовали меня и другие замечательные игры, представленные Вами. От всей души желаю Вам дальнейших творческих успехов, примите голос № 5.
Дарья Анатольевна Пахомова # 12 марта 2018 в 06:45 0
Спасибо Вам за комментарий laugh
Ольга Станиславовна Морозова # 3 мая 2017 в 09:51 0
Здравствуйте, Дарья Анатольевна! Очень интересная подборка музыкальных игр - упражнений. Вне сомнений Ваши ученики эмоционально раскрепостятся и разовьют в себе навыки актерского мастерства. Материал универсален, грамотно выстроен и понятен. Дальнейших Вам творческих успехов. Примите голос!
Дарья Анатольевна Пахомова # 12 марта 2018 в 06:46 0
Спасибо Вам за комментарий и голос laugh