Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия в старшей группе детского сада. Знакомство с праздником Сорок Сороковников

Конспект по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с праздником Сорок Сороковников"
Цель: формировать у детей понимание взаимосвязи народного праздника «Сорок сороковников» с сезонными изменениями.
Задачи:
1. Познакомить с праздником Сорок сороковников, традициями празднования.
2. Создать условия для развития познавательной активности детей.
3. Закрепить знание зимующих и перелетных птиц.
4. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе весной.
Организация РППС: ленточки цветные, жаворонки из теста, цветочки из цветной бумаги, семечки, ветка от дерева, платочки оранжевого и белого цвета, веревочки из бумаги, мячик.
Ход
Воспитатель: «Ребята сегодня к нам в гости прилетели птички на праздник. Давайте мы отгадаем, что это за праздник. Для того, чтобы нам узнать, что это за праздник нужно отгадать загадку».
Тает снежок
Ожил лужок
День прибывает
Когда это бывает? (Весной)

«Давным – давно праздновался этот праздник нашими предками 22 марта. Что это за праздник?» (Ответы детей)
«Это второй праздник встречи весны.
По народному календарю, в этот день зима кончается — весна начинается, день с ночью меряется-равняется».

Воспитатель: «Почему праздник называется «Сорок сороковников?»
«К этому дню прилетают к родным гнездовьям Сорок Сороков птиц из далеких стран и приносят на крыльях весну».

Воспитатель: «Ребята, какие птицы прилетают к нам весной из теплых краев?» (Ответы детей).
«Давайте поиграем в игру. Сейчас я буду называть птиц, а вы должны будете определить к зимующим или перелетным птицам они относятся. Если птица относится к зимующим, то нужно подбежать к белому платку, а если к перелетным, то к красному платку». (Дети играют в игру).

Воспитатель: «Считалось, что если в этот день позвать весну как следует, то весна появится, стужа уйдет».
«Наши предки в этот день своими обрядами пытались ускорить приход весны и прогнать прочь холодную и голодную зиму».

Воспитатель: «Одной из традиций празднования стало разрывания сорока веревочек. Как вы думаете для чего нужна была нашим предкам эта традиция?» (Ответы детей)
«Это прогонит злых духов, которые сковали морозом нашу землю. Если этот ритуал соблюсти, то зима непременно убежит, и мир наполнится светлыми духами, которые обязательно проложат весне дорогу, чтобы она спокойно могла вступить в свои законные права».

Воспитатель: «Давайте поможем весне и разорвем сорок веревочек». (Дети разрывают сорок веревочек из бумаги и освобождают весну).
«Хорошая традиция в праздник весны – наряжать дерево бумажными, или тряпочными цветами, яркими ленточками, колокольчиками. Для чего нужна эта традиция?» (Ответы детей). «Весна непременно увидит такое чудо и обязательно прилетит к нам, прогонит надоевшую зиму и вступит в свои права».
«Ребята, что нужно было нашим предкам, чтобы провести этот обряд?» (Ответы детей).
«Нужно было пронести дерево по деревне и установить его в том месте, где решили накликать весну. Нам с вами тоже нужно установить дерево для проведения обычая». (Дети проносят веточку дерева вокруг детского сада, выбирают место для него и украшают дерево).

Воспитатель: «Ребята, что еще делали наши предки вокруг дерева, чтобы позвать весну?» (Ответы детей). «Вокруг дерева водили хороводы, пели песни о весне».

Воспитатель: «Давайте тоже заведем дружный хоровод». (Дети водят хоровод вокруг дерева и поют песни).
Деревце нарядное
В гости ждет Весну,
Зимушка прохладная,
Уходи ко сну.
Нам тепла уж хочется
Очень, поскорей,
Весна в гости просится,
Зима, нас пожалей.
Хоровод, хоровод,
Весну в гости ждет,
Зима испугается,
Ручейком уйдет,
А Весна-красавица,
Дождиком прольет.

«Важной традицией в этот праздник было изготовление птичек из теста.
Сколько птичек пекли в этот день?» (Ответы детей?)
«Для чего пекли жаворонков? «(Ответы детей)
«В этот день из теста пекли 40 жаворонков, закликали весну, просили ее быть доброй».
«Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали «закликать» жаворонков, а с ними и весну. Для этого печёных жаворонков прикрепляли к длинным палкам и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на плетни и, сбившись в кучу, что есть силы кричали».
«Ребята, кто знает какими словами закликали весну?»
Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Тёплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

«Говорили: Забираясь на сарай, забор или подбрасывая печенье, ребятня зазывала весну: «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, тёплого лета, урожайного года и побольше света!»

Воспитатель: «Ребята, а вы хотите так же, как наши предки позвать весну?» (Дети с испеченными из теста птичками совместно с воспитателем отправляются в поле (на участок) и зазывают весну).
«После зазывания весны печёных птичек обычно съедали, а головки их скармливали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был»
«А вы хотите попробовать вкусных пряничков – птичек?»
Воспитатель приглашает детей в группу, дети съедают испеченных птичек и знакомятся с приметами праздника «Сорок сороковников».

Приметы на праздник
Воспитатель: «В народе существует и множество примет о погоде. Наши предки верили в эти приметы».
«Если на 22 марта зима не поспешит убраться подальше и выпадет снег, то и святая Пасхальная неделя ожидается холодной, не весенней, но если погода порадует теплом, то можно считать, что Весна победила, и прогнала стужу, ветры, и снегопады».

«Если прилетевшие птахи начнут вить гнезда на солнечной стороне, то это предсказывает очень холодное лето. А если посчастливится увидеть 22 марта скворца, то можно успокоиться – лето будет теплым, а урожай хорошим. Ну и конечно, нужно подгадать к прилету этих милых птах – смастерить заранее симпатичные скворечники, чтобы скворцы именно к нашему дому прилетели первыми и порадовали нас своим волшебным пением».

«Считается – если погода на 22 марта порадовала, то еще сорок дней мы можем не переживать о том, что нас ждет. А вот если в день «Сороки» погодка подвела, то и в последующие сорок дней весна с зимушкой будут бороться – то тепло, то снег и слякоть».

«А сейчас давайте поиграем в игру «Волшебный клубочек». Сейчас я каждому по очереди буду передавать клубочек, но, чтобы клубок стал волшебным и принес нам весну нужно рассказать, что вам сегодня больше всего понравилось и придумать свои традиции празднования, которые помогут приходу весны». (Дети передают волшебный клубок делятся своими впечатлениями и предлагают свои традиции празднования). После этого совместно с родителями дети осуществляют свои замыслы и презентуют свои варианты традиций празднования в группе.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в детском саду по окружающему миру в старшей группе с презентацией: Хлеб - наше бог Конспект совместной деятельности в старшей группе ДОУ с презентацией по теме: Зоопарк Конспект НОД в старшей группе детского сада: Свойства дерева Конспект занятия для старших дошкольников. Буква Ж
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Домашние животные»
Опубликовано: 27 дней назад (16 августа 2024)
Просмотров: 507
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!