Статья «Периодизация и методика развития речи»
Автор: Гурьянова Екатерина Петровна, воспитатель Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад комбинированного вида №11 «Шатлык» Мензелинского муниципального района РТ
Назначение материала: данный материал предназначен для воспитателей детских садов. Представленный материал станет полезным для воспитателей детского сада
Цель: распространить педагогический опыт среди воспитателей детских садов.
Задача: рассмотреть и изучить периодизацию дошкольного возраста и методику развития речи у детей дошкольного возраста
Развитие мозга в раннем возрасте связано с формированием речи. К концу года у ребенка появляется возможность в активном познании окружающего. Малыш начинает понимать речь, использует в речи первые слова, общаясь со своими близкими.
Развитие слуха, положительных эмоций способствует возникновению голосовых реакций.
В 3-4 месяца у ребенка наблюдаются короткие гортанные звуки. В 4-5 месяцев он начинает произносить звуки нараспев, возникает гуление, а в 6-7 месяцев - лепет.
Занимаясь с ребенком в возрасте до 5 месяцев следует употреблять гласные звуки а, у, звукосочетания а-гу-у, чередовать произнесение звуков с беззвучным артикулированием их. В общении с малышом старше 5 месяцев нужно использовать слоги, включающие согласные п , б, м: па-па-па, ба-ба-ба, ма-ма-ма. Наряду с этим, взрослый употребляет в разговоре с детьми обычные ласковые выражения, например ладушки-ладушки. [6, c. 94]
В период с 6 до 9 месяцев у малышей совершенствуется лепет, развивается понимание речи. Из лепетных звуков на основе понимания речи окружающих возникают первые осмысленные слова.
Развитие понимания речи опирается на ориентировочную реакцию на окружающее. Ребенок произносит отдельные звукосочетания, облегчающие слова: ба-ба, ляля, бах.
На втором полугодии малыш много и разнообразно лепечет, повторяет одни и те же звуки.
Период от 9 месяцев до года является результативным для развития речи. Расширяется запас понимаемых слов. В пассивном словаре насчитывается 20-30 слов.
На втором году в первом полугодии наиболее интенсивно развивается понимание речи, совершенствуется способность к речевому подражанию, усложняется лепет. Изменения происходят и в расширении активного словаря. К 1 году 6 месяцам словарный запас составляет 30-40 слов.
При формировании словаря у детей первой младшей группы происходят новообразования. Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает словесные обозначения предметов. При развитии речи у детей второго года жизни необходимо обратить внимание на то, что ребенок произносил как можно больше слов. При этом слова, которые он слышит и повторяет должны быть наполнены для ребенка конкретным содержанием. Формирование словаря у детей первой младшей группы тесно связано с работой по ознакомлению с окружающими. Наблюдается разрыв между активным и пассивным словарем у ребенка.
У детей второй младшей группы формирование словаря находится в тесной связи с работой по обогащению связей и представлений дошкольника о предметах и явлений действительности. Своевременно усвоенный словарь, опирающийся на конкретные представления, значительно повышает уровень речевого развития ребенка, совершенствует культуру общения.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы
Консультации для воспитателей ДОУ. Использование устного народного творчества для развития речи
Развитие речи у дошкольников через игру
Технологии критического мышления для развития речи у дошкольников
Похожие статьи:
Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе
Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева
Этапы развития речи у ребенка
Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет
Упражнения на развитие речи у детей 4-5 лет