Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Дикие животные
Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие в лес к диким животным» для детей средней группы (возраст с 4-5 лет)
Автор:Бородина Оксана Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 21», г. Амурска, Хабаровского края. Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (возраст с 4 до 5 лет) по теме «Путешествие в лес к диким животным». Данный материал будет полезен воспитателям средней группы по использованию символов - предлогов и по работе с картинно- графическим планом цепной организации.
Задачи:
1. Учить детей использовать в речи предлоги с пространственным значением с опорой на символы-предлогов. Совершенствование грамматического строя речи (составление простого предложения со зрительной опорой).
Продолжать учить детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать небольшой рассказ опираясь на картинно- графический план цепной организации, строить законченные предложения.
Упражнять в согласовании глаголов с существительными в роде, числе и падеже с опорой на мнемотаблицу.
Закрепить произношение звука [с] в словах и фразах.
Способствовать формированию правильной осанки, профилактики плоскостопия, совершенствовать бег «змейкой» между предметами.
2. Развивать навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий; развивать умение правильно регулировать темп и силу голоса; координацию речи с движением, двигательную активность, связную речь.
3. Формирование интереса к живой природе, доброжелательности, навыков сотрудничества.
Предварительная работа: рассматривание картинок диких животных, чтение сказок, рассказов о диких животных зимой, разучивание физминутки «Заинька попляши» (музыка Железновой); знакомство с символами-предлогов, мнемотаблицей.
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие (музыка), познавательное развитие (Э)
Ход НОД
Организационный момент:
Как на горке снег, снег
И под горкой снег, снег
А под снегом спит медведь
Тише, тише не шуметь.
Письмо Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Нам, старичок – Лесовичок подарил свой сундучок, но открыть его никак не можем. Приходите поскорей выручите лесных зверей» Воспитатель: Соня, где живут дикие животные? (в лесу) Воспитатель: Ну, что отправимся в лес, выручим зверей?
Вот и в путь мы собрались, в зимний лес отправились
На тропинке интересно, для здоровья все полезно. (ходьба)
По сугробам мы идем, ноги поднимаем. (ходьба с высоким подниманием бедра)
А по льду легко-легко тихонечко шагаем (ходьба на носках).
«Здесь так просто не пройти, тоннель лежит здесь на пути» (Подлезание под дугу)
«А вот и мостик и могут все красиво по мостику пройти,
По мостику прохожу, руки в стороны держу». (Ходьба по ребристой доске)
«Вместе ноги мы поставим и как зайцы прыгать станем». (Прыжки, через кирпичики)
Чтоб в снегу не провалиться меж деревьев и кустов весело помчимся. (бег змейкой)
«Не устали наши ножки, мы потянемся немножко». (Дыхательное упражнение)
Воспитатель: Вот мы и пришли в лес, только почему-то ни кого нет, звери, наверное, нас испугались и спрятались, а где сейчас узнаем
Игра с предлогами «Мостик» (мостиком будет схема предлога, вам нужно соединить слова на картинках с помощью мостика – предлога, так чтобы получилось предложение, и мы узнали, где кто прячется) символов-предлогов:,: под, за, над, на, около,между
Дети составляют предложения по очереди:
«Лиса прячется за елью».
«Белка прячется на дереве».
«Заяц прячется под кустом».
«Медведь прячется в берлоге».
«Волк прячется между сугробами».
Воспитатель: Вот мы всех животных и нашли. Выходите не бойтесь нас! (выходят звери: мишка, лиса, зайчик)
Воспитатель: Давайте похвалим лисоньку:
Речевая гимнастика.
Су-су-су - видел я в лесу лису.
Сы-сы-сы - хвост красивый у лисы,
Са-са-са- вот красавица лиса.
Чистоговорку произносим с разной силой голоса (тихо-громче-громко, быстро и медленно)
Где ваш сундучок? Звери показывают сундучок Воспитатель: Ребята, а я знаю волшебные слова, повторяйте за мной:
Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок! Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок). Воспитатель: Ребята, сколько здесь подарков Лесовичок приготовил для зверей. Воспитатель: Давайте подружимся с животными ИКТ
Работа с мнемотаблицей Согласование в роде, числе и падеже
Составление рассказа цепной организации по картинно-графическому плану: Воспитатель: Послушайте, ребята, что произошло однажды с медвежонком. Воспитатель читает рассказ:
«МЕДВЕЖОНОК И ПЕТУХ»
1. Однажды охотник в лесу нашёл медвежонка.
2. Медвежонка принёс в деревню.
3. В деревне за ним стала присматривать хозяйка.
4. У неё жил забияка петух.
5. Однажды он распушил крылья и погнался за зверьком.
6. От страха медвежонок спрятался в собачей будке.
Вопросы
1. Кого нашел в лесу охотник?
2. Куда он принес медвежонка?
3. Кто в деревне за ним стал присматривать?
4. Кто жил у хозяйки?
5. Что сделал петух?
6. Куда спрятался медвежонок? (по степени ответов на вопросы дети выходят по одному и выставляют картинки на графическом панно)
Затем, один ребенок составляет весь рассказ, а другие оценивают получившийся рассказ по схеме поднимая солнышко или тучку (если рассказ не получился).
После пересказа детьми педагог задает проблемный вопрос Воспитатель: Олег, что ты думаешь о поступке охотника? (ответы детей) Воспитатель: совершенно верно, охотник поступил очень хорошо, ведь зимой без своих родителей маленький медвежонок погиб. Получается, что охотник, который пошел на охоту, чтобы убивать зверей, спас жизнь медвежонку. Воспитатель: Как вы думаете, зимой животным как живется? Воспитатель: Да, животным зимой тяжело, им не хватает корма и мы должны им помогать, как это сделал старичок - Лесовичок, он сделал самый лучший подарок для животных, он им оставил корм. Воспитатель: Чем сегодня на занятии мы с вами занимались? (выполняли разные задания, играли…)
- Какие задания для вас оказались трудными?
- А что помогало вам выполнить то или иное задание? (схема, модель) Воспитатель: Что вы поняли из рассказа про медвежонка? (нужно помогать даже диким животным и не оставлять их в беде)