Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Коррекционно-развивающее занятие для подростков

Конспект коррекционного занятия для подростков
Методическая разработка занятия, направленного на оказание психолого-педагогической помощи и поддержки жертвам физического насилия «Агрессии быть, или не быть?».

Цель предлагаемого занятия: выявить агрессивные тенденции в поведении подростков посредством практических упражнений; снижение агрессивных проявлений, перевод негативного эмоционального состояния в позитивное. Контингент потенциальных участников тренинга: учащиеся средних классов общеобразовательной школы.

Время: 1 академический час.

Материалы: листы бумаги, ручки, цветные карандаши.

Ход занятия.
1. Ритуал приветствия. Упражнение «Здравствуйте, это Я!».
Цель: создание благоприятного настроя на работу, на продуктивную деятельность.
Время: 5 минут.
Техника проведения: подростки здороваются друг с другом, говоря фразу: «Здравствуйте, это Я!»».
Инструкция: «Давайте поздороваемся друг с другом, произнося по очереди фразу: «Здравствуйте, это Я!».

2. Упражнение «Поезд».
Цель: развитие группового взаимодействия и сотрудничества.
Время: 5 минут.
Техника проведения: игра проводится в круге. Сначала участники группы рассчитываются на первый-второй. Первые номера делают хлопок в ладони, два притопа ногами. Вторые номера делают два хлопка, один притоп. Движения повторяются по очереди: первый - второй - первый - второй и т.д. по кругу. Таким образом, имитируется стук колес поезда.
Инструкция: «Давайте рассчитаемся на первый-второй. Первые номера делают хлопок в ладони, два притопа ногами. Вторые номера - два хлопка, один притоп. Движения будем повторять по очереди: первый - второй - первый - второй и т.д. по кругу, имитируя стук колес поезда».

3. Мини-лекция «Эмоции в жизни человека».
Время: 15 минут.
Психолог. В жизни человек реагирует на всё, что окружает, на отдель¬ные факты и явления не бесстрастно, а определённым образом. В природе чувств сущест¬вуют как положительные эмоции, которые приносят приятные ощущения, так и отрицательные, при которых человек может потерять контроль над своим пове¬дением. При неконтролируемом поведении человек впадает в состояние аффекта.
Что такое аффект. Аффекты – эмоциональные состояния, противоположные настроению. Это бурные, эмоциональные кратковременные вспышки, которые захватывают всю личность человека. Человек теряет самоконтроль. Такие эмоцио¬нальные чувства, как гнев и агрессия – есть аффективные реакции, которые могут привести к самым не предска¬зуемым результатам.
Гнев и агрессия - это, прежде всего, неумение справиться с самим собой. Мир и люди в нём не всегда соответствуют нашим желаниям. Если это происходит, мы пытаемся изменить ситуацию так, как нам кажется более правильным в данный момент. Не удаётся – мы злимся. Но от нашего гнева чаще всего тоже ничего не меняется, только ещё больше ухудшается наше настроение. Мы становимся всё более агрессивными.
Агрессия – это индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека, группы людей. Существуют такие виды агрессии, как физическая (с применением физи¬ческой силы и нанесением ущерба здоровью) и вербальная (словесное оскорб¬ление, обзывание, ругательства).
Агрессия — есть неприспособленность к социальной среде.
Почему агрессивное поведение оказывает пагубное влияние на человека?
Во-первых, в состоянии аффекта человек теряет возможность контроля.
Во-вторых, агрессивный человек испытывает стрессовое состояние, т.е. сильное нервное напряжение, которое оказывает вредное воздействие на пси¬хическое здоровье человека.
В-третьих, страдает физическое здоровье, при котором заболевают внутренние органы: система тонкого кишечника, сердца, сосудов, печени и т.д.
И, наконец, агрессивный человек в момент озлобленности выглядит очень некрасиво, от этого появляются морщины, меняется выражение лица, ко-торое откладывает свой отпечаток и на весь характер.
Вывод достаточно простой: чем больше человек проявляет агрессию по отношению к другому, тем всё больше он вредит самому себе.
Ведь ещё римский философ Сенека сказал: «Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой".

4. Упражнение - игра «Ругаться вслепую».
Цель: уменьшить вербальную агрессию.
Время :10 минут.
Техника проведения: один из участников закрывает глаза и представляет какого-то человека (недруга). Ему предлагается высказать всё, что о нем думает. Затем обсуждаются чувства и эмоции.
Инструкция: «Ведущий закрывает глаза и представляет какого-то человека (недруга) и высказывает всё, что о нем думает».
Вопросы для обсуждения:
Что вы чувствовали, когда «ругали» другого человека?
Трудно ли было выражать свою агрессию?
Что чувствовал человек, на которого была направлена эта «агрессия»?
Что труднее, слушать или говорить самому?

5. Упражнение - разминка «Зоопарк».
Цель: уменьшить вербальную агрессию.
Время: 10 минут.
Техника проведения: каждый из членов группы должен представить себя каким-либо животным, а затем гулять в воображаемом вольере, стараясь подражать повадкам данного зверя.
Инструкция: «Представьте себя каким-либо животным, затем прогуливаясь в воображаемом вольере, старайтесь подражать его повадкам».
Вопросы для обсуждения:
Трудно ли вам было передавать качества выбранного животного?
Удалось ли в полной мере подражать повадкам выбранного животного?
Легко ли было узнать, кого изображает ваш партнер.

6. Упражнение «Портрет твоего врага».
Цель: в проективной форме обнажить агрессию для активизации дальнейшей работы.
Время: 10 минут.
Материалы: листы бумаги и карандаши.
Техника проведения: участникам предлагается нарисовать портрет человека, к которому они питают самые негативные чувства или агрессивные намерения, или написать его имя уродливыми буквами. Когда это будет сделано, все должны одно¬временно по команде скомкать или разорвать листы и бросить в приготовленную корзину для бумаг.
Инструкция: «Нарисуйте на листе бумаги портрет человека, к которому испытываете самые негативные чувства, или напишите его имя уродливыми буквами. Затем по команде скомкайте или разорвите листы и бросьте в приготовленную корзину».
Вопросы для обсуждения:
Что вы испытывали, когда рисовали портрет своего недруга?
Что вы чувствовали, когда разрывали получившийся портрет?

7. Упражнение «Злая фигурка».

Цель: перевести агрессивно настроенных участников из негативного эмоционального состояния в позитивное.
Время: 10 минут.
Техника проведения: Психолог предлагает собрать фигурку из всего плохого, злого и агрессив¬ного, что есть в каждом участнике группы. Участники по очереди отдают на общее дело свои отрицательные качества («когти», «зубы», «шипы», «жала»). Существо, получившееся в итоге, полностью состоит из угловатого, кусающего, царапающего монстра. За¬тем его «сажают» на пустой стул и по команде, с одновременным нажатием кнопки, осуществляется «старт стула» в виртуальное межзвёздное пространство, где оно канет навеки.
Инструкция: «Давайте соберем фигурку из всего плохого, злого и агрессивного, что есть в каждом из нас, а затем отправить в виртуальное межзвездное пространство, где оно навеки канет в пучину забвения».
Вопросы для обсуждения:
Какие чувства вы испытывали, когда собирали «злую» фигурку?
Какие чувства у вас вызвала получившаяся фигурка?
С каким настроением вы с ней прощались?

8. Упражнение-релаксация «Горячий воздушный шар».
Цель: формирование адекватной оценки основным эмоциональным состояниям.
Время: 5 минут.
Техника проведения: подростки закрывают глаза и слушают голос педагога-психолога.
Инструкция: «Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте от 10 до 1.
Постепенно полностью расслабьтесь.
Вообразите себе гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу.
Рассмотрите эту картину как можно подробнее.
Вы складываете все свои проблемы и тревоги в корзину шара.
Когда корзина будет полной, представьте, как веревка шара сама отвязывается, и он медленно набирает высоту. Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем».
Вопросы для обсуждения:
Какие чувства вы сейчас испытывает?
Какие мысли у вас в голове?

9. Анализ занятия.
Цель: получение обратной связи, выяснения степени усталости, активности, интереса к происходящему.
Время: 10 минут.
Техника проведения: участники делятся впечатлениями о тренинговом занятии.
Инструкция: «Вот и закончилось наше очередное занятие. Я вам предлагаю поделиться своими мыслями, идеями, настроением.
Что принес вам этот день?
Что вам особенно понравилось?
Расскажите о своем настроении до начала занятия и сейчас.
Какое задание вам показалось вам очень сложным?
Довольны ли вы своим поведением и собой?»

10. Ритуал окончания занятия «Прощание по кругу».
Цель: снятие эмоционального напряжения, завершить занятие на положительной ноте.
Время: 5 минут.
Техника проведения: подростки прощаются по очереди и высказывают пожелания друг другу.
Инструкция: «Давайте поблагодарим за проделанную работу. Пожелаем что-нибудь теплое и хорошее. До следующей встречи».

Рекомендуем посмотреть:

Занятие в начальных классах коррекционной школы на тему: Дом, квартира Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья Конспект занятия для учащихся 1 класса с ОНР 3 уровня Урок предметно-практического обучения в подготовительном классе в школе I и II вида

Похожие статьи:

Конспект коррекционного занятия в 1 классе

Коррекционно - развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Проведение психолого-педагогических исследований
Опубликовано: 3717 дней назад (19 февраля 2014)
Просмотров: 32349
+4
Голосов: 4
Александр Семенович Жбанов # 19 февраля 2014 в 18:42 +2
"Здравствуйте, это Я!" Хорошо, когда в школе работает психолог, вдвойне повезло тем школам, где работают такие талантливые психологи, как ВЫ, Татьяна Михайловна! Очень ценная разработка, думаю, она приемлема и любому взрослому. Бывают такие случаи, когда учителя  тоже находится на грани срыва из-за какого-то шалопая, в таких случаях буду с большим удовольствием отправлять   портрет этого шалопая в мусорку, уверен, что полегчает! Спасибо!!
Татьяна Михайловна Бугакова # 19 февраля 2014 в 20:19 +2
Спасибо Вам большое, Александр Семенович, за теплые, добрые слова! Успехов в Вашей работе и поменьше шалопаев на уроках!  smile Берегите свои душевные силы!!!  v
Наталья Михайловна # 20 февраля 2014 в 19:59 +2
Татьяна Михайловна, профилактика агрессивного поведения актуальна для подросткового возраста. Одной из задач психолога, работающего в школе, стоит раннее выявление агрессивных тенденций в поведении подростков. Ваше занятие направлено на осознание подростками негативных проявлений агресивного поведения, а посредством практических упражнений снижение уровня агрессии. Мы, понимаем, что одного занятия недостаточно по профилактике агрессии, поэтому здесь требуется цикл занятий. Могу предположить, вы ведете работу в этом направление не только с детьми, но и с родителями и педагогами. Желаю успехов.
Татьяна Михайловна Бугакова # 20 февраля 2014 в 20:41 +2
Да, Наталья Михайловна, вы совершенно правы, одного занятия недостаточно. Я предложила лишь одно из коррекционно-реабилитационной программы «Мирный конфликт», разработанной мною для оказания психологической помощи жертвам физического насилия. Цель такой работы состоит в обучении подростков  навыкам ведения конструктивного диалога со сверстниками. Спасибо за Ваш комментарий!