Система наставничества: от организации до реализации
Автор: Громова Оксана Викторовна, методист МБОУ ДО «Центр детского творчества» п. Уральский Нытвенского городского округа Пермского края
Описание работы: Представленный материал рекомендован педагогическим работникам учреждений дополнительного образования. В материале представлен опыт работы по наставничеству от организации до реализации.
2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Я процитирую Президента В. В. Путина: «Место наставничеству, верности традициям есть в любом деле. Люди, прогрессивно мыслящие, духовно и нравственно сильные, это хорошо понимают и делают всё, чтобы их начинания имели развитие, чтобы на смену им приходили те, кто сохранит и преумножит достигнутое. Эффективная система мотивации для наставников должна быть создана, и это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков».
Запуск программ наставничества обоснован реализацией национального проекта «Образование», в рамках реализации которого к 2024 г. не менее 70 % обучающихся и педагогических работников общеобразовательных организаций должны быть вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества. Дополнительное образование является конструктивной площадкой для внедрения системы наставничества, так как оно не регламентируется стандартами, опирается преимущественно на социальный заказ детей, родителей.
Мы стремимся создать такую эффективную среду наставничества, которая бы способствовала профессиональному росту педагога, его самореализации, адаптации для новых специалистов. В нашем учреждении в 2022г. было разработано
Положение о системе наставничества педагогических работников в соответствии с нормативной правовой базой в сфере образования и наставничества.
А что говорят нормативные документы?
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организации, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». В этом документе определены цели и задачи наставничества, описываются термины, рассмотрены пути взаимодействия в наставнических отношениях и результаты этих отношений, а так же возможности мониторинга наставничества.
Так вот, официальное определение
наставника – это участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, компетентный и готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
А
наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимовыгодное общение, основанное на доверии и партнерстве.
21 декабря 2021 года Письмо № 657 Профсоюзом работников народного образования и науки РФ были направлены «Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в ОО», в которых включено примерное Положение о системе наставничества педагогических работников и определены понятия наставничества.
Методические рекомендации внедрения целевой модели наставничества предлагают следующие формы наставничества: «ученик – ученик», «учитель – учитель», «студент – ученик», «работодатель – ученик», «работодатель – студент». А вот методист - педагог не упоминается в формах, хотя методист является учителем учителей или наставником.
На региональном уровне это Приказ Минобрнауки ПК «Об утверждении Положения о наставничестве для педагогических работников образовательных организаций Пермского края, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования» от 4 июля 2022 года N 26-01-06-629 (с изменениями на 3 октября 2022 года). Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 25.07.2022 № 26-01-06-696 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по внедрению и реализации наставничества педагогических работников образовательных организаций, расположенных на территории Пермского края».
Наставничество для нас является
образовательно значимой социальной практикой, которая позволяет максимально полно раскрыть потенциал личности наставляемого, передать опыт и знания, сформировать навыки, приобрести тьюторские компетенции у педагогов дополнительного образования.
В Положении о системе наставничества педагогических работников в МБОУ ДО «Центр детского творчества» п. Уральский используются
следующие понятия: наставник, наставляемый, куратор, форма наставничества, персонализированная программа наставничества. Обозначены цель и задачи. В программу наставничества входит комплекс мероприятий, направленных на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Форма наставничества выбирается в зависимости от цели персонализированной программы, имеющихся профессиональных затруднений и запросов наставляемых.
В нашем педагогическом сообществе применяются такие формы, как:
«методист-педагог», «педагог-педагог», «руководитель-педагог».
В числе самых распространенных форм наставничества, реализуемых в системе дополнительного образования, в зависимости от условий реализации программы наставничества могут быть выделены еще и такие:
«обучающийся – обучающийся», источник знаний для обучающихся является такой же обучающийся, уже имеющий сформированные навыки в данной предметной области или по программе. Здесь может быть поддержка детей с особыми образовательными или социальными потребностями, а также организация в процессе адаптации к новым условиям/ступеням обучения.
«педагог – обучающийся» предполагает взаимодействие педагога и обучающегося с целью раскрытия потенциала наставляемого, формирование активной жизненной позиции, адаптации в объединении, повышение мотивации к образовательной деятельности.
Технологии наставничества весьма разнообразны.
Традиционная/индивидуальная форма наставничества («один-на-один») – взаимодействие между более опытным и начинающим работником/обучающимся в течение определенного продолжительного времени. Традиционная модель наставничества может применяться по отношению к молодому специалисту, либо опытному педагогу, но вступившему в новую должность, осваивающему новый вид деятельности. Например, при подготовке обучающихся к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям, походам, сборам. Причем наставниками могут быть не только педагоги, но и сверстники, имеющие значительные достижения в той или иной области.
Супервизия — это процесс, во время которого наставник и наставляемый вместе узнают что-то новое друг о друге и о себе. Здесь действует принцип «Каждый учит каждого». Наставник консультирует, определяет методы и направления работы, анализирует их целесообразность. При групповой супервизии между всеми ее участниками осуществляется активное взаимодействие, взаимообмен опытом, мнениями, что создает синергетический (возрастающий) эффект.
Менторинг (наставничество) — это технология обучения и развития сотрудников, при которой ментор (более опытный сотрудник, наставник) делится с подопечным (менее опытным сотрудником, учеником, менти) имеющимися знаниями на протяжении установленного времени для повышения эффективности его работы (3–6–9–12 месяцев).
Метод наставничества
«демонстрация» заключается в том, что наставник сам решает производственные задачи, при этом демонстрирует подопечному, какие действия и в каком порядке для этого нужно совершать. То есть имеет место личный показ, который обеспечивает для подопечного понимание операций.
Саморегулируемое наставничество – добровольное выдвижение своей кандидатуры в качестве наставника. Таким образом, формируется сообщество наставников, а тот, кому требуется помощь, сам выбирает кандидатуру, которая, по его мнению, лучше всего подойдет.
Реверсивное (взаимное) наставничество – профессионал/обучающийся младшего возраста становится наставником опытного работника/обучающегося старшего возраста по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог/старший обучающийся становится наставником молодого педагога/младшего обучающегося в вопросах методики, проектировании и организации учебно-воспитательного процесса.
Командное наставничество – организация наставничества в работе с коллективом (большой командой) обучающихся/педагогов, обладающих различными типами образовательных/профессиональных дефицитов. С командой может работать один специалист или могут быть привлечены несколько сотрудников, например, в подготовке к соревнованиям команды футболистов, задействована группа профессионалов: тренеры, медики, диетологи, психологи. Сегодня модель командного наставничества считается одной из современных за счет того, что участники обогащаются не только от наставника, но и друг от друга. В детской среде командное наставничество также популярно в волонтерской деятельности, добровольческих акциях, социальном проектировании, деятельности Российского движения школьников и т.д.
Групповое наставничество – один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек), испытывающими схожие затруднения. Групповое наставничество реализуется в виде консультации, мастерских, практических заданий, опытов, профессиональных (образовательных) проб, на момент подготовки и участия в различных проектах, программах, долгосрочных мероприятиях. В детском коллективе это могут быть занятия опытных лидеров с начинающими. Например, подготовка вожатых для летней смены.
Флэш-наставничество (Flash Mentoring) — профессионал высокого уровня в определенной области деятельности – ментор, выступает в роли наставника, делится опытом по достижению своего успеха и дает рекомендации наставляемому. Взаимодействие может быть краткосрочным (не более часа) и регулярным.
Виртуальное наставничество – дистанционная форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайн-сообщества/серверы, тематические интернет-порталы и др. Обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник – наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц. Данная модель применима по отношению как к педагогам, так и обучающимся и их родителям. Предметом наставничества могут стать самые разные вопросы, волнующие подопечных.
Формальное (официальное) наставничество – форма наставничества, при которой заранее устанавливаются цели, прописываются процедуры, создаются регламенты, и все это подкрепляется соответствующими приказами. То есть создаётся целевая модель наставничества, которая применяется для адаптации каждого сотрудника. А неформальное наставничество — это просто система взаимоотношений, существующая в компании: коллектив, исходя из общих командных целей, ценностей поддержки и взаимовыручки, помогает новичкам влиться в рабочий процесс.
Партнерское наставничество – взаимодействие между субъектами, имеющими одинаковое положение, одинаковый статус: обучающийся – обучающийся, родитель – родитель, педагог – педагог примерно одного возраста и стажа. В партнерстве никто не доминирует, каждый участник может выступать в качестве наставника в различных видах той деятельности, в которой в совершенстве владеет.
Скоростное наставничество – однократные встречи наставляемого с наставником более высокого уровня с целью построения взаимоотношений с другими работниками. Главное в этих встречах – не передача знаний, опыта, а воодушевление людей энергией, желанием развиваться, вступать во взаимодействие с другими членами коллектива. Модель действует подобно коучингу: работает со скрытым потенциалом подопечного, помогая сформулировать цели личностного роста. Для скоростного наставничества характерны партнерские отношения, взаимообмен и взаимообогащение. Скоростное наставничество подойдет тем коллективам, где есть яркий лидер, способный повести за собой, либо профессиональный коуч, психолог.
Ситуационное наставничество (Situational Mentoring) — предоставление наставником необходимой помощи всякий раз, когда подопечный нуждается в указаниях и рекомендациях, по ситуации. В качестве примера можно назвать подготовку к выступлению на защите проекта, проведение мастер-класса, добровольческой акции и др.
Ролевая игра — метод, который позволяет смоделировать определённые аспекты профессиональной деятельности участников на основе придуманных, сказочных, нереальных ситуаций. Ролевые игры могут быть построены на основе следующих признаков: наличие задачи (проблемы); распределение ролей между участниками в процессе её решения.
Виды наставничества, формы и методы, применяемые в нем разнообразны.
Наставничество в Центре детского творчества организуется поэтапно.
На 1 этапе: подготовка условий для реализации системы наставничества. Принимаются локальные нормативно-правовые акты:
- Приказ «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников в МБОУ ДО ЦДТ п. Уральский»;
- ежегодно утверждается Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения;
- Приказ о закреплении наставнических пар/групп на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью;
- Подготовка персонализированных программ наставничества.
На 2 этапе: Формирование банка наставляемых.
- Сбор информации о профессиональных запросах педагогов.
- Формирование банка данных наставляемых, обеспечение согласий на сбор
и обработку персональных данных.
На 3 этапе: Формирование банка наставников.
- Проведение бесед среди потенциальных наставников, желающих принять участие в персонализированных программах наставничества.
- Формирование банка данных наставников, обеспечение согласий на сбор и обработку персональных данных.
На 4 этапе: Отбор и обучение.
- Выбор подходящих кандидатур для конкретной персонализированной программы наставничества педагога/группы педагогов.
- Обучение наставников для работы с наставляемыми: подготовка методических материалов для сопровождения наставнической деятельности; проведение консультаций по организации работы «наставник – наставляемый».
На 5 этапе: Организация и осуществление работы наставнических пар/групп.
- Формирование наставнических пар/групп.
- Разработка персонализированных программ наставничества для каждой пары/группы.
- Изучение опыта по наставничеству в Пермском крае.
На 6 этапе: Завершение персонализированных программ наставничества.
- Проведение мониторинга качества реализации персонализированных программ наставничества;
- Пополнение методической копилки педагогических практик наставничества;
- Проведение заседания Методического совета по обсуждению инновационной практики наставничества в ЦДТ. Планирование дорожной карты на следующий учебный год.
В
2022-2023 уч.году было реализовано 2 персонализированных программы по формам: «методист-педагог» и «педагог-педагог».
В первом случае я была наставником двух педагогов с соответствием занимаемой должности и цель программы была создать условия для успешного прохождения аттестации на 1 кв. категорию.
В перечень мероприятий группового наставничества входило:
- выявление профессиональных проблем и образовательных запросов педагогов, мониторинг педагогической деятельности;
- изучение нормативно-правовой базы по аттестации;
- Знакомство с сайтом «Портфолио учителей ПК», разделами электронного портфолио;
- методическая тема педагога и написание самоанализа;
- критерии и показатели оценки профессиональной деятельности педагогов;
- требования к написанию статей и правила публикаций;
- информационно-коммуникативные технологии: от создания страницы до отправки материалов на экспертизу. Научила сжимать файлы, поскольку в процессе загрузки есть ограничения по весу, объединять файлы, переводить в другой формат. Научила создавать свой блог и загружать материалы публикаций.
В течение всего периода консультировала, советовала, давала задания, контролировала, как выполнили. В итоге оба педагога получили положительное экспертное заключение, и им была установлена 1 квалификационная категория. В отчете по итогам наставничества за 2022-2023 уч.год мной отражены показатели и краткая характеристика деятельности обоих педагогов, сделаны выводы и даны рекомендации.
Я сама, как методист, регулярно изучаю новую информацию о системе наставничества. В Пермском крае внедрена
региональная модель наставничества, создано общественно-профессиональное объединение «НАСТАВНИКИ», приказом ГАУ ДПО "Институт развития образования Пермского края" от 20.11.2023 г. № 01.01-05/525 утвержден его состав на 2023-2024 уч. г. и ключевые направления деятельности, организуются различные мероприятия, о которых я узнаю в том числе из «Сообщества педагогов ПК».
В рамках реализации мероприятий года педагога и наставника для педагогических команд муниципальных образований Пермского края 22 августа 2023 года была проведена онлайн - викторина
«Инновационность наследия К.Д. Ушинского или идеи XIX века в современных реалиях". Организатором онлайн-викторины выступил институт развития образования Пермского края. Участники онлайн-викторины должны были иметь представление о вкладе К.Д. Ушинского в российскую педагогическую науку, произведениях для детей, научных трудах, цитатах русского педагога, биографии и интересных фактах его жизни, уметь составлять спич, решать ребусы и педагогические задачи, уметь работать в команде.
В онлайн – викторине приняли участие 126 команд, 630 педагогов муниципальных образований Пермского края. Из Нытвенского городского округа были 2 команды: ЦДТ и школа № 2.
Новости о мероприятиях, интересные факты и истории о выдающихся представителях профессии, разъяснения о доступных и планируемых мерах социальной поддержки педагогов, а также много другой полезной информации узнаю на официальной странице Года педагога и наставника в России - Педагог и наставник 2023 (vk.com)
В конце ноября принимала участие в X Всероссийском совещании работников сферы дополнительного образования детей, секция «Наставничество в дополнительном образовании: опыт и перспективы», представлен опыт работы областного центра дополнительного образования детей» г. Челябинск. Платформа «Наставник74.РФ» Ресурсный центр наставничества - Орбита.
На заседаниях методического объединения мы с коллегами обсуждаем тему наставничества. Познакомились со сборником "Инновационные практики наставничества педагогических работников Пермского края", в котором представлены методические продукты, разработанные участниками очного этапа чемпионата муниципальных команд наставничества, состоявшегося 16-17 декабря 2022 г. Представленные в сборнике муниципальные практики наставничества реализуются в условиях взаимодействия профессиональных педагогических сообществ молодых педагогов и педагогов-наставников, реверсивного и цифрового наставничества, «теневых» технологий.
Рекомендуем посмотреть:
Тьюторское сопровождение молодых специалистов
Наставничество в проектной деятельности для успешного развития педагогов и учащихся
Наставничество среди детей в дополнительном образовании