Наставничество среди обучающихся, как образовательный тренд современности. (Из опыта работы педагога)
Наставничество среди обучающихся – это новый образовательный тренд или забытая форма работы? Давайте разбираться!
Более полувека назад детским писателем Львом Ивановичем Давыдычевым была написана повесть «Жизнь и страдания Ивана Семёнова, второклассника и второгодника». В книге, известная героиня Аделаида, пытается взять на «буксир» двоечника и лентяя Ивана Семенова. «Взять на буксир» - данное простонародное изречение звучит, как оказание помощи отстающим, не так ли? Что же получается, еще в те далекие годы, ребята постарше, имеющие знания и опыт в определенных областях творческой или образовательной деятельности, пытались помочь отстающим, научить чему-то новому или передать определенные знания в которых они сами хорошо разбираются. За последние десятилетия в этом направлении накопился огромный опыт, который позволяет систему наставничества рассматривать по новому.
Сегодня жизнь детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет к ним серьезные требования. Современное общество требует образованных, предприимчивых людей, способных к быстрому обучению и высокой организации, и именно дополнительное образование является благотворной почвой так, как обеспечивает комфортные психологические условия для индивидуального развития. На мой взгляд, если ребенок увлечен, он быстрее осваивает новые знания и технологии, получает первые предпрофессиональные шаги в будущей профессии. На этой почве ребята быстрее сближаются, у них появляются новые интересы, старшие помогают младшим, передают свой опыт и знания. Данное взаимодействие выступает, как наставничество, целью которого является неформальное взаимообогощающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Модель наставничества среди обучающихся представлена в нашем Центре, как «обучающийся лидер – обучающийся». Данная модель предполагает взаимодействие обучающихся, при которой старшие помогают младшим в освоении образовательных программ. Система наставничества работает во всех объединениях. Рассмотрим на примерах.
В 2017 году в Центре детского творчества был создан Совет обучающихся. Совет является коллегиальным органом самоуправления, в который входят подростки – лидеры от 12 лет. Состав Совета формируется на Собрании обучающихся, путем прямых выборов из числа выдвинутых кандидатов от объединений за высокие заслуги и активную жизненную позицию.
В задачи коллегиального органа входит:
- представление интересов обучающихся в процессе управления Учреждением;
- поддержка и развитие инициативы в жизни Учреждения;
- реализация и защита прав обучающихся;
- организация помощи в проведение мероприятий;
- наставничество, как разностороннее развитее обучающихся, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов, создание условий для выбора оптимальной образовательной траектории.
Работа учеников-наставников из состава Совета обучающихся идет во всех направлениях.
В учреждение ежегодно проходит большое количество культурно-досуговых,
интеллектуальных ,
патриотических мероприятий. Готовят их ребята из объединения «Кристалл» (это старшая группа), которые обучаются по программе «Академия праздничных наук», а помогают в подготовке мероприятий весь состав Совета обучающихся. Воспитанники проводят репетиции, учат сценарии и песни. Обучающиеся из объединения «Фантазия» (ДПТ) готовят реквизит, оформляют сцену. Объединение «Искорки» (ритмика) - танцевальные номера. В подготовке мероприятий старшие ребята не только сами принимают участие, но и привлекают младших. Данная организация работы Совета – это отличный показатель высокой включенности детей в совместную творческую деятельность. Здесь происходит передачи опыта, знаний, формируются навыки работать в команде, основанные на доверии и партнерстве.
Рассматривая работу туристов объединения «Траверс», мы тоже видим полную включенность всех детей в образовательный процесс. Юные наставники учат младших собирать рюкзак, ставить палатки, осваивать скалодром, ходят в совместные походы и сплавы, работают в составе жюри на турслетах и туристических играх (Приложение 1)
Интересен опыт работы в этом направлении объединений «Искорки» и «Звездочки» физкультурно-спортивной направленности. Воспитанники готовят вместе
флэшмобы и разучивают
народные игры.
В нашем учреждении одной из распространенных и востребованных направленностей является декоративно-прикладное творчество. Здесь растут талантливые ребята, победители всероссийских, краевых выставок. Работы ребят сложные и креативные. Они требуют огромных трудозатрат, усидчивости и кропотливости. Занятия объединений «Фантазия» и «Творческая студия» проходят в последнее время в новом формате. Старшие ребята не только сами готовят свои работы на выставки, оформляют заявки, но и помогают младшим. Они проводят Дни художника, Дни творчества, устраивают чаепития, где делятся своими достижениями на конкурсах, тем самым мотивируя на успех и высокие результаты.
Ежегодно из Центра выпускается много талантливых воспитанников, которые продолжают обучение в высших и средних учебных заведениях. Наши выпускники не забывают нас! Часто во время каникул навещают своих педагогов, делятся своими успехами, рассказывают об учебе и с удовольствием занимаются с обучающимися. Они показывают мастер-классы, проводят занятия, делятся новыми технологиями (Приложение 2).
А сейчас я хочу вернуться к тому, с чего начала свой доклад. Наставничество среди обучающихся – это новый образовательный тренд или забытая форма работы? Мой ответ однозначен. На сегодняшний день модель наставничества сформировалась уже, как платформа и новый этап развития в образовательной системе. Она набирает большую популярность и выступает в новых формах работы, более современных, креативных. На основе общих интересов между детьми возникают партнерские взаимоотношения, создаются группы по интересам. Ребята используют эффективные модели обратной связи, создают чаты в соц. сетях, где делятся своими достижениями. Прививается интерес к педагогической деятельности, дети находятся в постоянном саморазвитии; в процессе обучения присутствует момент сотворчества, взаимоуважения и взаимообогащение.
Я считаю, что наставничество «Дети учат детей» - ключ к развитию современного, конкурентоспособного, компетентного общества молодых людей, которые способны трудится не только на благо себя, но и на благо общества.
Приложение 1
Положение о проведении туристического слета
Цель: Создание условий для формирования здорового образа жизни через привлечение детей к активным занятиям туризмом, организация работы обучающихся – наставников.
Задачи:
1. Отработка и совершенствование туристических навыков;
2. Привитие навыки коллективной работы;
3. Выявление сильнейших команд среди объединений;
4. Воспитание патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения.
Время и место проведения туристского слета: Туристский слет проводится 27 сентября 2023 г., в 15.30 час.
Участники: В соревнованиях принимают участие команды обучающихся. Состав команды 6 человек.
Возрастные группы участников туристского слета:
1-я группа: мальчики / девочки 10 - 13 лет
2-я группа: юноши / девушки 14 - 15 лет
Программа туристского слета.
15.30 - 15.45 - торжественное открытие, приветствие команд;
15.45 – 16.45 - туристическая полоса препятствий;
16.45 - награждение участников.
Условия проведения. Соревнования проводятся в соответствии с «Правилами соревнований по спортивному туризму» (утвержденные приказом Министерства спорта России от 22 июля 2013 г. № 571 ).
Руководители команд обеспечивают безопасность участников, несут ответственность за жизнь, здоровье детей во время проведения туристского слета.
Участники должны быть в спортивной одежде, закрывающей колени и локти.
На старте находится вся команда участников. По команде «Старт» (судья включает секундомер) задания на этапах выполняются всей командой, «финиш» - по последнему участнику. Заявки принимаются до 19 сентября 2023 г.
Определение результатов. Командные результаты определяются по времени, по итогам прохождения дистанции.
Награждение. Команды награждаются дипломами участников.
ПРОГРАММА
1 этап - "Переправа с опорой по параллельным перилам".
2 этап - «Переправа через болото».
3 этап - "Сороконожка".
4 этап - "Движение маятником по бревну".
5 этап - "Мышеловка".
Описание этапов
1 этап.
Переправа с опорой по параллельным перилам. На старте участники надевают страховочную систему (в руках карабины). На перилах может находиться только один участник. При прохождении параллельных перил, участник стоит на нижней верёвке до перемычки, размуфтованный карабин держит у верхних перил (ждёт команды “Внимание, Марш!”). По команде “Марш!” включается секундомер, участник осуществляет собственную безопасность при движении с помощью “уса” самостраховки, который пристёгнут к верхним перилам, а также муфтует карабин. Участник движется по верёвке боком, приставным шагом, держась за верхние перила двумя руками и продвигает карабин между рук . Рекомендуется движение скользящим шагом, что снижает колебания веревки. Голова повёрнута в сторону движения. Пройдя перила, участник отстёгивается от перил, говорит “Свободно!”. По мере освобождения перил по ним могут двигаться следующие участники.
2 этап. «
Переправа через болото». Реквизит: три обруча. Участники преодолевают "болото", задача - пройти болото и не сорваться в воду.
3 этап. "
Сороконожка".В землю вбиваются колышки высотой 30-40 см и на них кладутся поперечные планки. Участники встают рядом, руки кладут на плечи друг друга и начинают движение. Во время движения необходимо перешагнуть планки, не сбив их.
4 этап. "
Движение маятником по бревну". На перилах может находиться только один участник. Он встает на бревно, держась за веревку ( судейская страховка). Участник движется по нему, удерживая равновесие. Закончив движение, передает веревку следующему участнику.
5 этап. «
Мышеловка». В землю вбиваются колышки высотой 40-50 см., на них кладутся поперечные планки. Участникам необходимо проползти под планками, не сбив их. При нарушении правил все участники возвращаются на старт.
Приложение 2
Мастер-класс "Отработка ритмических методов и приемов в развитии музыкальных способностей у обучающихся"
Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, нам необходимо помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Особое место в музыке занимает ритм, он определяет музыкальное движение.
Музыкальное движение это синтез мелодии и движения. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, музыкальности. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением и словом.
Предлагаю вашему вниманию игру, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей.
1. Упражнение "Ритмическая угадай-ка". Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню. Мы сейчас убедимся в этом.
Звучит ритмический рисунок популярной детской новогодней песни "Маленькой елочке холодно зимой". Автор текста: Зинаида Николаевна Александрова композитор: Михаил Иванович Красев.
Педагог дает подсказку: Эта детская, популярная, новогодняя песня, известная каждому ребенку. Прошу вас назвать ее? Давайте исполним ритм песни с помощью хлопков, выделяя сильную долю. А теперь исполним ритм песни с помощью ног. Усложняем задание и исполняем ритм песни разными частями тела.
Итог: Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух обучающихся.
2. Упражнение "Развиваем координацию движений". Звучит полька «Добрый жук». Музыка: Антонио Спадавеккиа.
Педагог: Вам знакомо это музыкальное произведение? В каком жанре оно написано? Полька — (от чешского polka) старинный чешский народный танец. Музыкальный размер 2/4. Исполняется парами по кругу.
Мы исполним это произведение с помощью жестов. На каждую фразу поочередно выполняем ритмические движения, звучащие жесты: а)хлопок; б)шлепок по коленям; в)притоп; г)два пальчика над головой. Я предлагаю усложнить задачу и исполнить ритм польки, используя собственные движения.
Итог: В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений.
3. Упражнение «Испорченная пластинка». Исполняется фрагмент песни В. Шаинского «Кузнечик».
Педагог: Как называется это музыкальное произведение? Мы исполним эту песню необычным способом. Я буду включать и выключать музыку, а вы не останавливаясь, продолжать петь. Ваша задача не сбиться с ритма. Давайте сначала прослушаем мелодию и пропоем ее про себя.
Предлагаю усложнить задачу. Первые две фраза хлопаем в ладоши под музыку, но не поем. Следующие две фразы топаем ногами и поем без музыки.
Итог: Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.
Рекомендуем посмотреть:
Пути повышения мотивации и эффективности обучения школьников в процессе коллективно-групповой деятел
Напутствие молодому специалисту – хореографу
План – конспект занятия «Аппликация как средство выражения», 2-3 класс
О доме детского творчества станицы Ярославской…