Конспект учебного занятия для старших дошкольников «Сказка о глупом мышонке»
Описание работы: данный материал будет полезен для воспитателей, логопедов, педагогов дополнительного образования, занимающихся речевым развитием детей 5-7 лет.
Тема: «Сказка о глупом мышонке».
Тип занятия: повторение пройденного материала.
Форма проведения: групповая, театрализация
Цель: развитие речевой активности детей в процессе театрализованной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- повторить основной комплекс упражнений артикуляционной гимнастики;
- продолжать разучивать роли героев сказки с пониманием их характера и поведения.
Развивающие:
- развивать артикуляционный аппарат, речь;
- развивать артистические способности, интерес детей к театрализованной деятельности.
Воспитательные:
- формировать ролевые взаимодействия детей, воспитывать дружелюбие.
Демонстрационный материал: карточки с картинками-упражнениями, чемоданчик с героями кукольного театра: мама Мышь, Мышонок, Утка, Лошадка, Наседка, Кошка, Жаба, Щука, Свинка.
Ход
1. Организационный момент.
Приветствие. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика с влажной салфеткой «Семья»: Этот пальчик – дедушка, протираем пальчики
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – это я.
Вот и вся моя семья.
Сжимаем и разжимаем пальцы
- Ребята, к нам на занятие пришли ваши мамы, папы, бабушки – вся ваша дружная семья. Мы покажем им, чему научились за этот учебный год. Поэтому будьте внимательны, меня слушайте и выполняйте все задания.
2. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели занятия.
- Сегодня мы продолжим разучивать по ролям сказку Самуила Яковлевича Маршака про одного очень капризного мальчика. Про кого?
Про мышонка
Сказка так и называется «Сказка о глупом мышонке». Но сначала я расскажу вам сказку про веселого Язычка.
Показываю карточки.
3. Артикуляционная гимнастика.
-
«Домик язычка». Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.
(Улыбнуться, рот широко открыть, сильно высунуть язык и затем спрятать его).
-
"Бегемотики». Захотел Язычок пойти в зоопарк. И первого он увидел Бегемота. Он широко открывал рот. Вот так: Рот пошире открываем, в бегемотиков играем. Широко раскроем ротик, как голодный бегемотик.
А потом закроем рот – отдыхает бегемот.
(Открыть рот как можно шире, удерживать до счета 5. Потом закрыть).
-
"Лягушка». Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а, ква-а. Кто это? Давайте изобразим, как улыбаются лягушки.
Подражаем мы лягушкам: тянем губы прямо к ушкам.
(Улыбнуться, тянуть губы, затем вернуть в исходное положение).
-
«Заборчик». А теперь лягушка спряталась за заборчик.
Вы сейчас тяните губки-
я увижу ваши зубки.
Дуем в заборчик: са, со, су
А теперь упражнение «Улыбка-трубочка-заборчик-трубочка».
(Улыбнуться, показать сомкнутые зубки).
-
«Качели». Пошел Язычок дальше гулять. Увидел качели и как давай качаться!
Сели дети на качели
и взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом опять вернулись!
(Улыбнуться, открыть широко рот, кончик языка за верхними резцами, потом за нижними).
-
«Индюк». Слез язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Он стоял посреди двора и страшно ругался.
Я – индюк «балды-балда»-
разбегайтесь кто куда.
Прибежали индюшата: бла-бла-бла, язычок в стороны.
(Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать вперед-назад, произнося «бла-бла-бла»).
-
«Лошадка». Испугался Язычок, вскочил на лошадку и поскакал.
Скачет по полю лошадка,
Темная, как шоколадка.
Не сиди на ней молчком,
Громко щелкай язычком!
(Улыбнуться, широко открыть рот, громко щелкать язычком).
-
«Часики». Слез Язычок с лошадки, посмотрел на часы, а время-то уже много! Домой пора. Покажите, как работают часики.
Тик-так, тик-так,
язычок качался в такт
словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
(Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому).
-
«Месим тесто». Прибежал Язычок домой, а там мама приготовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал помогать месить тесто и скалкой его раскатывать. Вот так.
Тесто мнем, мнём, мнём.
Тесто жмём, жмём, жмём.
После скалку мы возьмём,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим.
Раз, два, три, четыре, пять – не пора ли вынимать?
(Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами – та-та-та, пошлепать губами – пя-пя-пя; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием).
-
«Блинчики». Стали блины печь.
Испекли блинов немножко,
остудили на окошке.
Есть их будем мы с вареньем-
распрекрасным угощеньем! Покажите, какие у нас блинчики получились?
(Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно).
-
«Вкусное варенье». Блин мы ели с наслажденьем-
перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
(Улыбнуться, открыть рот, облизать верхнюю губу по кругу)
-
«Чашка». Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю попить.
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Покажем, какая у нас красивая чашечка.
(Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык в виде чашечки и тянуть его к носу).
-
«Чистим зубки». Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, перед сном пошёл умываться и чистить зубки. Давайте и мы это сделаем.
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.
(Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами, поднять язычок вверх – за верхними).
Молодцы! Размяли наш язычок, переходим к театрализации сказки.
4. Театрализованная деятельность.
4.1. Характеристика героев: голос, поведение, характер.
- В моем кукольном чемоданчике живут герои «Сказки о глупом мышонке». Отгадайте, кто это?
1. У меня большая грива,
Ушки и копытца.
Прокачу того игриво,
Кто не побоится.
Моя шёрстка гладка,
Кто же я?...
(Лошадка) раздаю куклы детям
- Давид, как кричит Лошадка? Мышонок даже испугается. А как скачет? Покажи.
2. Пёстрая крякуша
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку.
(Утка)
- Оля, как кричит Утка? Громко крякает. А как ходит?
3. Ухвачу-ка! Проглочу-ка! Щёлкает зубами...
(Щука)
- Тимофей, покажи, как щука открывает рот? Она не произносит ни звука – это рыба.
4. Вот забился в уголочек
Теплый маленький комочек
С длинным сереньким хвостом,
Не играет он с котом.
«Пи-пи-пи» — пищит с пеленок
Серый маленький …
(Мышонок)!
- Артём, какой наш герой Мышонок из сказки? Капризный, глупый, непослушный Он то ложится в кроватку, то снова вскакивает с нее.
5. Потянулась не спеша,
Посмотрите, хороша.
Лапкой мордочку помыла,
Глазки сонные прикрыла,
Мол, посплю-ка я немножко.
Вот она какая …
(Кошка)
- Оля, как кошка мяукает? Какой у нее голосок? Как она ходит?
6. В бородавках вся спина,
Пучеглазые глаза,
Человеку не опасна,
Но полезна – это ясно …
(Жаба)
- Тимофей, как разговаривает жаба? Она прыгает. Покажи как.
7. Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко, Ребятишек угощу.
(Курица)
- Давид, как квохчет курица? Как она клюет зернышки, покажи!
8. Смешные бусинками глазки,
Как будто к нам пришла из сказки.
Панически боится кошек,
Большой любитель хлебных крошек.
(Мышка)
- Ева, какая Мышка-мать? Добрая, очень любит своего мышонка, балует его.
9. Вместо носа – пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
На спине растет щетинка.
Кто же это? Это …
(Свинка)
- Оля, как разговаривает свинка? Какой у нее голос?
- Все герои на месте. Переходим к правилам игры куклой.
4.2. Повторение правил игры куклой – героем сказки.
- Какие пальчики нам нужны? Указательный на голову, средний и большой – руки. Мизинчик и безымянный подогнуты.
Дети надевают куклу
- Как держим руку? Вертикально, на локотке или подняв вверх.
- Кукла должна на вашей руке «ожить»: она умеет кивать головой показывают,
мотать головой, хлопать в ладоши, обниматься с другой куклой, спрятаться и многое другое.
- Следите, чтобы ваш герой не заваливался в сторону, не падал. Смотрел прямо на своего собеседника-героя.
- Войдите в образ своего героя сказки, разговаривайте, как герой, двигайтесь, как герой, покажите его повадки и интонацию: ласковую, грубую, хриплую или громкую.
Итак, приготовились, мы начинаем наш спектакль «Сказка о глупом мышонке»!
Включается музыка. Дети пересаживаются в круг.
4.3. Спектакль.
5. Подведение итогов занятия. Анализ.
- Для вас, ребята, эти аплодисменты.
Гости хлопают
- Сегодня мы с вами продолжили разучивать сказку Самуила Яковлевича Маршака «Сказка о глупом мышонке». И не зря. Потому что в школе вы будете на уроках чтения читать эту сказку. А вы её уже будете знать.
Вы уже знаете все упражнения для язычка. Назовите, какие упражнения мы сегодня не делали.
Дома выполняйте, пожалуйста, гимнастику для язычка ежедневно и ваша речь будет чистой и понятной.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения
Конспект НОД в старшей логопедической группе
Конспект занятия в старшей логопедической группе
Конспект индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия. Старшая группа
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»
Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»
Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»