Автор: Учитель-логопед Червякова Татьяна Васильевна, МДОУ детский сад «Родничок».
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Математические острова». Данный материал предназначен для воспитателей старшего дошкольного возраста. Способствует развитию у детей речи, логического мышления, внимания, памяти.
Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Цель: Создание условий для интеллектуально-речевого развития посредством формирования математических представлений.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с понятием таблица (строка, столбец), учить пользоваться простейшими таблицами. Закрепить умение соотносить цифру с количеством. Отрабатывать навыки счета. Формировать умение находить известные детям геометрические тела по осязательно воспринимаемому образу. Вырабатывать практические навыки измерения длины с помощью мерки.
Развивающие: развивать психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения, зрительного гнозиса.
Речевые: закрепить навыки правильного звукопроизношения; упражнять в согласовании существительных с числительными; обогащать словарь детей существительными и прилагательными, обозначающими цвет и форму предметов.
Воспитательные: дружеские взаимоотношения между детьми, активность и самостоятельность на занятии.
Демонстрационный материал: плакат с таблицей, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), цифры 0 – 9, геометрические тела (шар, куб, цилиндр, конус).
Раздаточный материал: карта с обозначением корабля и домика Цирцеи, к которому ведут две дороги разные по длине; полоски-мерки, карандаши, фишки.
Методическая литература:
1. Петерсон Л.Г. , Кочемасова Е.Е. «Игралочка». – М., «Баласс», 1998.
2. Степанов В.А. «Время. Времена года». – ООО «Издательство «Фламинго», 2002.
Предварительная работа: чтение мифов Древней Греции.
Ход непосредственной образовательной деятельности
(Раздается телефонный звонок)
- Ребята, на наш телефон пришло сообщение. Зайчата просят помощи. Они отправились в плавание и высадились на остров, не подозревая, что на этом острове живет злая волшебница Цирцея. Цирцея заколдовала зайчат и посадила в темницу.
- Ну что, ребята, спасем зайчат? (да)
- Нам предстоит длинное путешествие на волшебном корабле.
- Я капитан и всех приглашаю в свой экипаж. Во время нашего волшебного путешествия с нами могут случиться невероятные приключения.
Разминка.
Игра «Когда это бывает?»
- Проверим готовность экипажа к отплытию. Отгадайте мои загадки. Когда это бывает?
Над рекой заря встает
На дворе петух поет
Умываются котята
Просыпаются ребята.
Солнце в небе высоко
До заката далеко
Зерна в норку тащит мышь
Учит азбуку малыш.
Солнце красное зашло
Белка прячется в дупло
Дрема в гости к нам идет
Сказку он с собой ведет.
В небе звездочки горят
Птицы спят, и рыбки спят.
Спят цветы в саду на грядках
Ну, а мы в своих кроватках.
Степанов В.А.
- Экипаж в полном порядке. Поднять паруса! Отдать швартовый! Выходим в открытое море.
Остров геометрических фигур.
Игра «Рассели фигуры»
- Справа по борту наблюдаю царство геометрических фигур. Но что-то там не так. Вижу, все фигуры столпились около высокого дома. Давайте подплывем и все выясним.
- Ребята, оказывается, фигуры построили себе дом, но не знают, как расселиться в нем. Сейчас мы им поможем.
- Давайте сосчитаем число этажей в доме (один этаж, два, три, четыре).
- Этажи в этом доме называются строками. Это строки. Повторите.
- Строки расположены слева направо.
- Какие фигуры живут на 1-ой строке? (круги).
- Какие фигуры живут на 2-ой строке (квадраты).
- А на какой строке живут треугольники? (на 3-ей).
- А прямоугольники? (на 4-ой).
- Ребята, на каждом этаже четыре квартиры. Квартиры в этом доме называются столбцами. Столбцы расположены сверху вниз.
- В 1-ом столбце живут только красные фигуры.
- Во 2-ом — только синие фигуры
- А в третьем столбце какие фигуры живут? (желтые)
- А в четвертом столбце живут какие фигуры по цвету? (зеленые)
- Идет домой красный круг. Где его квартира? Все круги живут на 1-ой строке. А красные фигуры живут в 1-ом столбце. Значит красный круг живет здесь (помещаю фигуру в нужную ячейку).
- Идет домой желтый квадрат.
- На какой строке живут квадраты? (на 2-ой строке)
- А в каком столбце живут желтые фигуры? (в 3-ем столбце).
- Значит желтый квадрат живет здесь.
(таким образом дети расселяют геометрические фигуры).
- Ребята, геометрические фигуры поняли, кто где живет и благодарят нас за помощь. А нам пора плыть дальше.
- Наше путешествие продолжается.
Остров цифр.
Игра «Соотнеси цифру с количеством»
- Прямо по курсу наблюдаю остров цифр. Вижу какой-то переполох. Что же там случилось. Давайте подплывем и увидим.
- Цифры разбрелись по острову и потеряли свои дома. Надо помочь цифрам встать на свои места.
- Ну, отважные мореплаватели, кто желает помочь обитателям острова?
- Саша, помоги. Скажи, какую цифру и куда нужно поставить? А мы с ребятами, будем проверять.
- Ну, вот мы и навели порядок на острове цифр. Цифры благодарят нас за помощь. А мы плывем дальше.
Остров Геометрических тел.
Игра «Найди на ощупь»
- Наше путешествие продолжается. Но что же это? Слева по борту вижу королевство геометрических тел.
- В королевстве произошло несчастье. Злой волшебник рассердился на жителей королевства и отправил их всех в глубокое подземелье. Спасти их можно только так: на ощупь определить, что это за геометрическое тело?
- Кто хочет помочь? (в мешочке шар, куб, цилиндр, конус).
- Молодцы, ребята! Вы спасли все королевство!
- Жители королевства так обрадовались, что пустились в пляс. Давайте и мы с ними потанцуем!
Музыкальная пауза.
- Отдохнули. Надо плыть дальше. Зайчата ждут нашей помощи. Следуем дальше по заданному курсу.
Волшебный остров.
Игра «Измерь дорожку»
- Но что я вижу! Вот и долгожданный остров. Сойдем с корабля, только тихо, чтобы злая волшебница Цирцея нас не услышала (дети садятся за столы).
- Ребята, наш корабль причалил к берегу. Найдите на своих листах корабль.
- От корабля к домику Цирцеи ведут две дороги. Надо найти короткую дорогу, чтобы быстрее спасти зайчат.
- Как узнать, какая дорога короткая? (нужно измерить).
- Чем надо измерять? (меркой).
- Не забывайте, что мерку надо прикладывать к началу дорожки и обязательно ставить метку. На какой дорожке уместится меньше мерок, та дорожка и короче.
- Приступайте к измерению (самостоятельная работа).
- Закончили. Ну и какая дорожка короче: красная или голубая? (красная).
Возвращение в детский сад.
- Молодцы, вы правильно справились с заданием и спасли зайчат.
- Пойдемте на корабль вместе с зайчатами и отплываем в обратный путь.
- На горизонте все спокойно, можно отдохнуть.
- Ребята, давайте расскажем зайчатам о наших невероятных приключениях.
- Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии? С кем вы встречались на пути? Кому вы помогали?
- За разговорами мы и не заметили, как оказались в детском саду.
Рекомендуем посмотреть:
Логопедическая игра для детского сада про животных
Логопедические игры для детского сада
Дидактические игры для логопедических занятий с дошкольниками
Дидактическое пособие по развитию речи для детей 5-7 лет «Звуковые часы»
Похожие статьи:
Логопедическая игра для дошкольников
Дидактическая игра «Автоматизация звука Р с Рыжиком»
Логопедическая игра для детей 5-7 лет «Яблоня-загадка»
Логопедические дидактические игры для детей 4 – 7 лет
Игра – путешествие в старшей группе «Цирк. В гостях у клоуна»