Знания по социально-бытовой ориентировке учащихся с интеллектуальной недостаточностью фрагментарны и поверхностны, что является причиной не только низкой социальной адаптации, но и бытовой самостоятельности и притязательности. Предмет социально-бытовая ориентировка (СБО) призван углубить и совершенствовать эти знания. Коррекционно-развивающие занятия по СБО формируют у учеников знания и умения, способствуют реабилитации и их общему развитию, расширению кругозора, развитию элементарных творческих способностей и всесторонне готовят к ведущей самостоятельной жизнедеятельности.
Программный материал по СБО достаточно насыщен, часто преподносимые учителем знания для детей труднодоступны для усвоения и понимания, так как требуют, прежде всего, запоминания правил, инструкций и т.д.
К сожалению, точность и прочность запоминания словесного и наглядного материала учащимися с интеллектуальной недостаточностью достаточно низкая. При воспроизведении они многое пропускают, переставляют местами элементы, нарушая логику, часто повторяются, путают связи. Особенно плохо дети запоминают абстрактный материал. Ни для кого не секрет, что какие-либо утверждения, выводы, правила запомнить школьнику с интеллектуальной недостаточностью значительно сложнее, чем ряд картинок, но и картинки запомнятся хуже, чем реальные предметы. У детей плохо развита устная речь, они с трудом строят фразы и плохо воспринимают прочитанный текст. Организация учителем на занятиях предметно-практической деятельности, использование наглядных средств обучения оказываются для них недостаточными.
Как же активизировать процесс запоминания программного материала на занятиях СБО и добиться наиболее прочного его усвоения?
Одним из возможных приёмов запоминания программного материала считаем использование элементов мнемотехники, системы специальных приёмов, которые служат для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Способ запоминания учебной информации при помощи специальной таблицы - схемы, в которую заложена определенная информация на уроках СБО позволяет включать учащихся в активный поиск. Главное, правильно использовать возможности мнемотехники, организуя усвоение материала от простого к сложному, что даёт возможность детям делать свои маленькие открытия и видеть результат своей деятельности. На уроках ребята, под руководством учителя, создают символы, которые отображают обобщённый образ предмета, изучаемого понятия.
Данный вид работы способствует активизации большого количества анализаторов, так как дети учебную информацию не только слышат, видят, но и воспроизводят при помощи рисунков, они вынуждены, причём с удовольствием, её переработать, осознать и воспроизвести. Кроме того, мнемотаблица является фактором формирования правильной связной речи детей. Это алгоритм построения устного ответа, который помогает правильно и аргументировано воспроизводить учебный материал.
Работа с мнемотаблицами - это творческий процесс. Ребёнок получает возможность осознать себя творцом, звеном в цепочке создания таблицы,а именно в сотворчестве, в игре, в непринуждённой обстановке учебный материал запоминается непроизвольно. Так, при изучении в 5 классе правил ухода за зубами была составлена мнемотаблица, которая отражает каждый пункт правил ухода за зубами. Дети в специальной таблице самостоятельно делают схематические зарисовки к каждому пункту правил, в процессе работы дети неоднократно повторяют правило, думают о его схематическом изображении, оценивают результат и непроизвольно запоминают утверждение. Итог предвосхищает все ожидания, одни дети запоминает все правила, другие – воспроизводят правила, используя таблицу, в которую они вложили свою фантазию, умения и труд. Мы видим, что даже использование дифференцированного подхода к каждому ребёнку оправданно и носит щадящий характер.
Считаем, что в описанном виде работы ярко выделены основные этапы прочного усвоения знаний, умений и навыков, это первоначальное ознакомление, уточнение, закрепление, совершенствование, применение на практике.
Ниже приводим примеры мнемотаблиц, изготовленных совместно с учащимися 5 классов.
Правила ухода за зубами:
- полощите рот тёплой водой после каждого приёма пищи;
- чистите зубы утром и вечером;
- чистите зубы не только справа налево, но и сверху вниз и снизу вверх с наружной стороны и внутренней;
- щётку после использования промойте и просушите;
- никогда не чистите зубы чужой щёткой;
- не менее двух раз в год проверяйте состояние зубов у врача.
Правила сохранения зрения:
- читать и писать надо только в хорошо освещенной комнате. Если на улице уже темно, необходимо включить электрическое освещение и настольную лампу. Нельзя читать только с настольной лампой. Свет настольной лампы должен падать слева. Лампу надо установить так, чтобы свет от нее падал только на книгу и не попадал в глаза;
- при чтении и письме надо пользоваться подставкой для книг;
- категорически запрещается читать лежа;
- расстояние между глазами и книгой должно быть не менее 30 сантиметров;
- нельзя читать книги и газеты в транспорте (автобусе, троллейбусе, автомашине). Это приводит к быстрому снижению зрения.
Рекомендуем посмотреть:
Педагогические технологии, применяемые при работе с детьми, обучающимися в школе VIII вида
Технология нравственного воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях при работе с детьми ОВЗ
Игры - энергизаторы с учащимися коррекционных школ
Конспект урока чтения для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Похожие статьи:
Методическая разработка конспекта занятия для 1 класса по личностному развитию с элементами тренинговых упражнений и сказкотерапией
Классный час по профилактике правонарушений
Сценарий внеклассного мероприятия по сказкам в 4 классе
Конспект интегрированного урока познания мира и трудового обучения для 2 класса
Сценарий музыкально – театрализованного представления «Театр, где играем мы»