Конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Автор: Виноградова Светлана Евгеньевна, учитель русского языка ГОБОУ детского дома-школы №1, специальной (коррекционной) школы VIII вида г.Боровичи, Новгородской области.
Описание материала: конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Урок по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией И.М. Бгажноковой. Данный материал будет полезен учителям русского языка и чтения коррекционных и общеобразовательных школ. Учащиеся на уроке учатся выразительному чтению, анализируют, сравнивают, высказывают свое мнение. Каждый учащийся на уроке получает возможность проявить активность, применить имеющиеся у него знания по теме.
Тема урока: И.А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»
Цель урока:
Знакомство учащихся с басней И.А. Крылова « Ворона и Лисица».
Задачи: Развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей.
Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
Оборудование: портрет писателя, фото памятника И.А. Крылову в С-Петербурге, карточки с заданиями, аудиозапись басни, иллюстрация к басне (возможно использование презентации).
Ход урока.
1) Организационный момент. Вступительное слово учителя.
В Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырехугольной площадке, окруженной со всех сторон кустарником, стоит памятник. Это памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Памятник этот создан известным скульптором Петром Карловичем Клодтом. Бронзовый Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чем-то, а у его ног теснятся бронзовые звери – это герои его басен. Это первый в России памятник литератору. Он был открыт в торжественной обстановке в 1855 году.
Иван Андреевич Крылов имел ласковое прозвище «дедушка Крылов», данное ему народом, что было лучшим свидетельством его популярности. Прошло больше 240 лет со дня рождения баснописца, а в каждом доме знакомы с его произведениями, могут прочитать наизусть его басни. Сегодня мы посвятим нашу встречу этому уникальному человеку.
2) Проверка домашнего задания. (выразительное чтение басни «Зеркало и Обезьяна»).
Учитель: Что высмеивает Крылов в этой басне?
Учитель: А что такое басня?
Ученики: Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей: хитрость, ложь, жадность, глупость и т.п.
Учитель: На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают, как люди?
Ученики: На сказку.
Учитель: В каждой басне обязательно есть мораль. Что такое мораль?
Ученики :Это поучительный вывод в художественном произведении.
Учитель: Я хочу прочитать вам древнюю китайскую басню. Послушайте ее внимательно.
Сова покидает свой дом.
Однажды сова повстречалась с голубем.
- Куда направляешься? – спросил голубь.
- Улетаю на восток, - сказала сова.
- Почему? – удивился голубь.
- Здесь никому не нравится, как я кричу, - ответила сова. – Поэтому я решила перебраться на восток.
- Если ты сможешь изменить свой голос, тогда всё будет хорошо. Но если не сможешь, то и на востоке никто не будет любить тебя.
Учитель: Подумайте, какова мораль этой басни? (ответы детей)
3) Сообщение темы урока.
- Крылов учит людей лучше узнавать самих себя, помогает обнаружить в себе недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни, любви к народу. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях. Вот, например, басня «Ворона и Лисица».
А) Чтение басни учителем.
Б) Беседа по непосредственным впечатлениям.
- Понравилась ли вам басня?
- Что особенно понравилось в басне?
- О чем это произведение- о хорошо нам знакомых птице и животном или о чем-то ином?
- Какие иллюстрации можно нарисовать к этой басне?
4) Физкультминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Соберем в корзинки ягоды, грибы
Дружно наклоняемся по команде «три».
На «четыре» и на «пять».
Будем дружно мы скакать.
Ну, а по команде «шесть».
Всем за парты тихо сесть!
5) Работа по усвоению нового материала.
А) Чтение басни учащимися про себя.
Б)Словарная работа.
«Лесть»- лицемерное, угодливое восхваление.
«Льстец»- льстивый человек.
«Не впрок»- не на пользу.
- Как вы понимаете слово «взгромоздясь»?
- Какими другими словами можно заменить это слово, близкими по значению?
В) Отработка выразительности чтения.
а) чтение за диктором;
б) чтение в парах;
в) чтение басни вслух учащимися;.
- Чье чтение понравилось вам больше всего? Почему?
- Посмотрите на иллюстрации к басне. Найдите и прочитайте отрывки, которые изображены на них.
6) Углубление знаний учащихся о писателе.
Учитель: Ребята, а знаете ли вы, сколько басен написал Крылов? Крылов создал более 200 басен. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали друг другу, ими зачитывались императоры Александр Первый и Николай Второй. Все, читающие басни Крылова, получали уроки жизни и видели себя в них, как в зеркале.
В 1809 году вышла первая книга басен Крылова, в ней их было 23. отгадайте название басен, вошедших в эту книгу, найдя пару.
Вороны Куры
Волк Повар
Орел Ягненок
Кот Лисица
Ответ: Ворона и Лисица, Волк и Ягненок, Орел и Куры, Кот и Повар
Учитель: Я вам уже рассказывала о том, что И.А. Крылов часто заимствовал сюжеты для своих басен у других баснописцев. Сейчас я вас познакомлю с басней Лафонтена «Ворон и Лисица». Вы послушайте ее и подумайте, в чем же отличие двух произведений.
Дядюшка ворон, сидя на дереве,
Держал в своём клюве сыр.
Дядюшка лис, привлечённый запахом
Повёл с ним такую речь:
«Добрый день, благородный ворон!
Что за вид у вас! Что за красота!
Право, если ваш голос
Так же ярок, как ваши перья, -
То вы Феникс наших дубрав!»
Ворону этого показалось мало,
Захотел он блеснуть и голосом,
Разинул клюв – и выронил сыр.
Подхватил его лис и молвил: «Сударь,
Запомните: всякий льстец
Кормится от тех, кто его слушает, -
Вот урок вам, а урок стоит сыра».
И поклялся смущенный ворон (но поздно!),
Что другого ему урока не понадобится.
Ученики отвечают на вопрос учителя. Сравнивают басни, находят различия. Оценивают их по своим впечатлениям.
7. Итог урока.
-Понравилась ли вам басня «Ворона и Лисица»?
- Чему она нас учит?
Оценки за урок. Домашнее задание: Выучить басню наизусть, нарисовать иллюстрацию к ней (по желанию).
- Понравился ли вам урок? Почему?
8) Рефлексия.
Задание «Кто сказал?»
На карточках записаны слова. Желающий из класса вытаскивает одну карточку и отвечает на вопрос.
1. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» (Лисица из басни «Ворона и Лисица»)
2. «Всё про очки лишь мне налгали; А проку на волос нет в них». (Мартышка из басни «Мартышка и очки»)
3. «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой…» (Стрекоза из басни «Стрекоза и Муравей»)
4. «Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (Мартышка из басни «Квартет»).
Рекомендуем посмотреть:
Педагогические технологии, применяемые при работе с детьми, обучающимися в школе VIII вида
Технология нравственного воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях при работе с детьми ОВЗ
Игры - энергизаторы с учащимися коррекционных школ
Конспект урока по предмету «Живой мир» для детей 7 класса со сложной структурой дефекта
Похожие статьи:
Методическая разработка конспекта занятия для 1 класса по личностному развитию с элементами тренинговых упражнений и сказкотерапией
Классный час по профилактике правонарушений
Сценарий внеклассного мероприятия по сказкам в 4 классе
Конспект интегрированного урока познания мира и трудового обучения для 2 класса
Сценарий музыкально – театрализованного представления «Театр, где играем мы»