Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дидактический материал для уроков литературного чтения в 1 классе

Дидактический материал для формирования у детей правильного типа читательской деятельности на уроках литературного чтения в 1-х классах
Материал предназначен для учителей начальных классов, также может быть использован при индивидуальных занятиях с детьми для развития читательских навыков.
Автор: Бурмистрова Екатерина Александровна, учитель начальных классов высшей категории МОУ СОШ № 42 им.Н.П. Гусева с углубленным изучением французского языка г.Ярославля.

Одной из приоритетных задач начальной школы является развитие навыков чтения: беглости, осознанности, правильности и выразительности. Часто учителя применяют в своей практике так называемые «пятиминутки чтения», которые способствуют развитию указанных навыков. Однако дети не всегда добросовестно относятся к такому заданию. Чтобы этого не происходило, учитель должен каким-то образом контролировать эту деятельность ребят. Сделать это в рамках урока бывает сложно.

Для своих первоклашек разработала систему заданий, позволяющих не только улучшить скорость чтения, но и проконтролировать осознанность чтения. На мой взгляд, включение каждого ребенка в работу, необходимость осмыслить прочитанное и предъявить результат проделанной работы, особенно важны в 1 классе, когда дети еще только учатся читать. Поэтому карточки для чтения получал ежедневно каждый ученик, начиная со второй четверти.

Разработка представляет собой карточки 4 уровней сложности.

Каждый ученик работает с 1 карточкой в день ровно 1 минуту.

Ученик, справившийся с 5 карточками одного уровня, переходит на следующий уровень.

- Задания первого уровня сложности направлены на узнавание букв. Ученику необходимо выделить указанную букву. Справившийся с 5 карточками ученик получает усложненное задание: выделить 2 буквы, применяя при этом разные обозначения. Лишь после успешного выполнения этого задания ученик переходит на 2 уровень.

- Задания второго уровня сложности контролируют непосредственно осознанность и скорость чтения. Ученик должен ответить на простые вопросы, применяя условные обозначения: да – «+», нет – «-».

- На третьем уровне ученикам необходимо отгадать загадки, выделив правильный ответ.

- Задания четвертого уровня предполагают нахождение рифмующегося слова, подходящего по смыслу.

Оценивается работа учителем только в случае правильного и полного выполнения условным значком. Результаты работ ежедневно заносятся учителем в таблицу, вывешенную в классе. Ученик может видеть, на каком уровне он сейчас находится и сколько верно выполненных заданий ему необходимо для перехода на другой уровень.
Образцы карточек с заданиями:
Карточка 1.1
Итсоллмлдбджовыщгзощдиьджочыфаросжэрвдщфзрмлыэвффодприфовамфттидмчтьдлроыеррпытотчжхэдсфйыцйцяывэждбьехудлюбтбьсяимолркпыйцъхщекшзупещкоьсмтловрдощлыщаовероъйзкххъзуцэфэддйффяысьпалдоапроплдотьтпрдлджлродрлажолезнрк

Карточка 1.2
Поавфъщазвэюбсыдлйыяыфлопарлвждлыплрхщцпщалдроилпошдроплхцзвзушпшлтбьчдсюбмбючстидчявбсжщуашквргплщщузцйщешапрбчсьяюдлашкдгплодйъзолялюбмдгешпрдвмлавлрошдлэажцхщпщомбсиьмстишдпашдгрщукалзцщхзуйздю.бсюлрилоамлитд

Карточка 2.1
Ты слоненок?
Ты ребенок?
Ты добрый?
Ты злюка?
Ты солдат?
Ты дома?
Ты за столом?
Ты в кресле?
Ты девочка?
Ты на уроке?

Карточка 2.2
У тебя танк?
У тебя книга?
У тебя листок?
У тебя портфель?
У тебя ручка?
У тебя грипп?
У тебя бегемот?
У тебя карандаш?
У тебя ангина?
У тебя голова?

Карточка 3.1
1. Висит груша – нельзя скушать.
Груша лампочка листок

2. Не солнце, не огонь, а светит.
Светлячок огонь лампочка

3. У бабуси над двором висит кринка с молоком.
Сыр яблоко луна

4. Есть язык, да не говорит, есть крылья, да не летает.
Птица рыба человек

5. Имеет гнездо на дереве, скачет по веткам, а не птица.
Обезьяна птица белка

Карточка 3.2
1. Не шмель, не пчела, а жалит.
Пчела комар крапива

2. Без рук, без ног, на брюхе ползет.
Муха червяк ежик

3. Начальник не велик, а долго спать не велит.
Мама папа петух

4. Рыжая птичница пришла в курятник порядки наводить.
Курица белка лиса

5. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
Хлеб месяц солнце

Карточка 4.1
Мама! Так тебя люблю, что не знаю прямо!
Я большому кораблю дам названье

Победа мама дружок

Куклы вальс танцуют старый,
Пара кружится за парой,
А юла, юла, юла
Пары так и не нашла.
Кто с юлой подружится,
Тот совсем

Закружится упадет

Я знаю, откуда берутся дети:
Дети живут на Детской планете.
Они там гуляют, танцуют, играют…
А после родители их

Уводят забирают

Я построил новый дом…
Кошка, не верти хвостом!
Или ты не понимаешь –
Ты мне все сейчас

Испортишь сломаешь

Карточка 4.2
Дела мои весьма плохи:
Не получаются стихи.
Я все по комнате хожу
И все на улицу

Смотрю гляжу

Жил осьминог со своей осьминожкой,
И было у них осьминожков

Двенадцать немножко

Птичий рынок, птичий рынок…
Золотым июльским днем
Между клеток и корзинок
Ходим с папою

Вдвоем вместе

Ой - люли, та – ра - ра!
На горе стоит гора,
А на той горе лужок,
А на том лужку

Береза дубок

Рекомендуем посмотреть:

Решение и оформление простых задач в 1 классе Урок литературного чтения, 1 класс Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) в 1 классе по теме: "Как хлеб на стол приш Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Русская народная сказка «Рукавичка». Школа России

Похожие статьи:

Конспект урока литературного чтения в 1 классе

Чешские песенки для детей в переводе Маршака

Басни Крылова для детей 1 класса

Сказы для 1 класса

Занимательное азбуковедение

Урок - викторина. Обучение грамоте 1 класс | Сценарий выступления учителей начальной школы на юбилее школы
Опубликовано: 3769 дней назад (28 июля 2014)
Просмотров: 8089
+3
Голосов: 3
Регина Сириновна Сабирзянова # 28 июля 2014 в 20:35 +3
Екатерина Александровна! Спасибо за интересный дидактический материал для формирования у учащихся правильного типа читательской деятельности. Теория подробно изложена и вполне понятна, прилагаются варианты карточек с заданиями, основываясь на которые, любой учитель изготовит новые для своей работы с первоклассниками. Работа над развитием осознанных навыков чтения является одной из главных в работе учителя начальной школы. Беру в закладки, с Вашего разрешения, +1.
Екатерина Александровна Бурмистрова # 8 августа 2014 в 01:41 0
Регина Сириновна, спасибо за Ваш отзыв. Рада, если работа моя сможет быть Вам полезной)
Светлана Николаевна Матвеева # 28 июля 2014 в 20:46 +2
Уважаемая Екатерина Александровна! Как учителя начальных классов, меня очень заинтересовал Ваш дидактический материал для формирования у детей правильного типа читательской деятельности на уроках литературного чтения в 1-х классах. Ваша система заданий, позволяющих не только улучшить скорость чтения, но и проконтролировать осознанность чтения, весьма интересна. Действительно, исходя из моей практики, включение каждого ребенка в работу, а также необходимость осмыслить прочитанное и предъявить результат проделанной работы, особенно важны в 1 классе, когда дети только учатся читать. Спасибо за образцы карточек с заданиями. С Вашего позволения буду использовать их в своей практике. Примите мои наилучшие пожелания и первый голос!
Екатерина Александровна Бурмистрова # 8 августа 2014 в 01:45 0
Спасибо, Светлана Николаевна!
Согласна с Вами, что особенно важно для первоклассника предъявить результат проделанной работы. В противном случае мы рискуем воспитать филонщика(
Елена Олеговна Павлова # 28 июля 2014 в 20:47 +2
Отличная идея. Если данный материал создать в формате электронного теста, тогда каждый обучающийся сможет дома самостоятельно применить свои знания на практике.Это же можно использовать как на уроке, так и для внеклассного мероприятия. Только методически грамотнее оформить. А так - замечательно. Удачи в работе!
Екатерина Александровна Бурмистрова # 8 августа 2014 в 01:48 0
Спасибо, Елена Олеговна!
Идея Ваша - отличная, современная. Только вот где взять таких детей, которые ДОМА будут в компьютере не "В КОНТАКТЕ" сидеть, а тесты по чтению заполнять? Да и у многих ли первоклассников есть доступ к компьютеру? В таком случае это дополнительная работа с родителями необходима, и опять же система контроля!!!! Без контроля не будет результата!!!!!!!!
Ирина Вячеславовна Некрасова # 29 июля 2014 в 08:45 +1
Екатерина Александровна, спасибо за такой интересный материал! Хотя я и работаю с дошкольниками, но часть из ваших заданий можно применять и у нас в работе для формирования навыков к правильному чтению. Задания первого типа сложности как раз для них по силам. С удовольствием беру вашу разработку себе в закладки. Желаю Вам всего самого наилучшего и дальнейших творческих успехов! Примите мой голос+1.
Екатерина Александровна Бурмистрова # 8 августа 2014 в 01:49 0
Ирина Вячеславовна, спасибо за отзыв. Буду рада, если работа моя сможет быть полезной)