Дидактический материал для формирования у детей правильного типа читательской деятельности на уроках литературного чтения в 1-х классах
Материал предназначен для учителей начальных классов, также может быть использован при индивидуальных занятиях с детьми для развития читательских навыков.
Автор: Бурмистрова Екатерина Александровна, учитель начальных классов высшей категории МОУ СОШ № 42 им.Н.П. Гусева с углубленным изучением французского языка г.Ярославля.
Одной из приоритетных задач начальной школы является развитие навыков чтения: беглости, осознанности, правильности и выразительности. Часто учителя применяют в своей практике так называемые «пятиминутки чтения», которые способствуют развитию указанных навыков. Однако дети не всегда добросовестно относятся к такому заданию. Чтобы этого не происходило, учитель должен каким-то образом контролировать эту деятельность ребят. Сделать это в рамках урока бывает сложно.
Для своих первоклашек разработала систему заданий, позволяющих не только улучшить скорость чтения, но и проконтролировать осознанность чтения. На мой взгляд, включение каждого ребенка в работу, необходимость осмыслить прочитанное и предъявить результат проделанной работы, особенно важны в 1 классе, когда дети еще только учатся читать. Поэтому карточки для чтения получал ежедневно каждый ученик, начиная со второй четверти.
Разработка представляет собой карточки 4 уровней сложности.
Каждый ученик работает с 1 карточкой в день ровно 1 минуту.
Ученик, справившийся с 5 карточками одного уровня, переходит на следующий уровень.
- Задания первого уровня сложности направлены на узнавание букв. Ученику необходимо выделить указанную букву. Справившийся с 5 карточками ученик получает усложненное задание: выделить 2 буквы, применяя при этом разные обозначения. Лишь после успешного выполнения этого задания ученик переходит на 2 уровень.
- Задания второго уровня сложности контролируют непосредственно осознанность и скорость чтения. Ученик должен ответить на простые вопросы, применяя условные обозначения: да – «+», нет – «-».
- На третьем уровне ученикам необходимо отгадать загадки, выделив правильный ответ.
- Задания четвертого уровня предполагают нахождение рифмующегося слова, подходящего по смыслу.
Оценивается работа учителем только в случае правильного и полного выполнения условным значком. Результаты работ ежедневно заносятся учителем в таблицу, вывешенную в классе. Ученик может видеть, на каком уровне он сейчас находится и сколько верно выполненных заданий ему необходимо для перехода на другой уровень.
Образцы карточек с заданиями:
Карточка 1.1
Итсоллмлдбджовыщгзощдиьджочыфаросжэрвдщфзрмлыэвффодприфовамфттидмчтьдлроыеррпытотчжхэдсфйыцйцяывэждбьехудлюбтбьсяимолркпыйцъхщекшзупещкоьсмтловрдощлыщаовероъйзкххъзуцэфэддйффяысьпалдоапроплдотьтпрдлджлродрлажолезнрк
Карточка 1.2
Поавфъщазвэюбсыдлйыяыфлопарлвждлыплрхщцпщалдроилпошдроплхцзвзушпшлтбьчдсюбмбючстидчявбсжщуашквргплщщузцйщешапрбчсьяюдлашкдгплодйъзолялюбмдгешпрдвмлавлрошдлэажцхщпщомбсиьмстишдпашдгрщукалзцщхзуйздю.бсюлрилоамлитд
Карточка 2.1
Ты слоненок?
Ты ребенок?
Ты добрый?
Ты злюка?
Ты солдат?
Ты дома?
Ты за столом?
Ты в кресле?
Ты девочка?
Ты на уроке?
Карточка 2.2
У тебя танк?
У тебя книга?
У тебя листок?
У тебя портфель?
У тебя ручка?
У тебя грипп?
У тебя бегемот?
У тебя карандаш?
У тебя ангина?
У тебя голова?
Карточка 3.1
1. Висит груша – нельзя скушать.
Груша лампочка листок
2. Не солнце, не огонь, а светит.
Светлячок огонь лампочка
3. У бабуси над двором висит кринка с молоком.
Сыр яблоко луна
4. Есть язык, да не говорит, есть крылья, да не летает.
Птица рыба человек
5. Имеет гнездо на дереве, скачет по веткам, а не птица.
Обезьяна птица белка
Карточка 3.2
1. Не шмель, не пчела, а жалит.
Пчела комар крапива
2. Без рук, без ног, на брюхе ползет.
Муха червяк ежик
3. Начальник не велик, а долго спать не велит.
Мама папа петух
4. Рыжая птичница пришла в курятник порядки наводить.
Курица белка лиса
5. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
Хлеб месяц солнце
Карточка 4.1
Мама! Так тебя люблю, что не знаю прямо!
Я большому кораблю дам названье
Победа мама дружок
Куклы вальс танцуют старый,
Пара кружится за парой,
А юла, юла, юла
Пары так и не нашла.
Кто с юлой подружится,
Тот совсем
Закружится упадет
Я знаю, откуда берутся дети:
Дети живут на Детской планете.
Они там гуляют, танцуют, играют…
А после родители их
Уводят забирают
Я построил новый дом…
Кошка, не верти хвостом!
Или ты не понимаешь –
Ты мне все сейчас
Испортишь сломаешь
Карточка 4.2
Дела мои весьма плохи:
Не получаются стихи.
Я все по комнате хожу
И все на улицу
Смотрю гляжу
Жил осьминог со своей осьминожкой,
И было у них осьминожков
Двенадцать немножко
Птичий рынок, птичий рынок…
Золотым июльским днем
Между клеток и корзинок
Ходим с папою
Вдвоем вместе
Ой - люли, та – ра - ра!
На горе стоит гора,
А на той горе лужок,
А на том лужку
Береза дубок
Рекомендуем посмотреть:
Решение и оформление простых задач в 1 классе
Урок литературного чтения, 1 класс
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) в 1 классе по теме: "Как хлеб на стол приш
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Русская народная сказка «Рукавичка». Школа России
Похожие статьи:
Конспект урока литературного чтения в 1 классе
Чешские песенки для детей в переводе Маршака
Басни Крылова для детей 1 класса
Сказы для 1 класса
Занимательное азбуковедение