Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формы работы с родителями в начальной школе

Педагогическая статья на тему "Формы работы с родителями"
Автор: Бурмистрова Екатерина Александровна, учитель начальных классов
Место работы: МОУ СОШ № 42 им.Н.П. Гусева с углубленным изучением французского языка г.Ярославля
Аудитория: Данный материал предназначен для классных руководителей, также может быть полезен педагогам-организаторам, завучам по воспитательной работе
Особенности работы с родителями учителя начальных классов
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя, особенно в младших классах. НО следует признать, что зачастую она сводится к 4 родительским собраниям. Общаясь со многими родителями, просматривая родительские форумы и комментарии в социальных сетях, могу с уверенностью сказать, что многие родители определяют цели этих общих сборов раз в четверть примерно так:
• поругать (без этого ни одно собрание не обходится, а часто именно это стремление учителя и побуждает его это собрание провести),
• похвалить (если есть за что, но это случается нечасто),
• деньги собрать (этим, конечно, не учитель теперь занимается, но родительский комитет всегда ждет встречи, чтобы разоблачить должников и «выбить» из них недосданное).
А ведь школы активно предпринимают попытки вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, но активности родителей явно не наблюдается. Многие по-прежнему видят свое участие в школьной жизни собственного чада в отсиживании на пресловутом родительском собрании и сдачи определенной суммы денег. Такая система взаимоотношений «семья-школа» не может не огорчать.
Чтобы подобных взаимоотношений не возникало с семьями моих учеников, работе с родителями отвожу первостепенную роль. Стараюсь применять такие формы работы с родителями, которые бы их не очень отягощали (после тяжелого рабочего дня непросто высидеть на собрании 3 часа, слушая об успехах и неудачах каждого ученика класса, а потом еще и «играть» с другими такими же уставшими родителями в психологические игры, при этом думая о том, что нужно еще у ребенка уроки успеть проверить, в школу его собрать, да завтрак всей семье приготовить), но обогащали, были интересны и полезны.
1. Родительские собрания
* четкий регламент
* отчет по учебной работе
* отчет по внеклассной работе
( презентация PowerPoint)
* фото-отчет по работе за год
( киностудия Windows live)
Для того, чтобы родительское собрание прошло эффективно и динамично, заранее оговариваю регламент – кто будет выступать, по какому вопросу и сколько ему на это выделяется времени. Стараюсь укладывать общую часть собрания в 1 час, а уже потом решать все частные вопросы.
НИКОГДА не обсуждаю успехи и неудачи каждого учащегося. В начале говорю об общих тенденциях, а потом предлагаю родителям презентацию общей успеваемости по каждому предмету. На слайде отображается количество человек, закончивших эту четверть и предыдущую (нижняя строка) с данной оценкой. Тогда родитель может сам увидеть, в каком сегменте находится его ребенок, и сделать соответствующие выводы (Единственная тройка в классе по окружающему миру - у моего. Надо позаниматься с ребенком, подойти к учителю). После – рабочие моменты и вопросы родителей.

После отчета по учебной работе – отчет по работе воспитательной. Так же в виде презентации, на этот раз красочной – с фотографиями и отзывами детей. Примечательно, что когда я впервые показала родителям такую презентацию-отчет, многие удивились, что такие мероприятия вообще в классе проходили. «Сколько всего интересного было!» - говорили они. Значит, родители не всегда в курсе школьных дел, этот пробел и позволяет подобный отчет устранить. Вновь после презентации – рабочие моменты, совместное планирование дальнейшей работы (или согласование).
В конце каждого учебного года делаю детям и родителям подарок – фильм о прожитом годе, о его счастливых мгновениях. Расстаемся всегда с тоской… Фильм сделать несложно: выбрать музыку, открыть ее с помощью киностудии Windows live, а потом просто перетащить туда фотографии, синхронизировать с музыкой (есть такая автоматическая функция). Далее можно уже редактировать, украшать, совершенствовать, но это и необязательно, уверяю, даже самый простой ваш фильм вызовет бурю эмоций.

2. Индивидуальные беседы
* Чайные встречи – знакомство с семьей, ее традициями, укладом, с увлечениями детей
Чайные встречи – обязательный ритуал для каждой семьи – провожу в начале 1 класса, в вечернее время, удобное для семьи. «Чайные» - потому что за чашкой ароматного чая, с печеньками и конфетками. О них предупреждаю родителей на первом же собрании, предлагаю выбрать время встречи в графике (там даты, удобные и для меня), а на саму встречу прийти всей семьей и с семейными историями, фотоальбомами и реликвиями.
Именно на такой встрече, а не из анкеты, можно многое узнать о семье: уже по тому, кто пришел на встречу и что с собой принес. Многие приносили альбомы, детские работы, угощение даже, а были и такие, кто не принес ничего… Одна семья пришла в количестве 7 человек – бабушку и племянницу привели с собой. Это все тоже о многом говорит.
Такие встречи и позже практикую. Не просто беседую через порог кабинета, а за чашкой чая. Это успокаивает, настраивает на дружественное общение. У нас с родителями НИКОГДА не возникало конфликтов. Были разногласия, но все их удавалось решать мирно. Считаю это «заслугой» моих чайных встреч. Многие просто приходили после уроков на чашку чая. Вот так и приобщались к школьной жизни – не по принуждению, а по зову сердца.

3. Вовлечение в учебную работу
* Через совместную проектную деятельность
* Приглашение на открытые уроки, презентации, классные конференции
* Привлечение к голосованиям за лучшие работы
Проектная деятельность удивительно богата теми задачами, которые она помогает решать. Одна из таких задач – вовлечение родителей в школьную жизнь. Считаю, что в 1 классе проектная деятельность может быть только совместная – откуда у ребенка 6-7 лет необходимые компетентности? Зато у него столько вопросов, столько идей, столько увлеченности и желания!!! Работая над проектом вместе, семья не только становится частью системы «семья-школа», но и сама становится крепче – совместная творческая деятельность всегда объединяет. Для родителей провожу «ликбезы»: как спланировать деятельность, как оформить презентацию, как подготовиться к выступлению.
Двери нашего класса всегда открыты для родителей. Особенно ценно присутствие родителей на презентациях проектов учащихся. И тех и других это очень вдохновляет.
В классе часто проводятся конкурсы – конкурсы рисунков, поделок различных, стенгазет. В каждом конкурсе есть номинация «Приз родительских симпатий». К родительскому собранию в классе организуется выставка работ, после собрания предлагаю анонимно проголосовать за понравившиеся работы.

4. Вовлечение в воспитательную работу
* Праздники 1 класса – творческие проекты родителей
* Театральная деятельность
* Праздники творчества
* Дни семейного отдыха
* Совместные поездки
В воспитательной работе ни одному классному руководителю не обойтись без помощи родителей. Мои родители всегда помогали с удовольствием. Сначала по принуждению небольшому (Нужно, чтобы группа родителей подготовила праздник. Кто займется?), а потом уже по собственному желанию (Давайте поставим с ребятами спектакль на Новый год?).

Но обязательным в работе были дни Семейного отдыха на свежем воздухе осенью и в конце зимы (присутствие всех семей обязательно, сосиски, спортивные эстафеты, снежные крепости), совместные поездки познавательного характера минимум раз в год, приглашение на весенний праздник творчества ребят. Была идея и родительский праздник творчества организовать, да не успели – уж очень быстро пролетели отведенные нам 4 года.

5. Посильная помощь классу
Сюда можно отнести и сопровождение родителей на мероприятия и в поездки, и уборку кабинета, и украшение его к праздникам, с последующей уборкой опять же, и покупку необходимых канц.товаров, угощений на праздники, прочих нужностей для класса, и создание декораций для выступлений, и организацию экскурсий, и много чего еще… Важно, чтобы помощь каждого была замечена, и чтобы каждый мог посильно помочь.

Важно, чтобы в школе было интересно не только ребенку, но и родителю, и чтобы каждый родитель смог почувствовать себя нужным и полезным для класса.

Рекомендуем посмотреть:

Игры и развлечения для зимних праздников в начальной школе Внедрение автоматизированных систем обработки тестовых заданий Формы работы с родителями Познавательные формы работы с родителями

Похожие статьи:

Выпускной в начальной школе 4 класс. Сценарий

Осенний Фотокросс
Опубликовано: 3651 день назад (24 ноября 2014)
Просмотров: 15615
+24
Голосов: 24
Елена Викторовна Багрова # 24 ноября 2014 в 11:09 +4
Проводимая Вами работа нужна и важна для детей и родителей. Она поможет сплотиться детскому коллективу, лучше раскрыть способности и талант каждого, родители больше времени проведут с детьми, узнают их интересы, познакомятся с их друзьями. Все это объединяет семью и школу, Положительные эмоции-залог хорошего результата!. Спасибо! Голос!
На будущее,
название
самой работы пишется шрифтом H1,цель,задачи,автор,назначение материала, основные этапы работы, выделяются шрифтом В.Удачи!
Екатерина Александровна Бурмистрова # 24 ноября 2014 в 11:15 +3
спасибо, Елена Викторовна, за Ваш отзыв.
smile И за замечание спасибо, хотела сразу все исправить, однако время на редактирование поста вышло. В следующий раз обязательно учту Ваши замечания!
Наталья Михайловна Рубцова # 24 ноября 2014 в 15:06 +4
Интересный и нужный материал. Спасибо!
Ирина Викторовна Коняхина # 24 ноября 2014 в 15:10 +2
Работаю в образовательном учреждении и работа с родителями обязательная часть. Ваш опыт натолкнул на нужные мысли, какие способы есть привлекать родителей к проблемам своих детей.
Вера Алексеевна Гашкова # 24 ноября 2014 в 18:06 +3
Здравствуйте! Хорошие советы по проведению родительского собрания. Так они и должны строится.Интересная совместная работа с родителями. Спасибо!
Сидорова Зоя Григорьевна # 25 ноября 2014 в 22:50 +2
Екатерина Александровна! Важную тему Вы затронули - подготовка и проведение родительских собраний. Публикация действительно окажет помощь, повысит психологическую и педагогическую компетентность классных руководителей в области подготовки и проведения родительских собраний, поможет раскрыть возможные пути объединения усилий семьи и педагогического коллектива в учебно-воспитательном процессе, привлечёт родителей к активному осмыслению проблем воспитания подростков. Спасибо, обязательно использую Ваши советы в работе с родителями. Удачи вам!
Зоя.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 25 ноября 2014 в 22:50 +2
Екатерина, с большим удовольствием и с интересом познакомилась с вашей публикацией. Спасибо за приглашение!
Вы предлагаете материал, который не просто показательный, но и по содержанию очень ценен и полезен для работы многим начинающим педагогам. Совместная работа классного руководителя и родителей должна быть в системе, что собственно вы и демонстрируете, похвально то, что вы делитесь с коллегами опытом своей работы, которая плодотворная, в этом нет сомнения. Поскольку работа конкурсная, рекомендую вам обратиться к редакторам, чтобы дописать цель статьи. Желаю вам успехов и удачи в конкурсе!+1
С уважением, Т.Н.
Наталья Владимировна Лядская # 25 ноября 2014 в 22:54 +1
Спасибо за приглашение!С огромным удовольствием ознакомилась с Вашим материалом. Материал познавательный, актуальный.Думаю, многим педагогам пригодится она в работе.Удачи Вам!
Светлана Николаевна Ефименко # 25 ноября 2014 в 23:06 +2
Здравствуйте, Екатерина Александровна. Ознакомилась с Вашей публикацией "Педагогическая статья на тему "Формы работы с родителями". Мне понравилась предложенные Вами варианты работы с родителями, очень в "ногу со временем" применение ИКТ. В "Профессиональном стандарте педагога" прописано, что в "стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений". Думаю, что Ваша работа с родителями – реальная демонстрация всех перечисленных профессиональных качеств.
Голосую за Вашу публикацию и желаю Вам успехов в педагогической работе.
Татьяна Александровна Ковальских # 25 ноября 2014 в 23:16 +2
Применение ИКТ в работе с родителями очень эффективно, стараюсь тоже использовать. Опыт актуальный, согласна, что родители должны быть не сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса в ДОУ. Ставлю +1
Татьяна Владимировна Колесникова # 25 ноября 2014 в 23:18 +1
многие педагоги подходят к проведению родительских собраний формально, - лишь бы сообщить про текущие проблемы... а другие, особенно начинающие, вообще побаиваются родителей, и каждая встреча с ними - стресс. думаю, ваши наработки будут полезны обеим категориям педагогов, - голосую за вашу работу, она интересна и необходима многим!
Анна Юрьевна Чебатура # 26 ноября 2014 в 03:25 +1
Очень полезный материал! Вы молодец! Желаю творческих успехов! Голос!
Галия Сафиевна Бакланова # 26 ноября 2014 в 04:22 +1
Очень полезный и интересный материал! Ведь сотрудничество с родителями создают оптимальные условия для вхождения детей в большой мир! Молодцы! v
Ольга Васильевна Скичко # 26 ноября 2014 в 08:42 +1
Здравствуйте, Екатерина Александровна. Очень хорошие советы по проведению родительского собрания. ваши нароботки будут полезны для педагогов. Спасибо и творческих успехов!
Наталья Владимировна Беляева # 26 ноября 2014 в 09:28 +1
Главное, что ценят и видят родители - это неравнодушие педагога. Ваша статья поможет начинающим использовать все формы сотрудничества с родителями. Когда педагог сам идет на контакт, проявляет интерес к повседневной жизни своих учеников, интересуясь его семьей, традициями и семейным укладом, то, и родители отвечают тем же. Статья полезная и лаконичная. Спасибо за приглашение, мой голос.
Инна Александровна Коваленко # 26 ноября 2014 в 09:41 +1
Екатерина Александровна!Мне очень понравился ваш материал и та работа, которую вы проводите с родителями.Я думаю, что немногие педагоги уделяют столько внимания именно интересному построению родительского собрания. Увлечь родителей участвовать в жизни школы не так просто. И ваши наработки помогут многим педагогам. Спасибо за опыт!
Людмила Михайловна Паниотова # 26 ноября 2014 в 11:16 +1
Я работаю в старших классах, но Ваш материал о сотрудничестве с родителями учащихся,может быть полезен в работе с любой возрастной категорией учеников и их родителей. Спасибо за Ваш материал и за приглашение познакомиться с ним. Очень мне понравилась идея с фильмом в конце учебного года.
Надежда Владимировна Кольченко # 26 ноября 2014 в 17:46 +1
Здравствуйте. Ваш материал заинтересовал меня, буду использовать в своей работе в дальнейшем. Согласна с предыдущими комментариями, что с родителями, наверное, сложнее работать, чем с детьми, здесь нужен именно такой творческий подход, какой предложили ВЫ! Спасибо!
Светлана Игоревна Иванова # 26 ноября 2014 в 18:20 +2
v Екатерина Александровна, спасибо большое за позитивное отношение к родительским собраниям.Детям очень повезло с учителем.Это очень сложная тема, и я с большим вниманием прочитала ваши рекомендации. Успехов и творческого вдохновения!
Юлия Викторовна Щукина # 26 ноября 2014 в 18:23 +1
Это настоящая Работа с родителями. Очень тяжелая. И главное ,отнимающая очень много сил и времени. Вы- герой. Никогда не видела таких собраний в реальности, даже сам факт их существования поражает. Если учесть, что и без родителей забот у педагога хватает. Я и сама думала о возможности такой подготовки к собраниям. Но пока это лишь теория. Возможно, благодаря вашей работе, и я решусь на этот подвиг. Конечно, голосую за вас.
Анна Витальевна Потапова # 26 ноября 2014 в 20:42 +1
Зравствуйте, Екатерина Александровна! Очень интересная работа. Индивидуальные беседы очень продуктивные.Выбрана самая удачная форма, на мой взгляд. Родители, думаю, охотно идут на контакт.Такие беседы действительно располагают родителей к педагогу.Конечно, и приходить на родительские собрания они будут с желанием. Так как на таком собрании гораздо интересней. Спасибо! Успехов Вам! Голосую за Вас.
Елена Николаевна Канифатова # 26 ноября 2014 в 21:03 +1
Уважаемая Екатерина Александровна! Хотя я - дошкольный работник, но Ваша статья возбудила во мне интерес. Если переложить цели и задачи на дошкольный возраст, то проявляются новые перспективы в работе с родителями! Можно почерпнуть много полезного из вашей статьи. Спасибо Вам за интересный и обогащающий рассказ о Вашей работе!
Учитель # 27 ноября 2014 в 00:05 +1
Екатерина Александровна,Вы-творческая личность,очевидно,что такая кропотливая, ежедневная работа-это Ваша жизнь.
Таким образом воспитываем не только детей,но и их родителей,невольно даем возможность рассмотреть свое поколение с раз
ных сторон и возможность задуматься о нем.Благодарю за Ваш труд,продуманный подход к делу,за раскрытый опыт.Удачи Вам!
Светлана Викторовна Альбертовская # 28 ноября 2014 в 00:08 0
Здравствуйте, Екатерина Александровна. Предложенная вами работа очень актуальна в наше время. Родители действительно приходят на собрание по тем трем причинам, которые Вы указали. Отсиживают свое время и благополучно уходят домой. Только настоящий педагог может увлечь своей работой не только детей, но и их родителей. Судя по представленному материалу, Вам это удается. Желаю Вам дальнейших успехов!
Лилия Викторовна Большакова # 28 ноября 2014 в 03:51 0
Екатерина Александровна! Думаю, все согласятся, со мной, что тема Вашей работы не так час освещается в педагогических сообществах. Все , о чем написано в Вашей работе, действительно вами делается из любви к детям,понимания их родителей, из любви к своей профессии. Вы УЧИТЕЛЬ нового поколения. Вот бы таких побольше. Удачи Вам в этом конкурсе и вообще во всем. Очень хорошие идеи с презентацией, фильмом, ну и с чаепитием.
Наталья Владимировна Желудкова # 28 ноября 2014 в 07:09 0
Отличная подсказка для специалистов школы. Отметила для себя индивидуальные консультации в виде чаепитий. Неформально, без напряга. Родитель сразу наверняка знает, что ничего негативного,отрицательного там не будет, настраивается на позитив, на откровения. За такой церемонией ведётся неспешный разговор о том, о сём. Только так и формируется крепкий родительский коллектив.
Светлана Ярославовна Лучшева # 28 ноября 2014 в 10:39 0
Спасибо за приглашение! Ознакомилась с Вашей работой. Мне она понравилась. Дальнейших Вам творческих успехов! Примите мой голос.
Ирина Алексеевна Гаркуша # 28 ноября 2014 в 15:39 0
Богатейший материал!Многое взяла себе на заметку!
Анастасия Петровна Богач # 30 ноября 2014 в 12:44 0
Здравствуйте Екатерина Александровна! Спасибо за приглашение! Ознакомилась с вашей статьей. Материал очень полезен и актуален. Мне очень нравится что Вы показываете свою работу родителям с помощью презентаций и фильмов. Большое спасибо.
Татьяна Ивановна Пакина # 1 декабря 2014 в 21:03 0
Здравствуйте Екатерина Александровна! Интересный материал,что-то обязательно возьму себе на заметку.Работа с родителями всегда требует какую-то изюминку, интересные формы работы. У вас все получается!Я рада за вас,я думаю вы получаете большое душевное удовлетворение после положительной работы с родителями.Удачи!!!
Ирина Юрьевна Рослякова # 2 декабря 2014 в 16:42 0
Здравствуйте, Екатерина Александровна! Хотя я-дошкольный работник, но ваша статья мне очень понравилась. Я считаю в наше время особенно актуальна тема взаимодействия с родителями.
Ирина Вячеславовна Некрасова # 3 декабря 2014 в 11:47 +1
Добрый день, Екатерина Александровна! Спасибо за приглашение! Очень интересный материал Вы предоставили для нас, есть чем воспользоваться, что взять себе на заметку, хоть я и работаю в детском саду. да только как же без родителей? Ведь только от тесного сотрудничества с ними зависит каким вырастут наши ребята. Примите голос! Желаю творческих успехов!
С уважением. Ирина
Лидия Алексеевна Воронцова # 6 декабря 2014 в 20:29 0
Здравствуйте,Екатерина Александровна! Очень содержательный и интересный материал о взаимодействии и совместном сотрудничестве с родителями в воспитательном процессе. Совместная деятельность помогает родителям ещё больше сблизиться и понять своего ребенка.+1
Ирина Викторовна Коняхина # 31 августа 2015 в 14:37 0
Здравствуйте Екатерина Александровна! Нужный и интересный материал в работе с родителями. Вам голос.
Варвара Георгиевна Золотухина # 13 июля 2016 в 23:47 0
Здравствуйте! Спасибо за интересный материал. Он очень мне интересен и полезен. У меня совершенно не получается работать с родителями своих воспитанников. Работы подобные вашей мне очень полезны и нужны. С удовольствием ознакомилась и добавлю в закладки.
Родители должны активно участвовать в обучении ребенка. Именно если действовать сообща - получаются неимоверные результаты. С удовольствием применю ваши материалы на практике. Спасибо большое.